Дизайн среды – итоги обсуждения магистерских исследований в формате круглого стола

В Музее-квартире Леонтия Николаевича Бенуа 20 февраля 2019 г. состоялся круглый стол, организованный образовательной программой «Дизайн среды» Санкт-Петербургского государственного университета «Современные проблемы дизайна на примерах выпускных квалификационных работ по профилю подготовки 54.04.01 «Дизайн среды»: опыт СПбГУ, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, СПбГУПТД.

Целью проведения мероприятия было обсуждение методик и особенностей трактовки проблем архитектуры и дизайна в контексте профиля «Дизайн среды», а также апробация магистерских исследований, готовящихся к защите в 2019 году, в кругу профессионалов и коллег, и начало профессионального диалога между представителями образовательных программ по профилю подготовки 54.04.01 Дизайн среды.

Вопросы, предложенные для обсуждения:

– актуальные направления магистерских исследований в области дизайна среды;
– знакомство с особенностями образовательных школ и их конкурентными преимуществами;
– обеспечение необходимых компетенций при подготовке магистерских диссертаций в формате ВКР;
– обмен опытом между преподавателями и магистрантами образовательных программ;
– формирование единого информационного поля в области дизайна среды в Санкт-Петербурге;
– анонсирование магистерских программ ВУЗов-участников бакалаврам 4 года обучения и перспективная ротация студентов на следующей ступени образования.

В мероприятии приняли участие около 60 человек: приглашенные представители педагогического и профессионального сообщества, студенты ВУЗов Санкт-Петербурга. В процессе было проведено анкетирование гостей, по результату анализа мнений участников и осуществляется данная публикация.
Можно с уверенностью заключить, что все приглашенные остались довольны организацией и содержанием дискуссии. Модератором выступила Бандорина Ксения Валерьевна, доцент СПГбХПА имени А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член Союза художников.

Выступления студентов продемонстрировали разницу подходов в обучении при близком понимании проблем дизайна среды в разных ВУЗах. Было принято решение сделать такой формат встреч ежегодным и расширить состав участников. Многие выступали за то, чтобы изменить формат встречи и сделать его междисциплинарным. Пригласить в качестве слушателей и участников педагогов и студентов программ по искусствоведению, архитектуре, дизайну, журналистике, управлению, экономике и менеджменту. Организаторы приняли решение в следующем году провести два мероприятия разных форматов, сохранив профильный характер, для погружения в специфику дисциплины и расширенный вариант для обсуждения междисциплинарных проблем дизайна среды.

Темы докладов, послужившие отправными точками для дискуссии, ярко продемонстрировали антропоцентрическую основу средового дизайна, призванную, по общему мнению, быть его отличительной чертой по сравнению с современными архитектурными практиками. По результатам опроса наибольшее впечатление произвело выступление Сердитова Степана Сергеевича, магистранта кафедры средового дизайна СПГбХПА им. А.Л. Штиглица, «Средовое формирование рекреационно-туристических дестинаций республики Коми на основе этнокультурных традиций» (научный руководитель: проф. Кирпичев В.А.). Были отмечены выступления магистрантов СПбГУ, ООП «Дизайн среды»: Кутузовой Анны Сергеевны «Средообразующий потенциал яхтинга для развития береговых территорий на примере г. Кронштадт» (научные руководители: канд. арх. Парьева О.А., ст. препод. Толстова А.А. и Моисеевой Александры Алексеевны), «Формирование системы общественных пространств как метод регенерации историко-культурного ландшафта Петровского острова в Санкт-Петербурге» (научный руководитель: канд. арх. Козырева Е.И.) А, также, альтернативное исследование, посвященное развитию Петровского острова в ракурсе девелопмента и градостроительства Светочевой Елены Владиславовны, магистранта СПбГУПТД, кафедра дизайна пространственной среды «Градостроительная концепция развития Петровского острова в Санкт-Петербурге» (научный руководитель: проф. Устинов Б.Г.).

В процессе обсуждения докладов, профессор СПбГХПА им. А.Л. Штиглица Стрельцова Виктория Константиновна акцентировала внимание на фундаментальных направлениях исследований в профессии: экологии, сохранении наследия, разрешения конфликта личности и социума и транспортной организации городской среды, а также напомнила присутствующим о важности прорывного стратегического мышления дизайнеров, которое необходимо культивировать в образовательных школах Санкт-Петербурга.

Петрашень Евгения Павловна, руководитель образовательной программы «Дизайн среды» СПбГУ, отметила ценность образовательных методик направления Дизайн среды как для подготовки профессионалов широкого профиля, необходимых для модерации проектирования комплексных объектов, требующих создания междисциплинарных проектных коллективов, так и для построения индивидуализированных траекторий подготовки, позволяющих максимально выявлять и развивать способности конкретных обучающихся.

Тимофеев Александр Васильевич, член Правления, директор региональных проектов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, генеральный директор ООО «Дизайн-студия АКРА» дал ёмкое сравнение работы дизайнера среды с работой терапевта, врача мульти-дисциплинарного профиля, который всегда может направить «пациента» к нужному специалисту и назначить «верное лечение».

В целом, все выступавшие отметили важность создания общего информационного поля в профессии и необходимости налаживания межвузовского взаимодействия на регулярной основе.

Интересные результаты дало анкетирование участников. Приведем некоторые ответы на вопрос: какие направления магистерских исследований вы считаете актуальными в области дизайна среды?

– создание нового качества жизни человека;
– экологическое проектирование устойчивого ландшафта;
– экологический подход и гуманизация городской среды;
– адаптация человека и сложившейся экосистемы;
– гармоничное развитие малых городов и поселений;
– формирование туристических дестинаций;
– сохранение истории, памятников культуры, природного ландшафта;
– ревитализация историко-культурного наследия;
– исследования, связанные с поиском духа места и идентичности территории;
– проблемы реноваций заброшенных территорий;
– создание среды равных возможностей;
– формирование среды обитания (от двора-колодца к кварталу новостройки);
– средовой дизайн в создании условий для развития детей и подростков;
– медийное наполнение городской среды.

Закончить подведение итогов хочется процитировав ответы гостей круглого стола на вопрос: как вы понимаете смысл Дизайна среды в контексте профиля подготовки 54.04.01?

«Как новый вид пространственного искусства, синтез архитектуры и дизайна, позволяющий формировать отношение к окружающей среде как функционально-художественной целостности». Веселицкий О.В.

«Проектирование новых способов и новых сценариев взаимодействия со средой». Витковская С.В.

«Как комплексное проектирование, обобщающее архитектуру, пространство и время и создающее наилучшие условия для человека». Кутузова А.С.

«Формирование среды способной адаптироваться к новым вызовам». Тимофеев А.В.

«Дизайн среды – это комплексная организация пространства для жизни и деятельности людей, в любом масштабе». Лобанов Е.Ю.

«Возможность положительно влиять на формирование общества и его целевые установки. Средствами дизайна формировать будущее». Виноградова Ж.Д.

Толстова Александра Андреевна,
член Союза дизайнеров России,
член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров,
старший преподаватель кафедры Дизайна СПбГУ,

Петрашень Евгения Павловна,
член Санкт-Петербургского Объединения ландшафтных архитекторов,
научный руководитель Основной образовательной программы «Дизайн среды» СПбГУ