Первые шаги. Российская практика коллекционного дизайна.
Принципы и критерии коллекционного дизайна, сложившиеся за первые годы XXI века в Европе и Америке, были переняты и адаптированы российскими галеристами.
Российским пионером в этом направлении стал московский шоурум Transatlantique в Винзаводе, где впервые были представлены аутентичные предметы европейского дизайна: мебель французских мастеров-декораторов 1920-40-х годов — Jacques Adnet, Poul Dupre-Lafon, Maurice Dufrene, Jules Leleu, Dominique, Christian Krass, Maxime Old, Andre Arbus, Louis Sue & Andre Mare. Основатель галереи Transatlantique Дарья Анцева сделала акцент на востребованный в тот момент стиль ар деко и сформировала коллекцию французского дизайнерского антиквариата 30-40-х годов ХХ века, приобретенный на антикварных аукционах США и Европы.
Галерея «Эритаж», экспозиция «Heritage — Interior — Art. Диалектика интерьера», 2011. Источник.
Выставка 2011 года «Heritage — Interior — Art. Диалектика интерьера» в московской галерее Heritage впервые в России представила в одном пространстве антикварную и современную коллекционную мебель: от таких мастеров, как Жан-Франсуа Эбен, Никола Эрто и Мартин-Гийом Бьенне, до не менее именитых современников — Луиджи Колани, Филиппа Икили, Фабио Новембре, Мартена Бааса. А вот советские авторские предметы, и даже предметы мебели и интерьера периода СССР, дебютировали в одном зале с предметами искусства в галерее Heritage. Следуя актуальным тенденциям и развивая интерес к российскому коллекционному дизайну, Галерея представила на выставке Cosmoscow-2019 экспозицию современных дизайнеров из России: Тарас Желтышев, Григорий Масленников, Виталий Жуйков, Тося Млинарич, Людмила Крутикова, Антон Яшигин, Александр Раев, Иван Басов и Семен Лавданский.
В 2017 году проект дизайнеров интерьера Надежды и Георгия Ананьевых NG gallery стартовал с винтажной мебелью и светильниками, наряду с советской графикой. Работая с уникальными произведениями искусства и дизайна, между тем владельцы NG gallery считают: «Мы не позиционируем себя как продавцы коллекционного дизайна, не предлагаем нечто высокое и малодоступное. Важно, что все эти предметы нравятся именно нам, это наш выбор. Мы не ищем великие имена. Мы доверяем только своему насмотренному глазу». Сегодня эта галерея позиционируется в концепции art & design: «... понемногу нам стало ясно, что связка «искусство + мебель», как мы даем ее в своих проектах, для нас чрезвычайно важна — захотелось и в галерее больше внимания уделять искусству» — говорит Надежда Ананьева.
Выставка Russian Collectible в галерее «Палисандр». Источник
Концепция московской галереи «Палисандр», открывшейся в 2017 году — абстракционизм второй половины XX века, так же демонстрирует коллекционный дизайн в контексте всего искусства выбранного течения. Поэтому наряду с предметным дизайном здесь демонстрируется изобразительное искусство, в том числе современных мастеров.
Пик признания и интереса к коллекционному дизайну обозначился в 2019 году, когда на площадке Гостиного двора с 27 ноября до 1 декабря, впервые появился квартал Art & Design, посвященный новейшему искусству и коллекционному дизайну. Главными акцентами среди экспонентов были отсылки к 1960-м. Так московская галерея «Тираж 1/1» (Tirage Unique), открывшись в феврале 2019, сосредоточилась на французском модернизме этого времени: представив редкие вещи авторства Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан. Надо отметить, что сегодня именно французскому модернизму отдают предпочтения как начинающие галереи, так и уже набравшие статус. На первой выставке художников и дизайнеров, представленных в коллекции Ольги Егарминой основателя галерея «Тираж 1/1», работы Пьера Жаннере, Жака Кине, Room design, Джулиана Шарьера, Сьюзан Дерджес, Беатрис Серр, Вакаса Хана, Юрия Купера, Виталия Пушницкого, Айдан Салаховой, и др. В планах Tirage Unique — выставка молодых российских дизайнеров. Участвуя в первой российской экспозиции Cosmoscow-2019, посвященной коллекционному дизайну, галерея «Тираж 1/1» показала современных художников месте с работами классических дизайнеров: Юрий Купер, Вакас Хан, Валентин Лелльманн, Шарлотта Перриан, Пьер (Андре) Жаннере, Этторе Соттсасс, Карен Свами.
