Лето, песок… стекло!

Летнее время нельзя назвать периодом активности в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров, но это не помеха для группы увлечённых людей. Пробовать новое для дизайнеров – естественный процесс, независимо от основной специальности.

Наш предыдущий поход в студию Валерии Лошак был посвящён знакомству с валянием войлока. В это раз было решено побольше узнать о стекольных техниках, в частности выдувании, а самые энергичные смогли даже создать своё стеклянное нечто. Тем более, что холодным дождливым днём приятнее быть поближе к печке. Печи с расплавленным стеклом.

Партнёрские отношения с Елагиноостровским дворцом-музеем за свою недолгую историю приносят Союзу только положительные опции, и мы надеемся, что это обоюдно. Благодарим за организацию мероприятия начальника экспозиционно-выставочного отдела Елагиноостровского дворца-музея – Светлану Кузнецову. Стеклодувная мастерская на Елагином острове существует всего год и является объектом пристального внимания всех, кто осведомлен о критическом положении производств художественного стекла в России. О мастерской мы беседуем с её руководителем – Ириной Петровой.

Ирина Петрова. Фото: © Александр Трофимов. 2019
Ирина Петрова. Руководитель стеклодувной мастерской при Музее художественного стекла.

Ирина, расскажите о проекте.

Стеклодувная мастерская при музее Художественного стекла на Елагином острове – единственная в своём роде в России, и эта особенность – наша визитная карточка. В прошлом году я закончила бакалавриат на Кафедре художественной керамики и стекла в академии Штиглица. Меня пригласили организовать работу мастерской, идея которой у музея зародилась уже давно. Сам проект мне показался интересным: ведь здесь можно попробовать себя с разных сторон. 

Как произошла ваша личная встреча со стеклом?

Когда поступала в академию, меня интересовал металл, но увидев стекло, я в него влюбилась. Узнав, какие возможности есть у этого материала и с каким уважением к нему относятся мастера, я поняла, что хочу связать свою жизнь именно с ним.

Кто ещё в команде?

Это мастер-выдувальщик Алексей Проскурин – именно у него я училась мастерству в академии. Я пригласила Алексея работать здесь, поскольку вижу большие перспективы именно с его участием. В процессе мастер-класса я помогаю ему как ассистент. Очень важно взаимопонимание, знание нюансов и тонкостей действия. Ещё в команде администратор Карлова Нинель.

Ирина Петрова и мастер-выдувальщик Алексей Проскурин в стеклодувной мастерской Елагиноостровского музея стекла. Фото: © Александр Трофимов. 2019
Ирина Петрова ассистирует мастеру-выдувальщику Алексею Проскурину в стеклодувной мастерской Елагиноостровского музея стекла.

Каковы задачи именно этого проекта мастерской?

Изначально была идея популяризации Музея стекла. Посетитель знакомится с экспозицией и в дополнение [к этому] может расширить свои познания о технологии, увидев сам процесс производства горячего стекла.

Что вы показываете своим посетителям?

Есть два вида действия, демонстрационный и практический мастер-классы. Я рассказываю об оборудовании, технике выдувания, приёмах декорирования, и как это трансформируется на промышленном производстве. Мы стараемся показать максимальное количество приёмов, которые позволяет наше оборудование и отведённое время. На каждом последующем мастер-классе посетители, если приходят ещё, видят новые изделия. Показываем многоступенчатый процесс выдувания, создание объёмных внешних элементов, а также цветное декорирование, технику кракле и многие другие приёмы горячего декорирования.

Алексей Проскурин и Антон Жданов в стеклодувной мастерской музея стекла на Елагином острове. Фото: © Александр Трофимов. 2019
Антон Жданов (член СПбСД) и мастер-выдувальщик Алексей Проскурин.
Максимальная загрузка нашей печи – пятнадцать килограммов. Окно такой печи недостаточно большое, и можно делать не очень объёмные вещи. На производствах [используются] печи около ста килограммов, и открываются они другим способом, внешний вид печи тоже другой. Печи, на которых мы работаем, разработаны в академии Штиглица на Кафедре художественной керамики и стекла. Очень важная часть технологии – это постепенное остывание стекла, оно происходит в печи отжига. Если стекло в печи остывает быстро, то это ведёт к разрыву керамического тигля. Поэтому у нас предусмотрена система, исключающая такую возможность, например, из-за отключения электроснабжения. Третья печь [предназначена] для расплавления цветного стекла, дающая возможность сразу делать равномерно окрашенные вещи.

Какие материалы вы используете?

