Редизайн. Проблемы дизайнера и заказчика

В СПбГУ 16 – 18 ноября 2022 года прошли Дни кафедры медиадизайна и информационных технологий. В рамках программы редакция посетила круглый стол «Редизайн СМИ: как сделать хорошо для всех» и лекцию графического дизайнера, главного редактора журнала «Проектор» Мити Харшака, посвященную медиадизайну.

Коммуникационный дизайн позволяет бизнесу и медиа налаживать диалог с аудиторией. В какой-то момент оформление сайта, печатных носителей и других коммерческих продуктов организаций устаревает. Так газета, взявшая премию за лучшее оформление в 1990-х годах, в 2022 году без изменений уже не может адекватно восприниматься аудиторией. А сайт музея, созданный десять лет назад, не идет в ногу со временем.

Митя Харшак. Фото: © Александр Беленький. 2022
Митя Харшак. Фото: © Александр Беленький. 2022

Митя Харшак, дизайнер и главный редактор журнала «Проектор»: «Целевая аудитория — наше все». Графический дизайнер показал несколько профессиональных кейсов на лекции. Во многих из них сохранение преемственности визуальной идентичности в редизайне проектов выступает как главная доминанта дизайнерского решения. Айдентика проектов формируется вокруг визуальных параллелей. Глаз (фестиваль «Вижу», выставка «Poster stars») как метафору видения, зрения, до сих пор не надоело использовать дизайнерам. Бардосская бутыль преобразовалась в проекте «Кино/Вино» (Лофт Вайн бар) в кинопроектор, а лестница для ЛофтПроектЭтажи предстала как аллюзия стартапа.

ETAGI_rebranding_15.jpg

При разработке ребрендинга или нового дизайна в компаниях часто возникают трудности. Митя Харшак раскрыл некоторые из них. Первое — это разрабатывание стратегий для организаций государственного масштаба, где часто фигурирует роль консервативного заказчика. Так произошло с созданием визуальной стратегии для Кунсткамеры, где не весь руководящий состав музея принимал новый коммуникационный язык. Другая проблема, поднятая на лекции, охарактеризовывает работу типографии: «Отдали айдентику в типографию и ее там изуродовали».

Митя Харшак отметил, что также важно не только создать качественный дизайн, но презентовать и представить его. Главное — это понимание, что проект не для заказчика, а для целевой аудитории, на которую будет работать дизайнерское решение.

Закончил разговор, графический дизайнер и преподаватель питерской ВШЭ, словами, подходящих стенам СПбГУ, где проходил диалог: «Студенты должны быть круче своих преподавателей! И спихнуть их с корабля современности».

Фото: © Александр Беленький. 2022
Фото: © Александр Беленький. 2022

В том числе и студенты продолжили диалог о дизайне на круглом столе «Редизайн СМИ: как сделать хорошо для всех».

Председатель Комитета по печати Ленинградской области Константин Визирякин, генеральный директор информационно-издательского центра Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр» Кирилл Смирнов обсуждали проблемы газетного дела, в частности пути развития районных газет. А в заключении выпускницы кафедры 2019 года с опытом работы в редизайне Ксения Клёнова и Иоанна Чернова показали, как проходила работа по разработке нового облика газет и с какими трудностями пришлось столкнуться.

Константин Визирякин. Фото: © Александр Беленький. 2022
Константин Визирякин. Фото: © Александр Беленький. 2022

Константин Визирякин: «Печатные СМИ должны меняться. И сейчас то, что было может не пользоваться спросом. Мы часто наталкиваемся на стену непонимания со стороны руководителей старой формации, которые не очень готовы сделать редизайн, ребрендинг, активно начать работу в соцсетях, цифровой среде».

Перспектива печатной прессы рассматривалась на круглом столе как имиджевые глянцевые издания с преобладанием визуального ряда, как информационные средства в отдаленных районах без полного покрытия интернет-соединения, а также для возрастной аудитории. Иоанна Чернова: «Печатная пресса – инструмент отчетности региональной администрации. Чаще их читают люди 50+»

Газеты и организации постепенно занимаются ребрендингом. Существуют множество проблем с типографиями, финансовым обеспечением. Но уже некоторые консервативные медиа осознают значимость визуального оформления.

Кирилл Смирнов: «Бесплатная пресса — перспективное развитие как орудие агитации и пропаганды, и в тоже время произведение медиаискусства, тем не менее, мы имеем сейчас маленький тираж районных газет и устарелое оформление газет».

Кафедра СПбГУ на дипломных проектах берет разработку реоформления районных газет. Иоанна Чернова («Pro Отрадное») и Ксения Кленова («Гагаринский курьер», «Звездная газета») представили реализованные проекты нового визуального решения СМИ. Студенты столкнулись со множественными препятствиями в работе: неготовность редакции к изменениям, маленькие зарплаты на местах, и как следствие отсутствие работы в полную силу, низкое качество печати, неудобные газетные сетки и пр.

«Качественный продукт будут читать и покупать. Некачественный — брать не будут, и предпочтение в этом случае останется за цифровыми средствами коммуникации» — словами Константина Визирякина, можно закончить освещение круглого стола. Работа над газетой, которую захочется взять, все еще предстоит не только дизайнерам и редакторам, но и представителям администрации.

Текст: © Анна Корнева. 2022