Фотография в дизайне или дизайн в фотографии

Дизайн может изменить подход к фотографии, а фотография может стать основой для дизайна.

Возможно, в этом году мы отмечаем 200-летие фотографии. Почему «возможно»? Потому что впервые французский изобретатель Жозеф Ньепс получил зафиксированное изображение «Накрытый стол» около 1822 года, но оно не дошло до нас. Самая старая из известных нам фотографий – «Вид из окна в Ле Гра» 1826 года. 

Point_de_vue_du_Gras.jpg
Гелиогравюра «Вид из окна в Ле Гра», 1826 г. Отпечатанная с литографического клише. Жозеф Ньепс

Но днём рождения фотографии считается 7 января 1839 года: в этот день в Парижской академии наук был сделан доклад об изобретении Ньепса и Дагера, которые смогли впервые получить фиксирован­ное фотографическое изображение. Почти одновременно с ними это удалось сделать англичанину Тальботу. Эти три человека считаются изобретателями фотографии. Началась её удивительная история. Позже появился фотоаппарат, сравнительно недавно – смартфон… 

Бульвар Тампль, Париж. 1838 г. Дагеротипия. Первое фотоизображение человека.
Бульвар Тампль, Париж. 1838 г. Дагеротипия. Первое фотоизображение человека. На снимке показана оживленная улица, но поскольку экспозиция составила более 10 минут, все движущиеся предметы не были зафиксированы. Исключением является человек в левом нижнем углу: он стоял достаточно долго, пока чистили его сапоги, поэтому оказался на снимке. 

Фотография активно вошла в рекламу в конце 20-х годов XX века. Тогда издательства и рекламные агентства начали пользоваться её услугами. Однако стоит помнить, что парижские графики – те, кого сейчас причислили бы к графическим дизайнерам, например, Альфонс Муха, – и в последней четверти XIX века уже целенаправленно и уверенно в своих работах обращались к фотографии, как к способу эскизирования.

«Славянский эпос». Альфонс Муха. 1928
«Славянский эпос». Альфонс Муха. 1928

Мы помним, как появление фотографии переформатировало всю визуальную культуру. В числе прочего это породило новые «впечатления» и создало импрессионизм, а далее и все модификации изобразительных искусств, вплоть до абстракции. Одни художники гневно и презрительно отвергали фотографию, другие – вроде Дега – благодарно вписали в свою палитру как часть инструментария. Массовые гравёры и литографы постепенно были вытеснены и почти исчезли как ремесленный цех, оставшись в локации исключительно художнической. В конце концов фотография добилась признания уже в качестве одного из самостоятельных видов искусства. Как чуть позже и кино, когда остановленные мгновения обрели новую и отдельную жизнь.

Массовое распространение общедоступной фотографии в качестве карманной технологии в итоге сыграло злую шутку. Её демократизация, лишив фотоискусство нимба сакральности, специфических талантов и технологических ухищрений, привело к столь же массовой деградации визуальной культуры. Многие новшества лишили человека индивидуального прогресса, а привычные области применения фотоизображений – выверенного качества работы. Даже очень серьёзные профессиональные ситуации, в которых риски измеряются потенциально огромными потерями, сплошь и рядом иллюстрируются вот этим непритязательным выражением – «сняли на телефон». Разумеется, со временем оплошности осознаются, но посредственный результат уже появляется и успевает нанести ущерб.

Как сохранить (и надо ли) отношение к фотографии как к особенному виду деятельности, требующему не меньшей вдумчивости, чем конструкторская сборка? Как доказать, что необязательность и промахи могут стоить дорого, буквально – в деньгах? Аналогично проблема опрощения и вульгаризации знакома графическим дизайнерам или дизайнерам интерьеров. Формула «нам одна девочка нарисовала» обычно означает низкий уровень профессионализма при соответствующей неготовности заказчика вообще тратиться на это.

