Частный случай

«Не верь, не бойся, не проси» или «Просите – и дано вам будет, ищите – и найдёте, стучитесь – и отворят вам»? Что вернее из этих заповедей, которые у нас в ходу? Неожиданные модели поведения дизайнера в рыночной среде показала «Неделя дизайна» (St. Petersburg Design Week) в пространствах Artplay на Охте. Оба случая вполне красноречивы, но оперируют контрастными подходами. Самодостаточный одиночка с его эффективной выключенностью из коллективных производственных процессов или, наоборот, партнёрская интеграция с целью усиления искомой эффективности – что работает лучше?

Оба направления «не про деньги» – показательно, что об этом, не сговариваясь, на своих презентациях в разных местах говорят два адепта разных методов. То есть изначальными целями являются не заработки. И оба представителя различающихся моделей благополучны по-разному. Рассмотрим же эти непохожие друг на друга пути.

TROFOTO_4081_02062018.jpg

Кирилл Овчинников создаёт акварельную графику для тканей. И работает один (во всяком случае на этом настаивает). Выпускник «Мухи» не сразу пришёл к пути «одиночки». Принцип «не хочу на кого-то работать» стал определяющим в поисках независимости: творческой, организационной и финансовой. Насколько успешна такая модель, можно судить по уверенному продвижению художника на рынке эксклюзивных изделий. Когда он осознал индивидуальность как единственную альтернативу распространённой модели наёмного труда, понял и то, что требуется то самое «уникальное свойство», которое определит его особую нишу. Дизайнеров много, успешных можно перечесть. Его многодельная, многофигурная, мозаичная, трепетная, яркая и пёстрая декоративность избрана как авторский ход, который превратился в продающий себя стиль. Вдохновителем для него стал пример Пьеро Форназетти с его безудержным декорированием объектов и поверхностей. У Кирилла само собой возникшие темы опирались на его давнишние пристрастия в истории и археологии. Микшированные образы мировой мифологии стали жить в новых формах – калейдоскопичных коллажах. А скрупулёзная сделанность полихромных сюжетов задала поиск особых приложений, т.е. уникального воспроизведения в материале. Тонкая акварель, переложенная принтом на щёлк, превратилась в изысканный артефакт, которому требовался и взыскательный пользователь.

Идея женских платков, как носителей этой графики, возникла практически от безысходности. Как говорит сам автор, «когда созрело решение, деньги кончились». «Недостаточность», то бишь скованность в финансах в какой-то момент заставила искать не затратный способ воспроизведения первых проб и дальнейшего тиражирования сюжетов. Но отсюда же выросла и уверенная самозанятость. Как самоцель, как своего рода фетиш. Упорство автора и отзывчивость тех, кому он предлагал свои работы (первые образцы итальянцы, воодушевлённые его темами, сделали в качестве презента бесплатно), в конце концов, привели к уверенно раскрутившейся пружине творческой и финансовой обособленности. Когда уже он сам мог определять круг приложения своих усилий: что-то ему было безусловно интересно, а от чего-то он уже мог отказаться. От первых достижений (коллекции платков) он постепенно пришёл к более сложной иерархии объектов и поверхностей, с которыми работал. И если можно видеть счастливого человека, то Кирилл, безусловно, производит впечатление такового.

TROFOTO_4099_02062018.jpg

А вот другой случай. Правда, и область интересов иная. Промышленный дизайн и его вписывание в непростой социум. Арсений Киселёв представлял в Art-Play (в зале Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, который собрал экспозицию «Промдизайн: перезагрузка российской промышленности») проект «Жизнь на 360», в том числе разработку перчатки для манипуляций с интерактивной имитационной средой. Триггером работы стал частный случай с родным для него человеком: бабушка Арсения оказалась обездвиженной. И это мгновенно обозначило неожиданные проблемы. В том числе обречённости, которая неконтролируемо наваливается на человека, кому тело отказывает ему в привычном. И дело не столько в моторике, сколько в общем самоощущении – том обрушении знакомого мира, который не победить и не компенсировать никаким аутотренингом. Вот и возникла идея создания среды, позволяющей не терять человеческой связи с окружением. Темой проекта стала перчатка для взаимодействия с искусственной реальностью. Инициативный, то есть не заказной, проект требовал финансирования. Когда в деле фигурируют разные материалы, специфические технологии и взаимодополняющие компетенции, не обойтись без программного взаимодействия на основе понятного источника средств. До образца дело пока не дошло, но уже то, что проект вообще развивается, стало возможным благодаря гранту.

По совету коллеги (вот почему полезно общаться!) он подал заявку на соискание стипендии от имени Санкт-Петербургского Союза дизайнеров и… благополучно забыл об этом. Каково же было его удивление, когда через некоторое время пришёл платёж, ставший оправданием затрат на продолжающийся проект. Как стипендиат Правительства Российской Федерации («для молодых деятелей культуры и искусства» – так это звучит) Арсений смог продолжить работу. На выставке он показал перчатку как часть системы, которая требует тесного дальнейшего сотрудничества разных специалистов (программистов, технологов, психологов). Собственно, именно оптимизм, основанный на официальной поддержке Министерства культуры, дал возможность ему и его команде расправить крылья. Да и вообще, по словам Арсения, на фоне негатива, который в мрачных тонах рисует российскую действительность («ах, ничего нельзя сделать!»), необходимо говорить о тех механизмах поддержки, которые есть, которые работают и которые не являются заоблачными мечтами. Реализация – вот что важно. А она напрямую зависит от веры в себя и от того, что можно найти такую ценную поддержку. Ищущий да обрящет.

Так что же правильнее, что эффективнее? Несколько «островное» обособление автора-гедониста с впечатляющей результативностью такой работы или коллаборация (популярное ныне слово), апеллирующая к разным импульсам – творческим, производственным, финансовым, которые усиливаются синергией взаимовлияний. Собственно, и сферы приложения этих усилий разнятся. В одном случае это точечная, индивидуальная и праздничная стимуляция особых вкусовых потребностей клиента. В другом – обращение к инструментарию социальной помощи для тех, кому не до украшательства своей жизни. С одной стороны, сугубо частная самореализация за счёт вдохновенного личного упорства, с другой – коллективная помощь в реализации собственных желаний «реципиентов» в условиях биологических ограничений. В одном случае – исключительно собственное финансирование, в другом – опора на государственную поддержку. Всё работает!

Эта пара (не скажу противопоставлений) разных моделей интересна и поучительна. Обе разными путями достигают заявленных целей. Из чего следует, что сколь многообразно сообщество дизайнеров, столь могут различаться и способы реализации проектов. Главное, верить в свои силы и в то, что ваше дело достойно полнокровной жизни – таковым и будет результат. Какими бы частностями ни обуславливалась его поддержка и подпитка. И даже то, что 8-й сезон «Недели дизайна» прошёл под лозунгом «Бесконечность дизайна» (Design Infinity), по-своему иллюстрирует это многообразие бизнес-моделей и способов самореализации дизайнеров.


Текст: © Владимир Корольков. 2018
Фото: © Александр Трофимов. 2018