Всероссийская конференция «Коды. Истории в текстиле»

23 мая 2022 года в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица состоится Всероссийская конференция (с международным участием) «Коды. Истории в текстиле».


Всероссийская конференция «Коды. истории в текстиле».

Целью конференции является обмен опытом работы в области текстильного искусства и костюма с российскими и зарубежными специалистами, стимулирование научно-исследовательской и художественной деятельности студентов, аспирантов, преподавателей Академии.

Соорганизатором конференции «Коды. Истории в текстиле» является Государственный Эрмитаж, партнером – Российский Этнографический музей.

Символом конференции стала знаменитая фигура лебедя, созданного из войлока, который представлен в экспозиции пятого Пазырыкского кургана Государственного Эрмитажа. Войлочные лебеди были найдены в 1949 г. экспедицией С. Руденко и М. Грязнова во время археологических раскопок на Алтае. Лебедь – птица, которая может жить в воздухе, на земле и на воде, объединяет различные сферы мироздания. В конференции «Коды. Истории в текстиле» тоже объединены три ипостаси текстиля – история, современность, будущее.

По материалам конференции будет издан сборник научных трудов с размещением в системе РИНЦ.

Искусство текстиля – одна из древнейших областей деятельности человека. Появившись на заре человеческой цивилизации, текстиль и сегодня остается актуальным. Искусство текстиля – это замечательные коптские ткани, средневековые шпалеры, многоцветные шелка Индии и Китая, войлочные юрты степных кочевников и персидские ковры. В ХХ в. знаменитые Лозаннские Биеннале представили новый взгляд на художественный текстиль – появились арт-объекты, объемно-пространственные композиции, инсталляции и текстильные скульптуры. Возник новый термин – «fiber art» – искусство волокна, расширивший границы понимания искусства текстиля. Современные художники, работающие в области текстиля и искусства волокна, используют разные техники и материалы, включают в свои произведения металл, керамику, проволоку, пластик и другие «нетекстильные» материалы. В настоящее время художественный текстиль следует рассматривать в контексте тенденций современного актуального искусства.

В рамках конференции в Большом зале СПГХПА им. А.Л. Штиглица запланировано проведение Всероссийской выставки художественного текстиля «Коды. Дизайн текстиля», где будут представлены как «классические» работы – гобелен, роспись, печать, войлок, так и экспериментальные арт-объекты и инсталляции, работы состоявшихся мастеров и лучшие студенческие проекты. В выставке примут участие художники-текстильщики из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, приглашенные авторы из Беларуси и Армении.

Параллельно с основной выставкой планируется проведение выставки студенческих работ кафедры художественного текстиля «Коды. Дизайн текстиля», выполненных на современных российских производствах – тафтинговые ковры и жаккардовые ткани, а также Показ моделей студентов кафедры дизайна костюма «Инерция».

Программа Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Коды. Истории в текстиле»

23 мая 2022 года

11:00 – 18:00 | Зал совета 
10:30 – 11:00 | Регистрация участников конференции | Папская галерея
11:00 – 11:30 | Торжественное открытие конференции | Зал Совета

Вступительное слово

– Анна Николаевна Кислицына, ректор СПГХПА им. А.Л. Штиглица, кандидат исторических наук
– Татьяна Николаевна Лехович, старший научный сотрудник, хранитель коллекции тканей и шпалер отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения
– Мария Александровна Янес, руководитель Центра ремесленных традиций Российского этнографического музея, кандидат исторических наук

11.30 – 14.00

Пленарное заседание | Зал Совета

Модератор: Цветкова Наталия Николаевна

– Царева Елена Георгиевна, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера), ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук
Нить как инструмент формирования цивилизаций Homo Sapience Sapience

– Калашникова Наталья Моисеевна, Российский этнографический музей, заведующая отделом, доктор культурологии, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, профессор кафедры истории и теории искусства
Лоскут в повседневной культуре народов России

