Реальность и перспективы «ковидной» моды

Мировая пандемия «Covid-19» положила начало трансформации всей системы моды, обозначив проблему выживаемости индустрии в условиях мирового финансового и политического кризиса. Ярко обозначенная тенденция «Мода вне моды», возбудившая массовый интерес к тенденциям данного периода и оригинальным идеям, предстаёт пока мало изученной и рассматривается автором в контексте раскрытия новых потребностей «прежнего» человека, вторгающихся в сферу деятельности дизайнера костюма.

«Мода двух последних десятилетий
была блестящей, яркой и гламурной.
Но всё переменится. Шумных и пышных
торжеств в ближайшее время не ждите».
(интервью с Александром Васильевым)
[Залеская А., 2021]

«Если вы в своей квартире, лягте на пол:
три — четыре…»
(из песни Владимира Высоцкого)


Проблемы вестиментарной культуры в период мировых кризисов и выдвигаемые ими обществу вопросы нельзя назвать новыми. С приходом промышленной революции проблемы эти только обострились, несмотря на то, что существовали задолго до формирования «общества потребления». Пандемия «Covid-19» явилась переломным моментом для индустрии моды первой четверти XXI века, одним из тех, когда нарушился привычный образ жизни и люди ощутили, что все их прежние потребности утратили значение. Старые установки ещё существуют, но многие из них уже не востребованы, лишены ценности и сведены к реальности, замкнутой в собственном жилище. Причём понимание, что эти изменения пришли всерьёз и надолго, ещё не сложилось, а новые «модные» ориентиры уже начинают обрастать предвосхищающими их признаками, в основу которых закладываются основы нового «он-лайн»-мироощущения: «При таком непредсказуемом будущем трудно планировать даже на полгода вперед!» [Попова Л., 2018] Мода превратилась в некую технологию, причастную затишью – некому инстинкту, реагирующему на коллективные чувства, вроде страха и растерянности. Что это — сокрушительный обвал, вынужденный побег, наступление «эры домашней одежды», своего рода уход в «чистый мир» или сознательный отказ, обращённый к уединённой «игре без режиссёра»?

011а.jpg

Мода времени пандемии ещё сильнее стала вращаться в орбите современных средств массовой коммуникации, которые буквально подменили реальность. Видео- и фото-изображения превратились в светочи «ковидной» моды, которые своими масштабами и потоком информации прямо или косвенно стали проецироваться на все сферы жизни человека «в заточении». В его квартиру стали врываться события, происходящие на другом конце земного шара, открывая взору захватывающие и покоряющие картинки. Человеку, не выходя из дома стали доступны путешествия в самые недоступные места, а то и просто имитирующие космическую реальность, позволяющие и переживать самые удивительные приключения.1 Это не могло не сказаться на живом человеческом воображении, которое под воздействием виртуальной реальности стало претерпевать существенные изменения, как в своём развитии, средствах выражения, так и формах потребления, когда «приобрести костюм может любой желающий, для этого не обязательно оплачивать участие в космической миссии». [Миронова Н., 2021]

006.jpg

Новый фон, который обозначила пандемия, превратили привычные установки моды, либо в бесполезные, либо в недостаточные, так как всегда были ориентированы на живой контакт и непосредственное взаимодействие человека и общества. В условиях избыточного и информационно насыщенного рынка, когда прежние механизмы модной индустрии всё ещё продолжали функционировать (пусть и в формате «он-лайн»-показов), переполняя свой багаж творческими предложениями дизайнеров, в большей части потребительского гардероба, предназначенного для того, чтобы ходить на работу, по улице или на различные массовые мероприятия, вдруг исчезла необходимость. И хотя о нём пассивно все ещё помнили, но уже совершенно не использовали, в силу его общего неупотребления. Эффективность и бесконечные возможности подобного вида коммуникации заставили многочисленным бюро прогнозирования предлагать потребителю новые разнообразные контексты поступающей информации, посредством её упрощённого «форматирования».

