Буркхардт Ляйтнер — гений временной архитектуры

«Временная Архитектура — это моё мышление, работа, короче говоря: моя жизнь».


Фото: © Dietmar Henneka
Фото: © Dietmar Henneka

От автора

В 2002-м году, когда я только окончил Академию Штиглица и решил заняться дизайном выставочных стендов, мне в руки попал маленький буклет, который стал для меня откровением и определил моё будущее. Я не выпускал его из рук в течение недели, разглядывая удивительные своей чистотой конструкции. Это был «Мерседес» среди выставочных систем — недосягаемый образец немецкой технической мысли и минимализма. Именно тогда я понял, чем хочу заниматься в жизни.

Спустя 9 лет, в 2011 году моя компания впервые показала разработанную мной модульную систему на главном мировом событии индустрии выставочных технологий — выставке «Euroshop» в Дюссельдорфе. Я долго не решался, но набрался смелости и подошёл к нему, ведь для меня он был учителем. Наш разговор продлился несколько минут, я пожал его руку и был счастлив.

Его имя — Буркхардт Ляйтнер, 19 февраля 2023 года ему исполнилось 80 лет.

Он — икона выставочного дизайна, продолжатель традиций Баухауза и Ульмской школы дизайна, написавший историю проектирования модульных систем в жанре «Временная Архитектура».

Его творчество — уникальный синтез инженерного и художественного мышления. Гениальный конструктор, дизайнер и скульптор, он создавал свои знаменитые модульные системы, ставшие эталоном и источником вдохновения, определившие вектор развития архитектурных конструкций для выставок и торговых ярмарок.

Фото: www.terminaldesign.com.tr
Фото: www.terminaldesign.com.tr

Созданные им технические решения эстетически безупречны, в них нет ничего лишнего, чистая функция, продуманная и получившая форму. Это лёгкие пространственные структуры, в которых общеизвестные архитектурные принципы звучат по-новому, а детали доведены до совершенства. Его временная архитектура коммуникации оставляет в памяти яркие пространственные впечатления после мимолётной жизни выставочного стенда.

Фото: © René Müller
Фото: © René Müller

Мобильность, гибкость и модульность как логическое следствие простой дизайн системы — это принцип, который Ляйтнер постоянно изобретал и совершенствовал. Скорость и простота сборки, маленькие объемы для транспортировки и хранения, надёжность, высококачественные материалы и длительный срок многоразовой эксплуатации — он думал обо всём жизненном цикле изделия и удобстве пользователя. Всё это стало неотъемлемой частью концепции устойчивого развития, экологического дизайна и сбережения ресурсов.

Его системы используются во всем мире в архитектуре выставочных стендов, на временных и передвижных выставках, в музеях и общественных местах, таких как аэропорты, вокзалы и театры, в промышленных производственных цехах, выставочных залах и в виде мобильных боксов для совещаний в офисах открытого типа.

Leitner 1

Фото: www.leitner.de
Фото: www.leitner.de

Его имя тесно связано со Штутгартом, однако Буркхардт родился в 1943 году в Польше, куда его семья бежала от войны из Кёнигсберга. В 1955 году они переселились в Западную Германию. В Эсслингене он окончил Silcherschule, а затем начал работу в качестве оформителя витрин в магазине мужской одежды Knagge & Peitz в Штутгарте.

Буркхардт Ляйтнер основал свою первую компанию в Штутгарте в 1963 году, когда ему только исполнилось 20 лет. Это было идеальное время, когда в условиях экономического бума стремительно развивающегося рынка росла потребность в продуктах для выставочного строительства. Три года спустя он разработал свою первую систему коннекторов и панелей, которую назвал «Leitner 1». Позже появятся системы Leitner с номерами 4, 6, 10, 14, 15, 30, 50, которые были разработаны им с 1966 по 1989 годы.

Leitner 50

Фото: Dietmar Henneka
Фото: Dietmar Henneka

В 1989 году Ляйтнер покинул основанную им компанию Leitner Exhibition Systems GmbH, которая и сегодня производит разработанные им системы.

В 1993 году Буркхардт регистрирует новую компанию Burkhardt Leitner constructiv. С этого момента на рынке одновременно существуют две компании с его именем.

Начав «с нуля» в 50-летнем возрасте Ляйтнер создал свои шедевры — системы PILA, PILA Doppelstock, PILA Petite, PILA Mini, PILA IV, CLIC, PON, PRIMUS, MAX, SIXO, JUNIOR и OTTO, удостоенные множества наград и признанные профессиональным сообществом бестселлеры.

Сonstructiv PILA

Фото: www.burkhardtleitner.de
Фото: www.burkhardtleitner.de

Семейство систем PILA отличает гибкий и модульный принцип конструкции, а также чрезвычайно большой выбор аксессуаров. Основа системы — стальные коннекторы, алюминиевые профили и элементы обеспечения статической устойчивости. Размер коннектора системы PILA Mini — 40 мм, PILA Petite — 80 мм, PILA — 130 мм, PILA IV — 140 мм. Система обладает великолепными статическими характеристиками, которые позволяют создавать как несущие большепролетные конструкции, так и двухэтажные стенды.

Фото: www.architonic.com
Фото: www.architonic.com

Сonstructiv CLIC

Сonstructiv CLIC
Фото: www.burkhardtleitner.de

Миниатюрная система имеет магнитное штекерное соединение коннекторов и алюминиевых трубок, название которой дал характерный щелчок при сборке. Структуры CLIC имеют простой и понятный дизайн, графическую и архитектурную универсальность.

Фото: www.architonic.com
Фото: www.architonic.com

Сonstructiv PON

Фото: www.burkhardtleitner.de
Фото: www.burkhardtleitner.de

Система состоит из магнитного соединения стального коннектора с трубкой из высокопрочного алюминиевого сплава. Очень компактные при упаковке элементы обеспечивают оптимальное время строительства, низкие транспортные объемы и затраты.

Фото: www.terminaldesign.com.tr
Фото: www.terminaldesign.com.tr

NON ART

Фото: Peer Oliver Brecht
Фото: © Peer Oliver Brecht.

С 1971 года Буркхардт Ляйтнер каждый год создавал небольшие скульптуры, которые иронично назвал «Не искусство». Они были задуманы как новое средство передачи фирменного стиля его компании. Дизайн и материалы отражали дух времени. «NON ART» было включено в коллекцию Государственного музея прикладного искусства в Мюнхене.

Фото: © Борис Демин
Фото: © Борис Демин.

В 2015 году Буркхардт Ляйтнер завершил трудовую деятельность, а созданные им архитектурные системы по-прежнему актуальны и отвечают всем требованиям устойчивого развития выставочной индустрии будущего. За эти годы я видел много систем, подражающих Ляйтнеру, но ни одна из них не была столь совершенна, никто не смог достичь той гениальной простоты конструкции, которая есть в его Временной Архитектуре.

Автор статьи: © Борис Демин.

Фото: www.burkhardtleitner.de
Фото: www.burkhardtleitner.de

Автор статьи: © Борис Демин, Студия Дега — специально для DESIGNSPB.RU