Остаться жить в кирпиче

Уже третий год подряд журнал «Проект Балтия» совместно с компанией «Архитайл» проводит Кирпичный конкурс. И уже во второй раз финал состязания прошел в рамках гостеприимного архитектурно-строительного форума «Казаныш» в Казани. Новинкой конкурса 2022 года стало партнерское участие ГК «А101».

Как и в прошлом году, молодые архитекторы и дизайнеры до 30 лет соревновались в четырех основных номинациях: «Кирпичный городской дом», «Кирпичное общественное пространство», «Кирпичный загородный дом» и «Кирпичный интерьер». Кроме того, добавилась специальная номинация «Кирпичный городской дом+» от группы компаний «А101», выделяющаяся на фоне остальных уникальной возможностью реализации проекта-победителя; в ней срок подачи был продлен — заявки и проекты принимаются до 20 февраля 2023 года.

В 2022-м количество заявок и проектов превысило показатели прошлых лет — всего было подано 117 заявок и 76 работ. Рекордсменом по числу конкурсантов вновь стал Петербург, однако общая география значительно расширилась: так, свои работы представили архитекторы из Москвы и Московской области, Ярославля, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Бердска, Краснодара, Магнитогорска, Белгорода, Новосибирска, Челябинска, Барнаула, Астрахани, Саратова и Тамбова.

В жюри приняли участие Григориос Гавалидис (архитектор, руководитель бюро GAFA, Москва), Андрей Дойницын (руководитель бюро «Новая РАСА», Ростов-на-Дону), Любовь Леонтьева (руководитель бюро ludi_architects, Санкт-Петербург), Юлия Тарабарина (архитектурный критик, главный редактор Archi.ru, Москва), Юрий Хитров (руководитель компании «АРХИТАЙЛ Северо-Запад»), Данил Шевкунов (главный архитектор Удмуртии (2010–2014), сооснователь Архитектурного бюро Шевкунова и конкурсного бюро TEHNE, член правления Союза архитекторов Удмуртии и регионального отделения ВООПИиК). Удаленно свои голоса за претендентов отдали Евгений Спирин (председатель правления Союза саратовских архитекторов, заместитель председателя Градозащитного совета при Саратовской областной думе, руководитель бюро spirin architects), Борис Гусев и Елизавета Дворщенко (лауреаты Гран-при Кирпичного конкурса – 2021, Санкт-Петербург), Вячеслав Семененко (заместитель генерального директора компании «А101»). Председателем совета жюри выступила Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, ответственным секретарем конкурса с правом голоса — Владимир Фролов, искусствовед, главный редактор журнала «Проект Балтия».

3 декабря, в заключительный день форума «Казаныш», состоялись заседание жюри и подведение итогов конкурса. Темой форума в этом году был «Город для молодежи», а площадкой — экстрим-парк «Урам». В течение двух дней известные и уже нашедшие «свою нишу» архитекторы делились опытом, в финале же «Казаныша» настал момент поговорить о будущем — о работах молодых архитекторов, которые сейчас заявляют о себе конкурсными проектами.

Заседание жюри длилось дольше запланированного: среди совещавшихся не единожды разгорались споры, что говорит о высоком уровне шорт-листа. После подсчета баллов и финального внутреннего обсуждения результатов, жюри и организаторы вышли на сцену для объявления итогов конкурса.