Предоставляя свои экраны для демонстрации творческой самодеятельности, предназначавшейся ранее лишь для обмена повседневной личной визуальной информацией, интернет создал огромный спрос на подобного рода «творчество», что не могло не привести к значительному упрощению художественных средств подачи материала, которые были сведены к бытовой фотофиксации. Такое упрощение привело к созданию, подгоняемых под общий стереотип, внешних образов, вызывающих лишь поверхностные эмоции. Особенно тревожит то, что такая «повседневная действительность», широко потребляемая аудиторией, проводящей долгие часы перед компьютером, тем самым отчуждает и увеличивает её пассивность к восприятию художественных образов моды.

Эстетический язык «ковидной» моды, основанный на чувственно воспринимаемых сигналах, связанных с существенно изменившимися реальными условиями бытования, с одной стороны, и более или менее выразительным механизмом с другой, в течении всего периода кризиса пребывает в поисках формального родства и материальной связи с потребительским рынком для того, чтобы не отдаться процессу разрушения. Тем не менее, сегодня можно наблюдать поразительный упадок вестиментарной культуры на всех уровнях повседневной жизни. В сопровождающих пандемию условиях экономического кризиса, поразившего модную сферу: переход людей на гибкий график, удаленные формы работы и учебы, возвысивший роль халатов, пижам, спортивных костюмов, белья и домашней обуви, а также не такой подвижный, как прежде образ жизни, возвеличивающий «красоту» толстушек, выдвинули «творчество» потребителя на первую роль, что явилось для модной индустрии весомым аргументом для того, чтобы попытаться взять ситуацию «в руки». Ведь, правила системы должны соблюдаться, ясно и чётко описывать то, с чем соотносятся, а для этого должно использовать реальные обстоятельства, в которых оказался потребитель: государственное регулирование, дробление рынка, новый формат общения, трагическое ощущение жизни и пессимистическое восприятие мира, не позволяющее человеку подняться выше обыденности. Существенные изменения заставили институты моды включить все свои возможности в применении к новому кругу задач. Прогнозируя возможные сценарии «развития» всё более рассыпающегося потребительского рынка в условиях, с одной стороны, приостановки социально-культурного и экономического развития, а с другой, ускорения процесса технической эволюции, тренд-аналитикам «плачущей» моды удалось выявить ряд актуальных тенденций, предлагая разработчикам одежды «в чистом виде» сосредоточиться на следующих направлениях (в т.ч. «антитрендах»). [ Виртанен М., Кузнецова М., 2021]

1. «Рациональный гардероб» — приоритет вещей, составляющих повседневный комплект по фиксированной цене, основанный на опыте их предыдущего выбора, отсутствие желания выходить за рамки привычного базового гардероба (удобного и практичного), ориентированного на личный образ жизни, когда каждая новая покупка лишь восполняет аналогичную ей предыдущую.

koroleva_001.jpg
Дипломная коллекция «Whenthesunhits SS’22», автор Анастасия Бережкова.

2. «Костюм напрокат» — предложенный шеринг (2 цены — на приобретение вещи и на одноразовое её использование) открыл возможность женщине покрасоваться в виртуальном пространстве во взятом напрокат нарядном платье, для чего покупать его стало не обязательным — достаточно один раз сфотографироваться и создать визуальную картинку.

koroleva_002.jpg

3. «+ Сайз» — производство одежды в сквозной шкале (в диапазоне до 5-ти размеров) не только для лиц с ожирением и манекенщиц с совершенно иными, чем прежде, формами, но и вполне стройного поколения носителей моды, предпочитающего социальный инфантелизм.

koroleva_03.jpg
Модель из дипломной коллекции «Путешествие», автор Дарья Уркинеева.