Для работы мы закупаем высококачественное американское стекло «Спектрум», как прозрачное, так и цветное. Оно ещё называется «длинное», благодаря своему составу: оно медленно остывает и даёт большие пластические возможности. 

Фото: © Александра Траубе. 2019
Заготовки цветного стекла.

Как технология трансформируется на промышленном производстве? 

Выдувание применяется как для создания единичных вещей, так и для серийного производства. Мы это редко показываем, но я рассказываю, как на производствах выдувание происходит в деревянные, металлические и графитовые формы – их образцы у нас есть. В качестве автоматизации выдувания применяются «груши» для нагнетания воздуха, их в основном используют женщины. Мне кажется, что мастер «вдыхает« в изделие жизнь. Потребителям не нужна одинаковость, каждый хочет иметь возможность обладать индивидуальными вещами. И такая возможность сейчас появляется в связи с развитием небольших авторских производств, хотя их, конечно, пока очень мало. Организовать стекольное производство с нуля, как, наверное, и любое другое предприятие, очень сложно. Большая проблема [заключена] в малом количестве специалистов. Мастера на больших заводах продолжают традиции поколений своих семей и учителей.

Сколько человек в бригаде на производстве?

Это зависит от задачи. Например, если изготавливают бокалы, то достаточно двоих человек, а для сложных художественных изделий в бригаде может быть от пяти до восьми мастеров.

Кто в основном посетители ваших мастер-классов?

Посетители парка и музея стекла, группы школьников, группы туристов, семьи и, даже с маленькими детьми. Конечно, всегда интересно, когда зрители заинтересованы, и в процессе возникают диалоги. У нас подписано соглашение с академией Штиглица и студенты могут реализовывать свои учебные проекты в материале. Так, например, в этом году студенты после I курса обучения изготавливали у нас авторизированные копии произведений из коллекции нашего музея.

Фото: © Александра Траубе. 2019
Авторизированные копии произведений из коллекции музея студентов I курса академии Штиглица.

Чем занимаетесь в личном творчестве?

Последний год был весь посвящён работе в мастерской – это и есть мое творчество. Если что-то рождается, то только здесь, в процессе. Мы постоянно выбрасываем технологические части, остающиеся в ходе создания вещей, и я их стала собирать, чтобы из них сделать новую самодостаточную работу. Кроме мастерской, занимаюсь живописью. По первому образованию я художник-живописец. Расплавленное стекло мне кажется магическим, оно живое и общается с тобой. У стекла свой характер, и оно подсказывает, даже, скорее, диктует, как с ним можно себя вести. От эскиза до законченной работы – большой путь, и ты получаешь далеко не то, что задумывал, но в итоге, более совершенное. Здесь много зависит не только от опыта мастера, но и от состояния, от «настроения» стекла.

Есть ли ещё подобные мастерские в Петербурге?

Да, есть ещё мастерские, в одной из них так же проходят публичные демонстрации. Также есть ряд частных студий, занимающихся различными видами производства и обработки стекла: светильники, витражи, интерьерное стекло, гравировка.

Каковы перспективы развития мастерской?

К нам приходят в основном за эмоциями от совместной роботы и прикосновения к созданию произведения. Планируем создать цикл уже более серьёзного обучения для желающих, с возможностью освоить разные приёмы работы по стеклу. Организовать тематический лекторий, приблизится к тому, что будет уже похоже на многофункциональный стекольный центр, где будет интересно как новичкам, так и профессионалам.

Фото: © Александра Траубе. 2019
Слева: авторизированная копия, работа студента I курса академии Штиглица. Справа: ваза, созданная в процессе мастер-класса.
Деятельность на популярном уровне мне кажется очень важной. В своём детстве я совсем не представляла себе, как изготавливается стекло, а увидев, сразу влюбилась. К нам приходят группы школьников, знакомятся с профессией, которую так необходимо возрождать, и это может стать для них профориентацией. Доступность такого сакрального процесса делает человека богаче и даёт большие возможности как в личностном развитии, так и для продвижения культуры отрасли в целом. На занятиях с детскими группами я выкладываюсь максимально и чувствую огромную ответственность.

Благодарим Ирину за разговор. Желаем успехов команде стеклодувной мастерской в возрождении традиций такого сложного производства!

Беседовала Александра Траубе. 
Фото: © Александра Траубе. 2019, © Александр Трофимов. 2019

Фоторепортаж «Демонстрационный мастер класс для группы из Санкт-Петербургского Союза дизайнеров» можно посмотреть здесь.