погреб.jpg

погреб_2.jpg

Гран-при взяла «Винокурня (и немедленно выпил)» — проект двух петербурженок: Ирины Кащеевой и Елизаветы Михайловой. Девушки признались, что уже три года хотели поучаствовать в конкурсе, но всё откладывали — видимо, не зря. В своем проекте они нашли решение главной проблемы петербургских питейных заведений — соседство с жителями, не сильно одобряющими «полуночные кутежи». Авторы предложили убрать всю барную экосистему под землю, создав особый подземный «питейный» Петербург. Кирпич в проекте тоже не случаен: он считается самым благодатным материалом для поддержания правильного микроклимата при созревании алкоголя. В качестве входа в «систему винокурни» авторы предложили сооружать кирпичные павильоны, на главном фасаде каждого из которых располагаются buchette del vino — «дырочки» для вина, или винные окошки. Именно такие можно найти на первых этажах уличных фасадов флорентийских домов XVI–XVII веков — этим итальянцы создавали возможность для прямой продажи вина. Евгений Спирин отнес данный проект к категории «архитектурного эссе» и увидел здесь «постковидное желание спрятаться, но притом сохранить возможность общения в привычном петербургском согревающем формате». На вопрос, почему же конкурсантки отнесли свой проект к номинации «Кирпичный городской дом», авторы ответили коротко: «Поскольку предположили, что люди вполне могут остаться там жить».

«Термы на Кожевенной линии» Антона Тендитного

Номинация «Кирпичный городской дом» в этом году стала самой популярной и самой спорной: именно среди проектов, поданных для участия в ней, произошло наибольшее расслоение в подходах. В шорт-листе можно было увидеть как абсолютно фантазийные работы, так и проекты, максимально приближенные к жизни и готовые к реализации. После долгих споров и повторного голосования первую премию взяли «Термы на Кожевенной линии» Антона Тендитного.

Автор предложил проект создания полноценного внутригородского курортного пространства. К уже существующей культурно-развлекательной функции территории между набережной Невы и Кожевенной линией архитектор добавил оздоровительную — так получились термы. В своем проекте автор соединил банные традиции Средиземноморского региона, Индии и Дальнего Востока. Архитектурные формы входной группы, отсылающие к древним египетским храмовым комплексам и архитектуре Междуречья, заставляют посетителя сфокусироваться не только на телесных ощущениях, но и погружают в атмосферу далекого прошлого цивилизации.

проект «Музей петербургского клейменого кирпича». Владислав Лобко и Анастасии Сергеева

В номинации «Кирпичное общественное пространство» победил проект «Музей петербургского клейменого кирпича» за авторством Владислава Лобко и Анастасии Сергеевой. В прошлом году эта же номинация показалась жюри прорывной — конкурс 2022 года продемонстрировал, что тема развития публичной среды не теряет популярности. Кирпичный лабиринт, окружающий промышленную трубу, которая получила новую жизнь в качестве смотровой площадки, стал новой интерпретацией «типичного образа общественного пространства как благоприятной прогулочной среды с лавочками и большим количеством озеленения». Проект показывает состояние Канонерского острова — промышленного, запустелого, потерянного — и предлагает решение через создание общественного пространства, не противопоставленного специфической среде, а являющегося ее философским переосмыслением. Что есть этот лабиринт: потерянное блуждание или игра, решать тому, кто стоит перед входом и смотрит на петляющее кирпичное полотно, сгенерированное искусственным интеллектом.

stay_living_in_a_brick_2.jpg

«Авторы проекта смогли не только создать интересную идею, но и поместить ее в оригинальный контекст, тем самым обращая внимание на проблемы территории — Канонерского острова. Проект объединил в себе и прекрасные иллюстрации, и внимание к контексту, и замечательную историю», — отметили лауреаты Гран-при прошлого года Борис Гусев и Елизавета Дворщенко.

«Идея, казалось бы, лежащая на поверхности, но, как зачастую бывает, именно из-за этого никем и не предлагаемая, и не реализуемая», — прокомментировал Евгений Спирин.

IMG_8125.jpg

Проект с поэтичным названием «…Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!» взял первую премию в номинации «Кирпичный интерьер». Светлый по духу и дарящий надежду, он не только раскрыл тему природы кирпичного здания, художественно зарифмовав кирпичную кладку и книжные стеллажи, но и указал на главную, пусть и самую наивную, потребность современного общества — надежду, что финал той книги, которая пишется в течение нашей жизни, окажется счастливым. Авторы проекта — Александра Покатович и Полина Шевчук — в пояснительном тексте пишут: главная задача интерьера — дать возможность посетителю обрести уверенность и надежду.

stay_living_in_a_brick_3.jpg

В номинации «Кирпичный загородный дом» фантазийных работ оказалось меньше всего: в основном участники представили проекты, готовые к реализации, но достаточно стандартные. Победила с большим отрывом «Дача» Татьяны Вечкановой. Архитектор предложила проект серии дачных домов из кирпича как оптимальную систему любого строительства и реконструкции. Исследуя возможности кирпича в качестве универсального материала, Татьяна продемонстрировала широкую палитру вариаций форм частных домов.