4. «Сделай сам» — интерес к ручным поделкам (способам раскрашивания, декорирования, плетения), к тому, чтобы дать вторую, а то и третью жизнь старым (в т.ч. винтажным) вещам путём создания новых предметов одежды (дополнений, аксессуаров) методом комбинирования и соединения между собой различных готовых фрагментов (или целых деталей) из различных по цвету, фактуре, рисунку и структуре материалов.

koroleva_04.jpg
Дипломная коллекция «Earthboy», автор Александр Ручьёв.

koroleva_04a.jpg
Модель из коллекции «INDI VISION 7», автор Снежана Трифонова.

5. «Человек-невидимка» — сокращение сегмента носителей моды, следование «эстетике барахолки» — хорошей одеждой для занятий своими делами является та, «в которой удобно выносить мусор», рост интереса к секонд-хенду и широкому виду ассортимента «рабочей» одежды различных расцветок («грязные» туники, яркие брюки, случайного фасона комбинезоны, жилеты, сумки-карманы наизнанку, куртки с вручную написанными лозунгами и пр.).

koroleva_05.jpg
Модель из коллекции «Ветошь», автор Дарья Уркинеева.

koroleva_05a.jpg
Модель из дипломной коллекции «Территория заблуждений», автор Валерия Корниенко.

koroleva_005b.JPG
Модели из коллекции «Genesis», автор Елизавета Слесарева

6. «Седой рынок» — смена носителя моды и перевод стрелок с установки «культ молодости» на установку «все разные и равные», ориентированную на естественный возраст и натуральную внешность человека (отсутствие косметики, наличие седины), ставка на формирование идентичности и новой энергичности в старости.

7. «Вне моды» — акцент на удобство, тактильные ощущения и функциональное направление в одежде и обуви, в противовес соблюдению правил устоявшихся стилей — микс, позволяющий свободно смешивать мужские и женские вещи, сочетать кроссовки с деловым костюмом, а женщинам — с платьем или юбкой, не говоря уже о ветровках или куртках с трусами, комбинезонах с классической рубашкой, халатах с лосинами, жилетах со свитерами, пиджаков с «трениками» и прочих комбинаций.

koroleva_02.jpg
Ковидная мода. Источник.

8. «Имитация элитарности» — внимание к бижутерии взамен драгоценных украшений, эко-коже взамен дорогих аксессуаров из натуральной кожи, а также, отказ от изделий из натурального меха в пользу искусственного, и как следствие – серия банкротств фирм по производству меховых и кожаных изделий.

9. «Цифровое владение» — потребление услуг, а не товаров, воплощение дизайна в виртуальном пространстве (покупка изображений модных предметов одежды, коллекционирование, соревнование, видеоигры, виртуальное дефиле, создание digital-аватаров или романтичных кукольных персонажей из сказок и пр.) – то, что называется трендом геймификации.

koroleva_07.jpg
Дарья Насонова. «Отведай из кубка Louis Vuitton для League of Legends: как видеоигры завоевывают модную индустрию». Источник

10. «Защита от агрессивной реальности» — повышенный интерес к предметам и деталям одежды как средствам безопасности, куда могут входить любые изделия в качестве защиты биологического существования (индивидуальные маски, разовые перчатки, шорты от изнасилования, медицинская одежда, встроенные в изделие фрагменты, подающие сигнал в момент опасности, плащ-палатки и пр.).

011.jpg

11. «Умная одежда» — технизация, цифровизация (гаджеты, лифчики 3-D, купальники, браслеты и пр.), компьютеризация одежды, лечащая одежда (с микрокапсуляцией волокон, включением счётчиков измерения давления, температуры, сердечного ритма и пр.).

koroleva_11.jpg

12. «Моно-нарциссизм» — потребность в самовыражении («только то, что создано для меня»), интерес к одежде, выпускаемой под личность заказчика малыми ателье или группами агрегаторов, кастомизация, покупка индивидуального дизайна.