– Лехович Татьяна Николаевна, Государственный Эрмитаж, старший научный сотрудник, хранитель коллекции тканей и шпалер отдела западноевропейского прикладного искусства, кандидат искусствоведения
Экспозиция исторического текстиля в современном музее: онлайн и офлайн в контексте музейных традиций

– Блюмин Марина Алексеевна, Государственный Эрмитаж, заведующая сектором новых поступлений, кандидат искусствоведения
Орнаментальные коды в текстиле 1920-х годов: история и современность

– Габриэль Галина Николаевна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, заведующая кафедрой искусствоведения, доцент, кандидат искусствоведения
Петербургский авторский текстиль 1980–1990-х: традиции и творческие новации

– Докучаева Ольга Владимировна, Государственный музей заповедник «Царицыно», заместитель генерального директора, кандидат искусствоведения
Российская триеннале художественного текстиля и современного гобелена в «Царицыно». Новые горизонты

– Карганова Анна Александровна, Государственный музей заповедник «Царицыно», искусствовед, куратор, координатор IV Триеннале текстиля и современного гобелена
Переосмысление ткачества. Как и почему современные художники обращаются к древней практике

– Цветкова Наталия Николаевна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, профессор кафедры художественного текстиля, кандидат искусствоведения
Биеннале «Из Лозанны в Пекин» — крупнейшая международная выставка современного fiber art

14:00 – 15:00

Открытие выставки «коды. истории в текстиле» 

Большой выставочный зал 

15:00 – 15.30

Открытие выставки «коды. дизайн текстиля» 

15:30 – 18:00 | Рекреация

Продолжение работы конференции

Зал Совета
Модератор: Цветкова Наталия Николаевна

– Царева Елена Георгиевна, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера), ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук 
Пазырыкские ткани и войлоки в собрании Государственного Эрмитажа

– Уваров Виктор Дмитриевич, профессор, доктор искусствоведения, академик Национальной Академии Дизайна, заслуженный художник России
Искусство таписсерии: история и современность

– Высоцкая Христина Игоревна, Белорусская государственная академия искусств, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма
Белорусское искусство текстиля в начале XXI века: традиции и эксперименты

– Ленденская-Большакова Зоя Аркадьевна, сопредседатель Гильдии Текстильщиков Санкт-Петербурга
– Куралесова Наталья Владимировна, искусствовед, сопредседатель Гильдии Текстильщиков Санкт-Петербурга
– Гильдия Текстильщиков Санкт-Петербурга. Эпоха перемен и современность (1995–2020 гг.)
– Полякова Екатерина Васильевна, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, заведующая кафедрой дизайна текстиля, кандидат искусствоведения 
Советский текстиль шелкового комбината имени Розы Люксембург «Красная роза»

Иванова Юлия Борисовна, Государственный музей заповедник «Царицыно», старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения
Библейские мотивы в вышивке Натальи Опариной

Манерова Елизавета Юрьевна, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства
Советские сюжетно-тематические ковры 60-х гг. ХХ в.

Мокина Анна Юрьевна, Южный федеральный университет, Академия архитектуры и искусств, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства
Донской художественный текстиль. Текстильные коды Ростова на Дону

Заочное участие

– Михайлова Людмила Васильевна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения, профессор кафедры художественного текстиля
– Семенова Анна Анатольевна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, доцент кафедры художественного текстиля
Структура визуального кода в декоративных рисунках тафтинговых ковров

Пономаренко Наталья Витальевна, Дальневосточный федеральный университет, Политехнический институт, старший преподаватель 
Монументальное текстильное искусство советского периода на примере города Владивостока

19.00 | Галерея Большого выставочного зала 

Проект «Инерция»

Показ моделей студентов кафедры дизайна костюма 

24 мая 2022 года

12.00 – 13.00 | Российский этнографический музей

Экскурсия для участников конференции