Разумеется, далеко не каждая сфера человеческой деятельности требует уровня «бог» в том, что касается иллюстрирования с помощью фотографии. И всё же не может не огорчать то, что происходит с потерей качества визуализации в областях, где это важно. Ведь это кроме того означает снижение планки когнитивных поисков и профессиональной требовательности, откуда недалеко и до полной потери контроля над тем, что ты делаешь.

Концептуальная целостность задачи и её решения связывает цели и способы их реализации цепочкой последовательной работы: от идеи (которую точно понимает визуализатор) до воплощения (когда он отвечает за изображение именно потому, что максимально точно выразил задуманное). Некоторые примеры симбиоза настолько блистательны, что составляют культурологические феномены своего времени. Например, плакатные работы Эля Лисицкого, в которых коллаж экспрессивных абстракций и фотофрагментов заявили новую материю графического дизайна с его супрематическими поисками. Именно таким образом элитарная обособленность фотографии вдруг приобрела энергию самой доступной и понятной народности.

«СССР строит социализм», Эль Лисицкий, 1933
«СССР строит социализм», Эль Лисицкий, 1933

Другим реформатором являлся Оливьеро Тоскани, который сломал шаблоны феерически нахальными рекламными кампаниями Benetton (возможно, это самый долгоиграющий – 18-летний – совместный проект), которые открыли невиданные прежде пространства свободы, эпатажа, но и честности при безусловной хлёсткости самих изображений и породивших их идей.

Рекламная кампания осенней коллекции «Benetton 2018». Фотограф: Оливьеро Тоскани
Рекламная кампания осенней коллекции «Benetton 2018». Фотограф: Оливьеро Тоскани.

В качестве отклонения от массовости можно привести пример абсолютно уникальной работы, доступной сейчас фототехнологиям, – оцифровка рембрандтовского «Ночного дозора». Нечто совершенно невообразимое: разрешение каждого из более чем восьми тысяч микроснимков этого полотна приближено к 100 мегапикселам при результирующем объёме в 5,6 терабайт! Здесь же, в нашем материале, речь идёт, конечно, не о таких запредельных и узко специальных задачах. То, с чем сталкивается дизайнер, можно очертить внятными ассоциациями.

Источник: Rijksmuseum
Источник: Rijksmuseum

От редакции: мы попросили профессионалов, работающих в фотографии и дизайне, ответить на вопросы о взаимном проникновении, взаимодействии и влиянии фотографии на дизайн. Каков ваш собственный опыт взаимодействия между фотографом и дизайнером, часто ли вы совместно решаете поставленные творческие задачи? Должен ли дизайнер уметь фотографировать и, наоборот, фотограф быть отчасти дизайнером? В каком случае дизайнеры заказывают профессиональную фотосъёмку?


Екатерина Малахова, графический дизайнер:

У меня был очень разный опыт: и негативный, едва ли не трагический (утрирую, конечно, но лишь чуть-чуть) и прекрасный! Я сама очень ценю доверие клиента, и сейчас мне всё чаще доверяют и в плане дизайна, и в плане выбора команды на проект. И точно также я люблю доверять профессионалу – программисту, моушен-дизайнеру, фотографу. Любому профи очень важно это доверие – это поле для творчества.

Мне не кажется, что техническая общедоступность фотографии уничтожит это направление. Да, всё это есть: мы сами на телефон снимем, и нам племянница сотрудницы нарисовала. Наверное, это просто области рынка. Но ведь мы сегодня и не торгуемся за кроссовки или картошку. Мы просто идём в другой маркетплейс, а если всё же хотим определённый бренд, то соглашаемся с заявленной ценой. 

В итоге всё зависит от задачи, от понимания цели, от доверия стилю мастера. И тут действительно возможна какая-то магия. На мой взгляд, здесь должны сойтись все звёзды: дизайнер, фотограф и модель. Не забудем про погоду и тщательную подготовку.

Если говорить о фотографии с участием модели – это всегда немного театр или кино. Важно, чтобы модель привнесла некое содержание в кадр, а фотограф должен его раскрыть и уловить. И это непременно считывается зрителем.

