Краткий очерк истории развития деревообработки в Словении

Кратким очерком истории развития деревообработки и применении дерева в материальной культуре Словении мы хотели бы инициировать рассказы о самых разных материалах, которыми оперирует вещный мир, где демиургом выступает дизайнер.

Если справедливо утверждение, что камень был первым материалом, обработка которого при изготовлении простейших орудий и оружия сыграла важную роль в эволюции первобытного человека от Homo habilisa (человек умелый) до Homo sapiensa (человек разумный), то оно в полной мере относится и к древесине.

Деревянные предметы первобытного общества из-за хрупкости самого материала не сохранились, иначе бы в фильме Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года» в руках приматов оказались бы вместо кости деревянные палки, которые в качестве продолжения руки создавали преимущество при столкновении с противником. После того, как произошёл скачок первобытного человека к использованию орудий, можно говорить о переходе к новой форме существования, отметил немецкий теоретик культуры и медиатехнологий Вилем Флюссер в своей работе «О положении вещей: Философия дизайна». Тогда-то и начался процесс отхода от естественной среды. На нашем пути возникает культура, которая, с одной стороны, защищает, с другой, связывает по рукам и ногам, поскольку пути назад больше нет. Все, что произошло затем, – произвольное или сознательное преобразование окружающей среды, а заодно и нас самих. Каждый раз преобразования окружающей среды сопровождались изменениями человека, знаменуя собой очередную ступень развития. Все это (во всяком случае изначально) было вызвано основным стремлением к более высокому качеству жизни.

В этом контексте перехода первобытного человека к использованию орудий дизайн (в широком понимании, всё, что нас окружает, будь то видимые или невидимые преобразования) является одним из ключевых факторов формирования современного человека, хотим мы этого или нет. Именно по окружающим нас в быту предметам мы и поныне определяем ступень развития человеческой цивилизации. Однако, вернёмся к дереву: начиная с самых истоков, оно было неотъемлемой частью нашего существования. Самая примитивная обработка древесины для изготовления простейших предметов домашней утвари, которые получались путем долбления массивных частей дерева, использование дерева для изготовления рукояток для разного рода орудий и даже средств передвижения - плотов. Первые поселенцы на территории современной Словении научились успешно обрабатывать древесину, используя природные особенности местности, богатой лесами.

pr1-Settlement-on-stilts-MGML.jpg
Поселение на сваях в Любляне Фото: Грегор Бабич, Mузей и галереи города Любляны
Первые первобытные поселения на сваях (частично деревянных хижин, построенных на деревянных сваях) сконструированы для местности, постоянно или временно находившейся под водой. Они относятся к эпохе раннего каменного и железного веков. На заболоченных окраинах Люблянского барья было найдено около сорока поселений на сваях, относящихся к V и II тысячетелию до н.э. Среди самых значительных находок предметов быта первобытного человека, несомненно, барьянское деревянное колесо, которое насчитывает 5200 лет и является чрезвычайно важным свидетельством уровня развития деревообработки.

pr2-Wooden-wheel-with-axle-MGML.jpg
Деревянное колесо с осью Фото: Maтевж Патерностер, Mузей и галереи города Любляны

Барьянское колесо

По мнению специалистов проекта «Старейшее в мире деревянное колесо с осью», находка представляет собой часть доисторического двухколесного воза – cize. «Найденное колесо состоит из двух пластин ясеня, соединённых четырьмя дубовыми скобами, с отверстием посередине, куда вставлялась дубовая ось. Выбор породы дерева был неслучайным, поскольку древесина ясеня, росшего в округе, была упругая и прочная». Уже из этого краткого описания можно сделать вывод о продуманном подходе и шаге вперёд к новой ступени развития. Колесо говорит о переходе от бортничества к сознательному земледелию и животноводству. В плане продуманности стоит отдельно сказать и о выборе материала, совершенстве самой конструкции (в сочетании с работой) и, конечно, о понимании функциональности формы изделия. Всё перечисленное и поныне является основным критерием качества дизайна.

От традиции прикладных ремесел к современному дизайну

Характерной чертой развития прикладных ремесел деревообработки является их развитие во всех областях Словении. Янез Богатай в своей книге «Жемчужины Словении» выделяет два региона Словении, где получили особое развитие связанные с деревообработкой древесины ремесла: долина Рибницы и Кочевье, а также отдельные районы региона Нотраньска. Жители этих мест уже с 1492 года имели разрешение цесаря на торговлю изделиями из древесины, изготовленными вручную и известными как «сухой товар». Наряду с наиболее популярными деревянными изделиями – такими, как ложки и черпаки, – изготавливаются также предметы домашней утвари широкого назначения – от мисок, посуды, шкатулок, крынок, ёмкостей для хранения до деревянных кровельных перекрытий. Среди массивных предметов, прежде всего, стоит сказать о сундуках и стульях. Высшими достижениями прикладного творчества является создание струнных музыкальных инструментов – гуслей. Первые струнные инструменты появились уже в 1750 году, среди самых известных мастеров можно назвать имя гусляра Вилима Демшара, который до Второй мировой войны изготавливал струнные музыкальные инструменты.

