Ситуация с ВНИИБ и проблема сохранения архитектурного наследия

Не прошло и года после варварского разрушения Спортивно-концертного комплекса «Петербургский», как разгорелся новый скандал. Под угрозой сноса оказалось здание бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ), которое КГИОП так же отказался признать памятником архитектуры. 

Данное сооружение, построенное в 1955 году по проекту архитекторов Б.Н. Журавлёва и В.А. Филипповой, отнюдь не находится в аварийном состоянии, более того, в последние годы оно представляло собой довольно популярный бизнес-центр. Со стороны собственников здания было особенно циничным сообщить арендаторам о выселении всего лишь за месяц до предполагаемого начала демонтажных работ.

ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). 1955-1957 гг. Авторы Б.Н. Журавлёв, В.А. Филиппова. Фото: © Александра Траубе. 2020.

ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). Фото: © Александра Траубе. 2020.

На защиту монументального образца сталинского классицизма встали городские активисты и архитектурные эксперты, а также трое депутатов Законодательного собрания. Благодаря неравнодушным гражданам удалось наложить временный запрет на демонтаж здания и строительство на его месте 12-этажного жилого дома, но ситуация остается неопределенной.

Фото: © Александра Траубе. 2020

ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). 1955-1957 гг. Авторы Б.Н. Журавлёв, В.А. Филиппова. Фото: © Александра Траубе. 2020.

Что же касается проблемы сохранения архитектурного наследия, в особенности советского периода, то с каждым годом она становится все более острой. К примеру, другому произведению Бориса Журавлева – архитектурному решению подземного зала станции метро «Фрунзенская» (1961) – повезло больше: его не тронут, в отличие от наземного павильона (арх. А.С. Гецкин, В.П. Шувалова), который будет реконструирован по современному проекту (уже вызвавшему споры в архитектурном сообществе и протесты местных жителей).

К сожалению, примеры сноса объектов архитектурного наследия встречаются не только у нас в стране. Так, в 1965 году в процессе варварского редевелопмента центра Брюсселя (после которого в лексиконе критиков и городских активистов появилось новое ругательное слово – «брюсселизация») было разрушено здание Народного дома – шедевра эпохи ар-нуво по проекту Виктора Орта, несмотря на петицию, подписанную более 700 архитекторами со всего мира.

Maison du Peuple, буквально переводимые как Народный дом, Брюссель (Бельгия). Это было одно из самых влиятельных зданий в стиле ар-нуво в Бельгии и один из самых известных проектов бельгийского архитектора Виктора Орта. По заказу Бельгийской рабочей партии он был построен между 1896 и 1899 гг. Снесен в 1965 г.

Народный дом (Maison du Peuple), Брюссель (Бельгия). Арх. Виктор Орт. Построен между 1896 и 1899 гг. Снесен в 1965 г.

А в 1968 году в Токио был снесен выдающийся образчик органичной архитектуры Фрэнка Ллойда Райта – отель «Империал», переживший разрушительное землетрясение 1923 года. На месте обоих сооружений были выстроены небоскребы.

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Imperial Hotel, Tokyo, Japan (Отель «Империал», Токио, Япония), 1915; снесён 1968

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Imperial Hotel, Tokyo, Japan (Отель «Империал», Токио, Япония), 1915; снесён в 1968. 

В Петербурге уже был скандальный случай сноса выдающегося образца сталинской неоклассики – ДК Первой Пятилетки был разрушен ради возведения на его месте сомнительного «шедевра» современной архитектуры – Второй сцены Мариинского театра. От дворца культуры осталась только роскошная люстра, которую «экспроприировал» застройщик дома на улице Победы (довольно «китчевой» стилизации под сталинскую застройку окрестностей Московского проспекта), и теперь ее могут видеть лишь жильцы этого «элитного» жилого комплекса.

Мариинского театра и ДК Первой Пятилетки. Первая и вторая сцены Мариинского театра. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Мариинский театр и ДК Первой Пятилетки. Первая и вторая сцены Мариинского театра.

В плачевном состоянии находятся памятники советского конструктивизма – водонапорная башня бывшего завода «Красный гвоздильщик» (единственная реализованная постройка знаменитого Якова Чернихова), силовой цех бывшей фабрики «Красное знамя», построенный по проекту Эриха Мендельсона, и другие. А ведь есть ряд проектов, предполагающих переоборудование этих зданий под музейно-выставочные пространства. Но это считается неприбыльным, и никто не желает вкладывать деньги в реставрацию. Шедевры ленинградского авангарда так и стоят, покрытые трещинами, мхом и похабными надписями.

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»Фото: © Александр Трофимов. 2020

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». Фото: © Александр Трофимов. 2020

Прискорбно, что собственники зданий считают, что могут делать с ними все, что заблагорассудится, не считаясь с общественным мнением. Это напоминает поведение владельцев квартир, которые сдают их наркоманам и антисоциальным элементам, наплевав на благополучие соседей, лишь бы жильцы вовремя платили за аренду. Так что проблема оказывается шире и заставляет задуматься о границах «священного права собственности», ведь еще французский мыслитель Пьер Прудон заметил в своих трудах, что «собственность – это кража» («Что такое собственность?», 1840, и др.). В особенности это касается зданий, имеющих общественное значение и культурную ценность. Вопросы об их сносе или реконструкции должны решаться не собственником, а городским сообществом, во благо всех заинтересованных лиц, а не только горстки толстосумов.

Пока, несмотря на решение суда о запрете (увы, временном) сноса здания ВНИИБ, собственник возвел вокруг него уродливый забор из профлиста. На поверхности металлических листов ограждения уже появилась огромная надпись «СНОСУ НЕТ!». Будем надеяться, что ее авторов не осудят за вандализм, ибо в данном случае в роли вандалов выступают владельцы здания и застройщики, которым плевать на мнение граждан и сохранность архитектурного наследия.

Можно только удивляться беспринципности строительных организаций, которые без зазрения совести соглашаются на снос памятников архитектуры и возведение на их месте зданий по сомнительным проектам. Но пока в нашем обществе деньги превозносятся как высшая ценность, такие истории будут повторяться. Только приоритет здоровых нравственных принципов над эгоизмом и стремлением к частной выгоде, не только закрепленный законодательно, но и культивируемый в массовом сознании посредством СМИ и системы образования, может изменить положение вещей. К сожалению, сегодня в нашем информационном пространстве пропагандируются совершенно иные ценности.

Текст: © Евгений Лобанов. Доцент Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. 2020.

Еще по теме: Статья «Сносить нельзя сохранять!