В этом же году впервые московская галерея «Палисандр» собрала и представила русский коллекционный дизайн: на выставке под названием Russian Collectible объединились четыре автора (Дарья Белякова, Ольга Трейвас, Вера Одынь, Денис Милованов), составив экспозицию их новых вещей, спроектированных ограниченным тиражом специально для галереи. Основатель галереи «Палисандр» Алена Пинская считает: «Предметный дизайн стал иметь тот же потенциал, что и произведение искусства».
Основу экспозиции международной галереи MIRRA Gallery (Москва), дебютирующей в 2019 году, составляют коллекционные предметы мебели и декора итальянского дизайна 1940–1970-х годов. Следуя актуальному тренду на возрождение интереса и воспроизводство итальянских архивных предметов этого периода, в коллекции MIRRA Gallery находятся авторские творения таких легендарных дизайнеров, как Джо Понти, Франко Альбини, Габриэлла Креспи и других. Вместе с тем, в 2019 году в рамках выставки современного искусства Cosmoscow MIRRA Gallery представила и работы российских дизайнеров, в частности Тараса Желтышева. Этот мастер быстро и ярко вошел на рынок коллекционного дизайна и можно сказать, что на сегодняшний день стал его главным представителем в российском сегменте. Отечественный дизайнер Ольга Энгель, недавно начавшая работать в данном направлении уже представляла российский дизайн на международной выставке Design Miami/Basel. Она уже несколько лет сотрудничает с французской галереей Galerie Armel Soyer, специализирующейся на искусстве XXI века. На ней экспонируются мебель и предметы декора из фарфора и шерстяной ткани, в том числе необычная «музыкальная» ширма, керамические подвески которой издают мелодичный звон.
Проект Remember, дизайн Ольги Энгель, фарфор, шерсть, 2019.
Общий вывод, который можно сделать, проанализировав концепции российских галерей коллекционного дизайна: дизайн разных мастеров — от классиков до новаторов современности, выставляется вместе с предметами искусства, не только потому, что он гармонично сосуществует и дополняет коллекции, но и по причине пока низкой востребованность и не сформировавшегося стабильного спроса у покупателя на такой товар. По словам экспертов Надежды Ананьевой (NG Gallery) и Ирины Могилатовой (Mirra gallery): «предметы дизайна покупают «точечно»: один человек в течение длительного времени может приобрести, как максимум, три-четыре предмета. Это может объясняться, с одной стороны, высокими ценами; с другой — возможным нежеланием людей превращать свой дом в музей».
Подтверждает эту версию и их коллега, основательница MIRRA Gallery Ирина Могилатова: «Меня смущает, что у нас галереи дизайна торгуют еще и артом — живописью, например. Для меня это странно. В международной практике так не принято. Видимо, у нас спрос на дизайн на такой начальной стадии, что надо подстраховываться».
Итак, российские галереи в первую очередь руководствуются определением Орели Жюльен коллекционного дизайна как «функциональной скульптуры», когда речь идет о современных предметах. Обязательным элементом экспозиции отечественных галерей являются коллекции современных художников, формирующих базовую концепцию. В случае представления российских дизайнеров коллекционного направления, отечественные галереи зачастую используют в качестве основных коллекций классические работы мастеров европейского и американского дизайна, как признанные и бесспорные бестселлеры. Российский коллекционный дизайн пока еще не имеет такого же стабильного статуса, как классики мирового дизайна — ему требуется поиск идентичности, определение характерности, понимание места и тактики активного продвижения на общем арт-рынке коллекционного дизайна. Перефразируя слова Орели Жюльен: «На мой взгляд, вам нужна классика, чтобы объяснить современность», можно сказать, что изобразительное искусство и классический дизайн в галереях нужны для того, чтобы объяснить современный коллекционный дизайн.
Текст: © Бандорина Ксения,
кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица,
член правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.