Керамика Средней Азии. Часть первая. Хива

Большой и интересный рассказ о поездке в Среднюю Азию начинает здесь Мария Назарова. Впечатления от неутомимой путешественницы и исследовательницы столь обширны, что складываются в целый «триптих» статей. Предлагаем вашему вниманию его первую часть. 

Керамика Средней Азии привлекает многообразием форм и затейливых узоров, чистотой ярких цветов и виртуозным исполнением. Интерес к произведениям керамистов этого региона проявляют коллекционеры, дизайнеры и мастера изобразительных искусств по всему миру.

Гончарное дело издревле развивалось на территории Туркестана. Во время путешествия по территории современного Узбекистана (часть Западного Туркестана) в 2018 и 2019 гг. мы воочию убедились в том, что здесь сегодня, как и в незапамятные времена, из глины строят частные дома и общественные здания, используя обожжённый кирпич и сырец, сооружают печи-тандыры, в которых готовят пищу, оформляют фасады и интерьеры полихромными изразцами, украшают праздничные столы и стены комнат расписной керамической посудой. Среди городов Узбекистана, через которые в древности проходил Великий шелковый путь, Хива, Бухара и Самарканд сохранили традиции изготовления самобытной керамики. 

hiva_03.jpg
Сырцовые стены Ичан-Кала.
Хорезм претендует на статус старейшего центра керамического производства в Средней Азии. В Хиве, его древней столице, сохранилась традиционная школа гончаров, создающих расписную посуду и полихромные изразцы. Сами мастера-керамисты с гордостью отмечают, что из-за своей относительной географической изолированности хорезмской школе посчастливилось избежать влияний соседей и удалось сохранить самобытность декора. 

Традиции производства местной керамики, пожалуй, можно назвать самыми консервативными в современном Узбекистане. Здесь остаются верны устоявшимся композициям, символам и формам. Среди древнейших вариантов росписи открытых сосудов – дуговые арки, образующие сложный четырехугольник, розетки из лепестков лилий, четырехлистники с вытянутыми лепестками. В отличие от произведений, созданных в Бухаре или Самарканде, в Хиве изразцы и сосуды покрывают узорами, где основным мотивом является виноградная лоза, что напоминает о связи с традициями искусства Древнего мира. Также встречаются орнаменты из переплетающихся стрельчатых арок и вписанных в бутоны стилизованных кинжалов. 

Сырцовый дом. Фото:© Мария Назарова. 2019
Сырцовый дом.
Благодаря знойному климату в Хиве появились уникальные приемы декора сосудов для жидкости и пищи. Кувшины для воды (хум и хумча с двумя ручками), афтоба (с одной ручкой и носиком), хурма (без ручек, для воды или молока) полностью покрывают глазурью внутри, тогда как снаружи нижняя треть изделия остается неглазурованной. Это делают для того, чтобы при погружении в воду неглазурованная пористая керамика впитывала воду и охлаждала содержимое. Такие кувшины бывают монохромными – голубыми, сине-зелеными, также их украшают белыми и кобальтовыми геометрическими и растительными орнаментами.

Минарет Ходжа Имам. Фото: © Мария Назарова. 2019
Минарет Ходжа-Имам.
Блюда-чаши для хорезмского плова и рыбы (бадии) отличаются от традиционных узбекских блюд для плова, ляганов, большей глубиной, ножкой и высоким ровным бортиком. Считается, что такая форма появилась из-за того, что кочевники, населявшие жаркий Хорезм, закрывали этими сосудами, как крышками, казаны, в которых ещё оставалась пища. Сами бадии можно также накрыть широкими чашами-каса. Борта этих сосудов украшают орнаментами в виде стилизованных крыльев чудесных птиц, рогов баранов, змей или злаков.

Худжры в Ичан Кала. Фото: © Мария Назарова. 2019
Худжры в Ичан-Кала.
Приглушенные зеленые, синие и голубые краски – узнаваемая черта хивинской керамики. Современные хивинцы считают эти цвета символами счастья, умиротворения и достатка, напоминающими о небесном рае, его водах и садах. Мастера используют в своей палитре также белый, темно-желтый, темно-красный и коричневый. Строгие тончайшие узоры на зелёно-синем или кобальтовом фоне выполняют марганцем. Детали пишут толстыми выпуклыми слоями белой или желтой краски. Объемность всех элементов росписей подчеркивает толстый слой глазури, покрывающей изделие. В каждой мастерской секреты мастерства передаются от поколения к поколению. 

