Стартовал новый проект «Modi Docendi Auctori»

9 декабря 2023 года в Креативном пространстве «Мойка-8» Санкт-Петербургского Cоюза дизайнеров прошла первая научно-методическая конференция «Авторские методики преподавания в дизайне».

В год педагога и наставника секция «Теории и педагогики» Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров инициировала новый проект «Modi docendi auctoris», в рамках которого будут проводиться авторские конференции, лекции и образовательные мероприятия. Среди них, уже известная конференция «Традиционные и новаторские методики преподавания пропедевтики в дизайне» (куратор Зорина И.Л.), которая проходит весной.

Кураторский проект члена Союза Бандориной Ксении Валерьевны (кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А. Л. Штиглица) первая научно-методическая конференция «Авторские методики преподавания в дизайне» поставил цель объединять профессионалов под одной идеей, идеей авторской дизайн-педагогики и поддержать всех, кто самоотверженно преподаёт дизайн в вузах по сложным академическим программам!

Актуальность конференции отметил председатель правления Союза дизайнеров Сергей Юрьевич Дужников: «Как и цель нашего Союза, цель новой конференции «Авторские методики преподавания в дизайне» — объединять профессионалов, стать для новаторов площадкой для обмена передовым опытом».

Программы обучающих дизайн-дисциплин в вузах меняются гораздо реже и сложнее, чем эволюционирует дизайн, но профессиональные требования к выпускникам дизайн-факультетов возрастают с каждым годом. Для того чтобы компетенции молодого специалиста совпадали с пожеланиями будущих работодателей, для того чтобы студенты чувствовали себя востребованными, выпускники могли найти себе достойную работу, педагоги внедряют в рабочие программы дисциплин собственные авторские методики. По словам куратора Бандориной К.В.: «Формируя профессионала, который может создать настоящее и будущее российского дизайна, мы создаем и инновационный продукт дизайн-педагогики».

Первую конференцию организаторы посвятили Бандорину Валерию Георгиевичу — педагогу, дизайнеру, декану факультета дизайна до 2016 года, более 25 лет возглавлявшего факультет дизайна в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, члену Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Как отметил в своем выступлении почетный гость конференции, декан факультета дизайна Академии Штиглица, Александр Васильевич Билко, личный вклад педагога и руководителя Бандорина В.Г. в развитие современной системы обучения было обеспечено и особым персональным подходом к процессу, и налаживанием рабочих связей с промышленными производствами для практики и трудоустройства студентов и выпускников, а так же внедрением собственных методики для преподавания дизайн-дисциплин.

Игорь Владимирович Клюшкин, Председатель секции «Теория и педагогика» во вступительном слове приветствовал всех участников, отметив расширенный состав педагогов, приехавших даже из других стран: «Создание дизайн-будущего — важнейшая задача современных педагогов». Важно отметить, что стиль графического сопровождения Конференции был выполнен Домаковой Вероникой студенткой 3 курса специальности «Графический дизайн» Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

О взаимодействии с китайскими студентами в рамках обучающих дисциплин на кафедре «Анимация и медиа дизайн» и методике привлечения обучающихся к передаче своего уникального опыта рассказала профессор Академии Штиглица Татьяна Михайловна Журавская. Такая методика сотрудничества дает возможность не только адаптации иностранным студентам, но и российским — получить уникальные знания и навыки китайских художников и дизайнеров.

Кузнецова Майя Михайловна, кандидат искусствоведения и доцент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна представила системный подход к преподаванию профильных дисциплин для дизайнеров костюма, сформированный на основе практического опыта и анализа особенностей психологии современных студентов.

Абсолютно новаторским стал доклад Никульшиной Ларисы Винировны, доцента Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, «Критериальная база как основа оценки качества подготовки педагогов системы дизайн-образования». Поставив вопрос о важности современного первичного звена вузовского образовательного процесса — педагогического состава, докладчик определил рекомендованные критерия, необходимые для формирования актуальных компетенций.

Гостья из Белорусской государственная академия искусств, декан факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства Высоцкая Христина Игоревна (доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма, магистр искусствоведения) уделила внимание одной из ключевых воспитательных задач творческого вуза становится воспитание в студентах любви к Родине и ее культурному наследию. В докладе она рассмотрела актуальные возможности проектной работы с данной темой на примере дипломного проектирования направления специальности «ДПИ (изделия из текстиля)» в Белорусской государственной академии искусств в 2022 – 2023 учебном году.