Остаются требовательные аудитории. Если мы говорим об интерьерной съёмке, то журнал просто не примет к публикации материал ненадлежащего качества. И, поверьте, редактор прекрасно отличит даже убедительный рендер, не говоря уже о фото на телефон.

Думаю, что им [дизайнеру и фотографу] стоит понимать задачу. Это очень облегчает процесс.

Я никогда не фотографирую сама для проекта. Профессиональный фотограф это сделает лучше, а у меня будет время сосредоточиться на образе.

Под любую задачу – будь то предметная съёмка для каталога или имиджевая фотосессия со сценарием – всегда нужно планировать бюджет и время. Для имиджевой съёмки готовлю референсы, или, если таковых нет, рисую эскизы от руки. Фотографы предлагают собственные решения или подходы, и это классно. Клиенту бывает очень интересно поприсутствовать на съёмке, и это тоже здорово: видеть процесс создания проекта или даже участвовать в нём.

Arte. Фото: © Антон Миллер. Идея: Екатерина Малахова
Arte. Фото: © Антон Миллер. Идея: Екатерина Малахова

«… писала сценарий с ситуациями и композиционными схемами. Снимали с зеркалом, зеркало оказалось недостаточно большим, подстраивались, ловили отражение».

Dogroom. Фото: © Игорь Сахаров. Идея: Екатерина Малахова
Dogroom. Фото: © Игорь Сахаров. Идея: Екатерина Малахова

«полностью спонтанная съёмка. Была куча собачьей одежды и аксессуаров, приходили хозяева с собаками, под собаку быстро подбирала образ и одежду. Такса – сразу сложился «Шерлок Холмс» и даже трубка нашлась. Естественно, дыма никакого не было. Снимали, пока у собаки хватало концентрации, но было потрясающе легко!»

   
Olla – детская одежда. Фото: © Антон Миллер. Идея: Екатерина Малахова
Olla – детская одежда. Фото: © Антон Миллер. Идея: Екатерина Малахова

«Писала композиционный сценарий с запасом нескольких кадров, под список товаров. Детишки удивили своим высоким профессионализмом. Это была та съёмка, когда я не устала».

Радужная форель. Идея: Екатерина Малахова
Радужная форель. Идея: Екатерина Малахова

«…сложная была съёмка. Похоже, готовилась только я. Все остальные участники разбредались, не помнили о времени. Это какой-то известный повар, он, похоже, вообще не был предупрежден и был занят своей основной работой. Не было освещения, снимали в ресторане, не в студии. Весь лед растаял и стек на пол. Рыба теряла блеск, блюда – свежесть. Имени фотографа не вспомню, его пригласил клиент. Но фотограф был молодцом, отработал с концентрацией и результатом, несмотря на адские условия и полный раздрай».


NorMaali. Фото: © Ольга Линденбаум. Идея: Екатерина Малахова


NorMaali. Фото: © Ольга Линденбаум. Идея: Екатерина Малахова

«…сейчас мне самой сложно поверить, но мы весь материал отсняли за один день. Это оправданно, поскольку съёмка очень грязная. Я ещё неделю после этого находила краску в ушах и в волосах, а что уж говорить о моделях!»

Иван Куликов, графический дизайнер, креативный директор и основатель брендингового агентства «Терминал дизайн»:

Самый последний и интересный опыт был во взаимодействии со студией «FotoMoyka-8». Александр Трофимов и Александра Траубе превзошли все мои ожидания, как заказчика, так и дизайнера, и выполнили свою работу не просто технически грамотно по заранее оговорённому ТЗ, но и подошли творчески к поставленным задачам. Очень важно, чтобы фотограф предлагал своё видение и решения, которые помогают раскрыть сильные стороны снимаемого объекта и представить его с выгодной стороны, таких точек зрения, чтобы показать весь потенциал. Фестивальной Бронзе Международного Фестиваля «Среда-2021» во многом я обязан ребятам.