Профессиональный дизайн изделий из древесины

После Второй мировой войны и взятого курса на индустриализацию общества впервые открылась возможность для профессиональных занятий промышленным дизайном. Одним из пионеров в этой области является Нико Краль, который уже за первый год профессиональных занятий на базе завода «Стол» сумел основать осенью 1952 года первый в Югославии отдел по дизайну и наладить выпуск ставшего сегодня культовым прототипа кресла «Рекс».

pr3_4-Kralj_Niko_Stol_Rex-MAO.jpg
Кресло «Рекс», «Стул 4455». Фото: Домен Пал, из собрания Музея архитектуры и дизайна 
Уже этот первый опыт дает представление о художественной концепции дизайна Краля, которая сводилась к тому, чтобы сделать доступными для каждого качественные изделия, созданные в результате технологических инноваций. То же можно сказать о всех его и поныне известных изделиях, среди которых следует назвать «стул 4455» и «стул Lupina» (Скорлупа). После ухода Краля его дело на заводе «Стол» по креативному и качественному дизайну продолжил Бранко Уршич. Примером удачного дизайнерского решения является мебельная серия «L», которая была появилась в 1981-1983 гг.

pr5-Branko-Ursic_MAO-SystemL.jpg
Мебельная система «L». Фото: Янез Калишник, из собрания Музея архитектуры и дизайна.
60-е годы ХХ века были отмечены появлением серии оригинальных светильников «NKVFV», которые создали Нивес Калин Веховар и Франц Веховар. При создании светильников использовался шпон сосны и клена, «…в стремлении с помощью освещения зонировать помещения, придавая им особый настрой». Архитектор Грега Кошак также отметил, что им это удалось благодаря продуманному выбору материала и дизайна. «Гнутый шпон хорошо уравновешивает перепады температур и позволяет использовать его для того, чтобы подчеркнуть структуру дерева».

pr6-NKVFV-Light-MAO.jpg
Серия светильников «NKVFV» Фото: Янез Калишник, из собрания Музея архитектуры и дизайна.
Преимущества древесины хорошо понимал и использовал также дизайнер Серджио Гоббо. В 1975 г. Комитет выставки-ярмарки игрушек в г. Ульме (Германия) признал его деревянные игрушки лучшими в Европе. Производство многочисленных серийных деревянных игрушек (кораблики, сборные городки и наборы «Ciciban» для малышей) в 70-е годы ХХ века было запущено им в компаниях «Ciciban» и «Mehanotehnika».

pr7-Gobbo-Wooden-toys-MAO.jpg
Серия игрушек из дерева Фото: Шпела Хабич, из собрания Музея архитектуры и дизайна
В этот период в словенской мебельной индустрии («Meblo», «Slovenijales», «Stol», «Brest», «Alples\») появилось много дизайнеров. Среди них (по числу полученных наград на биеннале промышленного дизайна) можно назвать такие имена как: Биба Берток, Ладо Эрцегович, Лерка Финжгар, Maрьян Гашпершич, Aника Логар, Toне Погачник и Душан Уршич. Детская кроватка «Наташа», 1974 г., автором которой является дизайнер Биба Берток, на состоявшемся в 2013 году Месячнике дизайна была внесена в собрание непреходящих дизайнерских творений. Речь идёт о простом, на первый взгляд, решении, когда путем регулировки уровня днища кроватки, её можно трансформировать, используя как колыбель, кроватку и манеж и превращая в многофункциональный предмет, который послужит не один год.

pr8-Biba-Bertok-MAO-Baby-crib-MAO.jpg
Детская кроватка "Наташа" Фото: из собрания Музея архитектуры и дизайна

Современный словенский дизайн из дерева

Вопреки мощной традиции дизайна и наличия природных ресурсов, после обретения Республикой Словенией независимости большинство перечисленных выше компаний прекратили свое существование. Тем не менее, это не исчерпало дизайнерского потенциала. Mладшее поколение словенских дизайнеров, получивших образование уже в независимой Словении, продолжает традиции – будь то исконное прикладное искусство, или путь совершенствования образцов современного дизайна, или совсем новые решения в области продуманного и осмысленного использования дерева или его производных, – каждый раз вновь раздвигая горизонты для грядущих поколений.

Текст: © Барбара Предан

Благодарим за предоставленные материалы Барбару Предан.

Фоторепортаж открытия выставки «Дерево25» в выставочном зал Конюшенного корпуса на Елагином острове.