Тандыр. Хива. Фото: © Мария Назарова. 2019
Тандыр. Хива.
Самую лучшую керамику в Хиве делают из глины, добываемой на берегах озера Гауккуль (Говук-куль), которое считается священным. Согласно преданию, озеро образовалось на том месте, где брали глину для строительства Ичан-Калы, внутреннего города Хивы. Среди его памятников оригинальным керамическим декором фасадов выделяются айван (подобие открытой террасы) Медресе Мухаммада Амин-хана (1851-1854 гг.). Он украшен синей с белыми орнаментами глазурованной плиткой, как и примыкающие к нему двухэтажные стрельчатые аркады худжры (жилые помещения при духовной академии). В этот ансамбль входит также мощный приземистый минарет Кальта-Минар (узб. – короткий минарет, 1853-1855 гг.). Он считается незавершенным – возведение остановилось после гибели инициатора строительства Мухаммад Амин-хана. По всей поверхности этот минарет украшен лентами орнаментов из цветной плитки: бледно-голубого и светло-зелёного цвета с белыми элементами. 

Минарет Ходжа Имам. Фото: © Мария Назарова. 2019
Минарет Ходжа-Имам.
В архитектуре Хивы полихромные изразцы также активно использовали и в декоре интерьеров. Наиболее пышным убранством залов отличается мавзолей хорезмского поэта и философа Пахлаван Махмуда. Скромное погребение XIII в. с XVII по XIX вв. не раз перестраивалось и богато украшалось, так как здесь располагались могилы представителей семьи ханов Хивы. Декор, который мы видим сегодня, появился сравнительно поздно – в конце XIX в. Тогда помещения мавзолея от пола до потолков были облицованы строгой сине-бело-зелёной мозаикой глазурованных изразцов с национальными хивинскими узорами. На стенах усыпальницы и надгробиях затейливо переплетаются застывшие в полихромной керамике остролистые побеги, розетки райских цветов и каллиграфическая вязь. Композиции этих орнаментов напоминают ковры, развешенные по стенам. Считается, что традиции хорезмских кочевников сказались не только на форме и функциональности хивинских расписных сосудов: устоявшиеся схемы декора из текстиля перешли и в архитектурную керамику. Полосы-хошия образуют своеобразные рамки, внутри которых складывается «ковровый» узор из цветов, стеблей и бутонов. Волнообразные линии, изгибающиеся и ритмично пересекающиеся друг с другом, образуют еще один популярный хивинский орнамент, называемый пармагерих. Кроме интерьеров мавзолея Пахлаван Махмуда изразцы с этим орнаментом украшают дворы и покои дворцового комплекса хивинских ханов Таш-Хаули, стены мечетей, минаретов и медресе в Ичан-Кале.

Минарет Кальта Минар. Фото: © Мария Назарова. 2019
Минарет Кальта-Минар.
Сегодня в Хиве продолжает существовать несколько семейных гончарных мастерских, где трепетно берегут традиции старины, ревностно хранят индивидуальные секреты изготовления красок и глазурей, передавая их только внутри рода. Однако гостеприимные мастера с радостью рассказывают путешественникам о значении древних символов на глазурованных плитках, пиршественных чашах и повседневной посуде, с гордостью демонстрируют технико-технологические совершенства изделия: тонкий звонкий черепок, тончайшие затейливые узоры, блестящую и прочную глазурь. После появления в XX в. в Хиве крупного завода, производящего керамические, фаянсовые и фарфоровые изделия количество самобытных мастерских уменьшилось – многие гончары ушли трудиться на массовое производство. Этот завод функционирует и сегодня. Интересно, что здесь выпускаются глазурованные сосуды трех цветов – бело-голубые, насыщенно-зеленые и желтые. Городское предание гласит, что первыми, украшенными с особым вкусом и роскошью, в древности могли пользоваться только представители знати и богачи. Вторыми, с более сдержанным декором, – горожане среднего достатка, а третьими – с самым бесхитростным рисунком – не очень состоятельные простолюдины. В наши дни такую керамику можно встретить на местных шумных базарах Хивы или Ургенча и в сувенирных лавках в Ичан-Кале.

Панорама Хивы. Фото: © Мария Назарова. 2019
Панорама Хивы.
Покинув Хиву, мы направились через Аму-Дарью и красные пески Кызыл-Кума в Бухару, древний город, возникший в оазисе, и лежавший на караванных путях. Именно торговцам и путешественникам Бухара обязана своим богатством, позволившим привлечь сюда знаменитых мудрецов, виртуозных мастеров искусств и лучших ремесленников, среди которых одна из ведущих ролей принадлежала мастерам-керамистам. О традициях, формах и приемах в гончарном деле Бухары мы расскажем в следующем очерке.

Продолжение следует...

Текст и фото: © Мария Назарова. 2019