Silent Jazz Brew. «Терминал» разработал бренд и упаковку для всех сортов выпускаемой на данный момент продукции частной пивоварни Silent Jazz Brew. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Упаковка продукции частной пивоварни Silent Jazz Brew. Дизайн: © «Терминалдизайн». Фото: © Александр Трофимов. 2017

Думаю, что да [дизайнер должен уметь фотографировать]. Такая синергия даёт чрезвычайно высокий результат и качество съёмки. Фотограф не может не быть немного дизайнером. Если фотограф занимается съёмкой профессионально, то у него развивается чутьё, чувство композиции, понимание сути снимаемого объекта, его функции. Ведь он раскрывает функцию, а, значит, немного и проектирует сам объект.

Мы, как Брендинговое Агентство «Терминал», заказываем съёмку, когда понимаем, что нам нужен качественный продакшн. Иногда это даёт толчок развитию самого дизайна и стиля, снимаемого объекта. Мы начинаем видеть по-другому, например, упаковку. Так было со съёмкой для нашего заказчика «Харди Гарди». Сейчас, благодаря съёмке, мы увидели новый потенциал для нашего кейса, а заказчик понял ещё раз, что нужно довериться профессионалам, и они всё сделают в лучшем виде.

Игра для детей «Харди Гарди» Дизайн: «Терминалдизайн». Фото: © Александр Трофимов, Александра Траубе. 2021
Игра для детей «Харди Гарди» Дизайн: «Терминалдизайн». Фото: © Александр Трофимов, Александра Траубе. 2021

Александра Траубе, арт-дизайнер, ювелир: 

В своей работе по созданию украшений могу выделить несколько моментов, связанных с фотографией. Хотя в процессе работы думаешь о других вещах, но в итоге эти моменты оказываются решающими. Момент первый. Конечно, я знакомлюсь с работами других авторов в большинстве случаев через фотографию. Чем лучше выполнено изображение, тем больше автор самой работы вызывает уважение как профессионал. 

Второй момент. Он наступает, когда мне хочется уже скорее показать свою работу, но до финала ещё далеко, и тогда я фотографирую восковую модель через бумажный экран. Как театр теней. Это момент заигрывания, создания интриги. Мне интересно увидеть потенциал вещи, какую среду она может создать. На этом этапе ещё есть возможность скорректировать сам объект. Ведь тени и отражения раскрывают его суть.

Восковые модели двух колец из коллекции «Ган Эден» 2018 г. Фото сделано через бумагу. Автор: © Александра Траубе
Восковые модели двух колец из коллекции «Ган Эден» 2018 г. Фото сделано через бумагу.

Третий момент. Фотографирование законченной работы. Здесь стоит попытаться найти такого фотографа, с которым возможно решать творческие задачи. Часто люди довольствуются фотофиксацией с высоким техническим качеством изображения, что само по себе уже неплохо. Но мне хочется увидеть взгляд другого человека, и фотограф здесь – очень хороший помощник. Мы заперты внутри себя и довольствуемся собственным восприятием реальности. Снимать самой свою работу совершенно неинтересно. Особенно когда речь идёт о нашем творчестве: мы склонны пребывать в различных иллюзиях.

Кольцо из коллекции «Ган Эден» 2018 г. Фото: ©️ Александр Трофимов
Кольцо из коллекции «Ган Эден» 2018 г. Фото: ©️ Александр Трофимов

Дизайнер вовсе не должен уметь фотографировать, и фотограф не должен быть дизайнером. Мне кажется, что у этих явлений совершенно разная природа. Но, конечно, хотелось бы, чтобы фотограф был художником. И если не прописывать фотографу жесткое ТЗ, то вас ожидает награда за доверие.

Дизайнер заказывает профессиональную фотосъёмку в случае, если он хочет сделать следующий шаг. Для меня таким шагом станет фотосъёмка своей работы. Есть желание увидеть, насколько образ будет гармоничным. Конечно, можно пригласить модель, и это будет вполне дружелюбным жестом в сторону потенциального покупателя, но оба варианта уместны. Снимать буду в студии «FotoMoyka-8» – там, где меня понимают!