13. «Чистый мир» — призыв к защите интересов общества и планеты, этнического равенства. В одежде – повышенные требования не только к составу материалов, но и безопасному для природы процессу их изготовления, а также «ответственный подход» к организации всех этапов её производства (в т.ч. обеспечение безопасности, вторичная переработка и пр.).

14. «Сближение с природой» — окончательная победа спортивного направления, как в индивидуальном повседневном гардеробе, так и в ассортименте одежды для отдыха на свежем воздухе.

15. «Костюм-пижама» — банкротство классического делового костюма из традиционных тканых материалов, повышение интереса к спортивной разновидности стиля «эволюционная классика» — деловой одежде из пластичных трикотажных полотен. «Одежда для лентяев» — утверждение тренда «Леность не порок», выдвинутого на Парижкой Неделе мужской моды ещё в 2013 году, не получившего тогда должного отклика потребителя. В период ковидной моды призывы к прямым широким коротким брюкам или длинным с зауженной щиколоткой, «волосатым икрам» и помятому виду одежды «без подплечиков и привычной внутренней структуры, а иногда без подкладки, стали вдруг интересны для любителей комфорта». [ Волохова А., 2013]

010.jpg

Новый подход к разработке модных прогнозов сегодня усилен и действующим механизмом их распространения: зеркально отображая одного из представителей тенденции, мода стала детально воспроизводить его на своём языке, но уже в качестве собственного персонажа, используя все возможности интернета, позволяющего воспринимать всё это в визуальной форме широкому кругу потребителей. Незачем больше сомневаться в том, что показывается «документально», да ещё и «в цвете». Надо заметить, что этот приём обладает яркой выразительностью и особой синтезирующей силой, не столько художественной, сколько «искренней». [Честность…, 2021] Тревожные последствия внедрения подобной технологии моды в виртуальное пространство, легко предугадываются, так как правдоподобием доносимой информации, почти исключают необходимость в дополнительных усилиях дизайнеров костюма для передачи эмоций и идей, всегда составляющих сферу их деятельности.

Язык новой моды сегодня привлекает к себе многих специалистов из числа искусствоведов и теоретиков, производителей и педагогов, занятых разработкой методик преподавания в разных практических областях – в системе дизайна, рекламы, психологии, маркетинга и многих других. В дизайне костюма это состояние модной индустрии рассматривается как в общих чертах, так и отдельных аспектах. Особое внимание обращается изучению выразительных механизмов моды с их способностью оказывать влияние на культуру «общества потребления», предлагающего лишь «неотформатированную» информацию и «первичные» модели. Не приходится сомневаться, что именно «форматирование» посредством художественно-образного языка становится для дизайнера костюма одним из главных среди этих механизмов. Здесь возникают, как минимум, два вопроса: первый — имеем ли мы дело с подменой этими технологиями творческого процесса дизайнера, и второй — не занял ли потребитель лидирующую позицию в данной ситуации окончательно?

Объединив эти два вопроса в один главный, необходимо для самих себя сформулировать его следующим образом: если новый формат ковидной моды явился столь эффективным и замечательным средством потребительской коммуникации и рождения новых идей в период пандемии, если исключительная ценность его использования во всех областях, представляющих систему моды в целом, сегодня делает его столь незаменимым, то не вправе ли он притязать на будущее профессии дизайнера костюма и особое место в качестве инструмента бесконечных возможностей, которым уже сегодня следует заняться всесторонне и глубоко?

В заключение можно заметить, что сходные черты в зарождении идей (когда речь идёт о творчестве) у столь различных субъектов как дизайнер и потребитель, обнаруживаются лишь в предложениях «базовой» функциональной одежды, так как ограничены (за немногими исключениями) той социальной средой, где возникают. Что касается вымысла и художественной составляющей моды, то она в каждой из этих сторон разная. Если дизайнер костюма при разработке коллекции моделирует внешний образ и поведение потребителя в искусственно воображаемых ситуациях или концептуальных рамках, то потребитель является участником реальных действий, происходящих в его жизни независимо от него, что не даёт ему возможность видеть перспективу.