Житкова_ЕС_Черепанов_МС_Кирпичный_конкурс.jpg

Специальным упоминанием жюри был отмечен проект «Кинь кирпич — иди в баню», покоривший не только запоминающейся плакатной графикой в духе работ Александра Родченко, но и очень трогательной и личной идеей, которая стала «фундаментом» для кирпичного банного комплекса на территории комплекса Moscow City.

Председатель жюри, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина отметила, что особенность Кирпичного конкурса заключается не только в возрастном ограничении и бумажном формате, а и в высокой цели, выделяющей его среди большого ряда архитектурных состязаний: жюри из года в год ждет не просто предложений, касающихся определенного материала, но и глубоких философских размышлений, актуальных и двигающих архитектуру вперед.


Призовые места распределились следующим образом:

«Кирпичный интерьер»

1-е место – «…Пришлите мне эту книгу со счастливым концом! (Кирпичный павильон)». Авторы: Полина Шевчук и Александра Покатович (Санкт-Петербург)
2-е место – Terracot concept. Авторы: Владислав Киселев, Полина Киселева и Анастасия Карасева (Магнитогорск)
3-е место – «Центр православной книги». Авторы: Андрей Кустов и Евгений Мороз (Санкт-Петербург)

«Кирпичный загородный дом»

1-е место – «Дача». Автор: Татьяна Вечканова (Москва)
Вторая и третья премии не присуждались

«Кирпичное общественное пространство»

1-е место – «Музей петербургского клейменого кирпича». Авторы: Владислав Лобко и Анастасия Сергеева (Санкт-Петербург)
2-е место – «Намывище». Автор: Михаил Ситников (Санкт-Петербург)
3-е место – «Красный двор». Авторы: Сергей Калягин, Илья Бедник и Алина Паршикова (Москва)

«Кирпичный городской дом»

1-е место – «Термы на Кожевенной линии». Автор: Антон Тендитный (Санкт-Петербург)
2-е место – «Нетривиальная кирпичность». Автор: Арина Боровикова (Москва)
3-е место – «ЖК “Кавалерия”». Автор: Милена Афанасьева (Санкт-Петербург)

Гран-при

«Винокурня (и немедленно выпил)». Авторы: Ирина Кащеева и Елизавета Михайлова (Санкт-Петербург)

Специальное упоминание жюри

«Кинь кирпич – иди в баню!». Авторы: Екатерина Житкова и Максим Черепанов (Москва)


В экспертный совет конкурса вошли:

Евгений Лобанов (доцент, и. о. заведующего кафедрой дизайна оборудования в средовых объектах СПбГУПТД), Лара Копылова (архитектурный критик, Москва), Ирина Школьникова (доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ), Федор Опарин (архитектор, старший преподаватель кафедры архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств), Николай Васильев (кандидат искусствоведения, доцент НИУ МГСУ, историк архитектуры, Санкт-Петербург), Елизавета Гречухина (главный архитектор ГК «А101» в Санкт-Петербурге), Марсель Искандаров (член Союза архитекторов России, член правления Союза архитекторов Республики Татарстан, эксперт Института развития города, Казань).

В этом году вышел заключительный, «кирпичный» номер журнала «Проект Балтия», где, помимо теоретических рассуждений о природе материала и особенностях его современного применения, а также архитектурной критики и обзора новейших построек в регионе, представлены работы участников Кирпичного конкурса 2021 года.

Сайт Кирпичного конкурса