Энди Мартин, графический дизайнер, арт-директор ODB: 

За время работы мне приходилось и самому снимать по задаче, и ставить задачу фотографу. Я успел побывать практически во всех ролях: постановщика идеи и задачи, арт-директора, дизайнера, фотографа. Я думаю, взаимодействие с фотографом всегда очень важно, особенно в тех случаях, когда это рекламная фотосъёмка. Все-таки качественный конечный продукт дизайна – это коллективный труд, его всегда создаёт команда. 

ODB bureau, фото Энди Мартин. Emporio, каталог письменных принадлежностей. 
ODB bureau, фото Энди Мартин. Emporio, каталог письменных принадлежностей. 

Фото Энди Мартин. Фотосъёмка для журнала Собака.ru
Фото Энди Мартин. Фотосъёмка для журнала Собака.ru
 
Фото Энди Мартин. Фотосъемка авторской бижутерии.
Фото Энди Мартин. Фотосъемка авторской бижутерии.

Думаю, что в фотографии, как и в дизайне, очень важную роль играют нюансы. Необязательно быть дизайнером, фотографируя. Главное при совместной работе, чтобы и дизайнер, и фотограф понимали все тонкости постановки задачи и процесса. Это помогает добиваться правильного результата.

Фото Энди Мартин. Рекламная фотосъёмка для благотворительного магазина «Спасибо».
Фото Энди Мартин. Рекламная фотосъёмка для благотворительного магазина «Спасибо».

ODB bureau, фото Энди Мартин. Emporio, каталог хронометров.
ODB bureau, фото Энди Мартин. Emporio, каталог хронометров. 
 
В первую очередь [дизайнер заказывает профессиональную фотосъёмку], когда он выступает как арт-директор и управляет всем процессом создания конечного продукта дизайна. А может быть и более узкая задача. Когда необходима, например, предметная рекламная фотосъёмка элитного алкоголя, тогда, конечно, лучше обратиться к профессионалу именной в этой узкой области.

ODB bureau, фото Энди Мартин. Фотосъёмка для РА Воздух, рекламный плакат «Великосветские пельмени».
ODB bureau, фото Энди Мартин. Фотосъёмка для РА Воздух, рекламный плакат «Великосветские пельмени».


Давид Авакян, дизайнер, эксперт в области авиабрендинга, основатель дизайн-агентства ASGARD:

Мое знакомство с фотографией произошло сравнительно поздно – в седьмом классе отец подарил мне новенький фотоаппарат «Смена-8». С тех пор я не перестаю открывать для себя что-то новое в этом мире. Так случилось, что меня с детства окружали чудесные фотографы, у которых было чему поучиться. И этот опыт безусловно пригодился в моей дальнейшей профессиональной карьере. Я глубоко убеждён, что только тот способен понять красоту и сложность любого труда, кто сам пробовал себя на этом поприще. С особой теплотой вспоминаю годы учёбы в Мухинском институте, где фотоэксперименты стали частью нашего большого исследования в светодинамике, а в дальнейшем переросли в дипломный проект Asgard Design. Позже мы назвали так своё агентство.

С самого начала профессиональной деятельности нам приходилось много работать с рекламой. Возникающие на тот момент задачи невозможно было решить без профессиональной съёмки. Поэтому мы тесно сотрудничали с такими известными фотомастерами, как Максим Пенсон, Виктор Щуров, Александр Кокшаров. Эти люди научили меня правильному взаимодействию в процессе на всех этапах. 

Поддержание творческого состояния в тандеме – важнейшее условие успешной реализации любого замысла. Интенсивный обмен идеями создаёт необходимый драйв и приводит к ярким решениям.

Очень интересно было работать с Денисом Щигловским. Денис – профессиональный оператор и сторонник экспериментаторства, чутко улавливающий соль задачи. С ним было много проектов. Хочу рассказать о двух совершенно разных. 