Лобанов Евгений Юрьевич в докладе «Типология формообразования в пространственной среде» презентовал структура авторского курса «Типология формообразования в дизайне среды» в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Доцент кафедры пространственной среды раскрыл особенности теоретического и практического разделов, уделив особое внимание тематике курсовых проектов. Особо были отмены актуальные проблемы пространственной среды, для которых студенты ищут решения в своих дизайнерских разработках.

Витковская Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна СПбГУ поделилась опытом применения игровых методик в профессиональном образовании дизайнеров среды СПбГУ. Она так же отметила, что основной целью дисциплины «Дизайн-проектирование» в программе второго курса магистратуры СПбГУ по направлению «Дизайн среды» является развитие таких профессиональных навыков, как творческое и критическое мышление, навыки общения и работы в команде.

Толстова Александра Андреевна, старший преподаватель СПбГУ представила коллегам авторскую программу «Концептуальное моделирование средовых объектов», основной целью которой в программе магистратуры СПбГУ по направлению «Дизайн среды» является формирование «системного мышления» и выработка навыков управления творческим процессом посредством применения методики концептуального моделирования.

Доклад заведующего кафедрой Промышленного дизайна Якуничева Николая Геннадьевича был посвящен роли композиции в методологии кафедры промышленного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица и рассмотрению вопроса о преемственности развития кафедры в становлении проектной культуры и ее актуальности в новых условиях.

Проблема преподавания курса по истории дизайна и его необходимости в общей профессиональной подготовке отметил Аслямов Айрат Ахатович, доцент Высшей школы дизайна и архитектуры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В своем выступлении он поделился опытом преподавания курса истории промышленного дизайна студентам Высшей Школы теоретической механики и математической физики СПБПУ.

Тамара Николаевна Жук, старший преподаватель «Петровского колледжа» в своем выступлении отметила, что приоритетной задачей в выполнении учебных заданий выступает разработка выразительного художественно-образного решения. В этой связи тема метафоры в дизайне представляется как механизм невербального языка в системе создания и потребления индустриальной вещи. Однако, ответы на вопрос «как это сделано?», а также сами методы и приёмы воплощения образа в предметной среде часто остаются «за кадром» обсуждений, в творческих лабораториях преподавателей.

Тимонин Вадим Петрович профессор кафедры интерьера и оборудования уделил особое внимание рабочей программе «Макетирование», как методической основе постижения архитектурного пространства студентами высшей архитектурно-дизайнерской школы.
Доцент кафедры интерьера и оборудования Горчанинов Сергей Олегович. предложил коллегам обсудить вопросы профессиональной переподготовки в Академии Штиглица на примере ХПИ кафедры интерьера и оборудование.

«Суть дизайна — не в дизайне» — это не только провокационное название доклада о системе преподавания графического дизайна в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, старшего преподавателя Тютюнник Оксана Алексеевна. Новый взгляд на методику преподавания графического дизайна в контексте других направлений, таких как интерьерный и средовой дизайн – предполагает и авторскую образовательную методику.

Проректор по молодежной политике Академии Штиглица Сталинская Екатерина Павловна рассказала об опыте участия молодых дизайнеров в конкурсах дизайна, рассмотрев их как элемент формирования профессиональных навыков и новый вектор воспитательно-образовательной системы вузов.

Клюшкин Игорь Владимирович, доцент кафедры культурологии и искусства, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, в докладе «Магистры дизайна: методика погружения в процесс проектирования», затронул не только актуальную проблематику подготовки дизайнеров на втором образовательном этапе, отметив сложность единого подхода для разного уровня подготовленности 1 курса магистрантов. Предлагаемая педагогом методика основана на авторских практических заданиях.

Михайлова Алла Леонидовна, старший преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого продолжила тему внедрения игровой методики в дизайн-бразовании, на этот раз в веб-дизайне. Доклад «Создание вдохновляющей образовательной среды: игровые элементы и визуализация в преподавании дизайн-проектирования» сопровождался подробным разбором конкретных примеров студенческих заданий, а также авторской системой семестровых заданий для реализации творческих и рабочих возможностей обучающихся.
Доклад «Экспериментальная программа для магистратуры СПГХПА им. А.Л. Штиглица: Проблемное дизайн-мышление как основа проектной деятельности» представили к обсуждению доценты Академии Бандорина Ксения Валерьевна и Лекус Елена Юрьевна, продемонстрировав концептуальные проекты-итоги данного курса.

Для более подробного ознакомления с представленными на конференции методиками, будет издан сборник тезисов «Авторские методики преподавания в дизайне – 2023». Вторая конференция состоится в октябре 2024 года. Заявки принимаются по e-mail profreaders@mail.com