«Ковидная» мода тесно связана с практичностью и таким понятием как рациональность. Интересным, по нашему мнению, было бы сопоставить здесь точку зрения А.Ньюэлла о «символьных системах», обладающих рациональностью, со сложившейся ситуацией конкуренции между потребителем и дизайнером. Принцип рациональности в его формулировке действует по правилам «равнозначности действий» и определяется следующим образом: «…если действие A1 и действие A2 оба ведут к цели G, то выбираются оба действия», при этом, более эффективный результат достигается на их пересечении. [Алексеева И. Ю., 2021]

Хотелось бы надеяться, что цель у этих двух субъектов моды общая, и что диалог между дизайнером и потребителем будет налажен, а приоритеты восстановлены, даже если настоящее время и предало их забвению. И, что в скором будущем, как и прежде, их взаимодействие будет предоставлять те необходимые условия, которые позволят обеспечить профессиональную работу дизайнера костюма и его востребованность на потребительском рынке модной индустрии будущего.

Текст: © Л.В. Королева, заведующая кафедрой «Дизайн костюма» СПГХПА имени А.Л. Штиглица 

line_900_black.jpg
1 В качестве примера можно привести тему «По дороге с облаками», которую сегодня предлагает компания Gucci совместно с брендом спортивной высокотехнологичной одежды для альпинистов и скалолазов The North Face, с целью открытия «новых горизонтов» для жаждущих путешествий, или тему «Земля в иллюминаторе» организатора туристических полётов в космос Virgin Galacticи международного спортивного бренда Under Armour, предлагающих потребителю скафандры и обувь для астронавтов-путешественников.
Источники
1. Алексеева И. Ю., 2021. Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения 05.05.2021)
2. Залеская А., 2021. Залеская А. Вирус и фэшн-индустрия: что думает Александр Васильев о моде будущего? [Электронный ресурс]. — URL (дата обращения 1.05.2021).
3. Волохова А., 2013. Волохова А. Леность не порок. [Текст]. Журнал о моде для профессионалов «PROfashion» № 105, М., 2013.– 16 с.
4. Виртанен М., 2021. Виртанен М. Семинар «Мода – 4,0» в рамках всероссийской конференции «Мода в эпоху технологий индустрии– 4,0» ОРС ИВГПУ (17.12.2021), конспект выступления.
5. Миронова Н., 2021. Миронова Н., Хачатурян Е., Иванов А. По дороге с облаками. [Текст]. Журнал о моде для профессионалов «PROfashion» № 4, М., 2021.– 62 с.
6. Козлова Е.Э. Винтаж как один из основных векторов развития идей и стилей в искусстве и практике моды XXI века. Автореферат по специальности ВАК РФ 17.00.04. СПб., 2010.– 14 с.
7. Кузнецова М., 2021. Кузнецова М.М. Мода и пандемия. Прогнозы и реалии индустрии моды. Авторский семинар в рамках международной выставки «Индустрия Моды». СПб. 25.03.2021. [Электронный ресурс]. – URL  (дата обращения 30.04.2021).
8. Попова Л., 2019. Попова Л. Fashion Trends. Ключевые тенденции в моде. Материалы авторского семинара в рамках международной выставки «Индустрия Моды». СПб., 2018. — 3 с.
9. Честность…, 2021. Честность — не порок. 10 ключевых потребительских трендов 2021 года на глобальном fashion-рынке в условиях пандемии Сovid-19 — от агентства Euromonitor Internaional [Текст]. Журнал о моде для профессионалов «PROfashion» № 4 (264), М.,2021.–34-35 с.

Ключевые слова: ковидная мода, модные тренды периода пандемии, мода и пандемия, Covid-19 и мода, потребительский рынок в условиях пандемии.