В 2003 году мы делали дизайн годового отчета пивоваренной компании «Балтика». И нами была предложена идея не иллюстрировать его, как обычно, продукцией, а сделать главными героями издания людей, работающих на заводе. Задача сама по себе достаточно сложная и амбициозная, требующая чёткой организации процесса и координации многих служб. Сначала мы с Денисом обошли все отделы и департаменты завода, познакомились и предварительно сфотографировали большое количество людей.

Baltika_2003_1920_00.jpg
Годовой отчет пивоваренной компании «Балтика» за 2003 год. Дизайн: Брендинговое агентство ASGARD Фото: © Денис Щигловский

Отсмотрев материал, мы остановились на конкретных персонах, представляющих все подразделения огромной компании. Дальше с отделом маркетинга мы составили график съёмки, которая растянулась на несколько дней. Нужно понимать, что нам пришлось работать не с профессиональными моделями, а с обычными служащими предприятия, многие из которых впервые столкнулись с профессиональным фотографом. Поэтому в момент щелчка затвора практически все впадали в ступор. К каким только ухищрениям не пришлось прибегнуть, чтобы с лиц убрать каменные выражения! Мы работали в тандеме. Я забалтывал, Денис ловил момент реакции. Получилось здорово. Это издание до сих пор считается лучшим в компании и с особой теплотой вспоминается всеми причастными к этому проекту.

Годовой отчет пивоваренной компании «Балтика» за 2003 год. Фото: © Денис Щигловский
Годовой отчет пивоваренной компании «Балтика» за 2003 год. Дизайн: Брендинговое агентство ASGARD Фото: © Денис Щигловский

Другой связан с молодой и динамично развивающейся компанией Frujet – поставщиком овощей и фруктов в Россию. В рамках работ по брендингу мы предложили оформить офис крупноформатными художественными фотографиями. Но нам совершенно не хотелось увешивать стены бароккальной россыпью фруктов. Пришла идея по-новому взглянуть на тот товар, которым занималась компания и сделать макрофото частей фруктов и овощей. Денис с готовностью откликнулся на задачу. У себя в студии он соорудил специальные приспособления и с головой окунулся в съёмку. Общие усилия привели к ошеломительному результату. Клиент получил восхитительного качества изображения, которые нашли своё место не только в офисе, но и перекочевали на рекламную продукцию и на сайт.

Оформление офиса компании Frujet. Фото: © Денис Щигловский
Оформление офиса компании Frujet. Фото: © Денис Щигловский

Последний на сегодня опыт работы я приобрёл в фотостудии «FotoMoyka-8» нашего Союза, где Александр Трофимов отснял мой набор складируемой керамической посуды (проект 1986 года). Я давно хотел получить качественный фотоматериал, но понимал, что реализовать желание самостоятельно не смогу в силу разных причин, включая техническое оснащение студии. Да и вообще, взгляд другого профессионала может по-иному раскрыть достоинства дизайна. И вот Александр помог этим мечтам воплотиться. Безусловно, огромный плюс в работе с Александром – его дизайнерское образование. Ему не нужно долго объяснять, как должен выглядеть предмет. Он прекрасно чувствует задачу и видит способы решения. Для меня такая ситуация идеальна.

Admiral_1920_02a.jpg
Набор складируемой керамической посуды «Адмирал». Дизайн: Давид Авакян. 1986. Фото: © Александр Трофимов 2021
 
Что же в итоге? И правомочно ли вообще говорить об итоге? Будто время привычной фотографии уже исчерпано. Как видно из этого разговора, разный опыт и разные задачи иллюстрируют богатейшую палитру возможностей. Во времена всеобщих смартфоТов только кажется, будто фотография – это клик и автоматический результат, который не заставит себя ждать. Профессионализм тут – это прежде всего личность. Которая кроме опыта, интуиции и творческой искры, разумеется, на уровне естества дыхания общается с фототехникой. К виртуальной кнопочке должны прилагаться мудрая голова, точные руки и отзывчивое сердце. Тогда суммарный результат со стороны порой может походить на колдовство.

Материал подготовил: Владимир Корольков. 2022