Пропедевтика — основа дизайна

30 марта прошла II Всероссийская конференция «Традиционные и новаторские методы преподавания пропедевтики в дизайне «Форма и цвет».

Это прекрасная возможность для преподавателей рассказать о своих программах. И поговорить о дизайне. Благодаря Санкт-Петербургскому Cоюзу дизайнеров у преподавателей появилась возможность делиться методиками преподавания, многие из которых уникальны. В конференции участвовали преподаватели СПбГУПТД, Академии Штиглица, Политехнического университета, ЛГУ им. А.С. Пушкина, детского дизайн-центра Аничкова дворца и других учебных заведений. В целом, можно отметить возросший уровень докладов, теплое и заинтересованное отношение участников друг к другу. Удалось сделать небольшую выставку и показать мебель, разработанную в колледже КТМУ СПбГУПТД под руководством Светланы Веремеенко и Сергея Шведова.

Пропедевтика — это не способ занять студентов непонятным, а возможность научить работать с формой, пространством и цветом для решения производственных задач.

propaedeutics_02.jpg
Игорь Клюшкин и Ирена Зорина. Фото: © Александра Траубе. 2024

propaedeutics_03.jpg
Участники конференции. Фото: © Александра Траубе. 2024

line_900_black.jpg

Пропедевтика — инструмент для решения проектных задач. Связь отвлеченных пространственных решений с конкретными проектными требованиями.

Зорина Ирена Львовна, доцент Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД

«Пространство, а не камень, материал архитектуры». Н.А. Ладовский

Я преподаю в Институте дизайна пространственной среды СПбГУПТД. Основная профилирующая дисциплина в подготовке специалистов средового дизайна-проектирование комфортной архитектурной среды городских пространств и объектов, включенных в это пространство. Это проектирование жилых и общественных пространств, связанных с разными сферами жизнедеятельности человека, в котором учитываются функциональные, конструктивные и эстетические требования, предъявляемые к ним.

propaedeutics.jpg

Для того, чтоб студенты могли справляться с проектными задачами, требуется перестройка сознания, формирование особого типа мышления, при котором каждый объект представляется объемным.

Программа преподавания пространственной пропедевтики, разработанная в нашем институте, предполагает связь с последующими заданиями по проектированию. Курс преподается на основе макетно-аналитического метода Н.А. Ладовского по разработанной им дисциплине «Пространство» и рассматривает анализ закономерностей организации пространства и возможности использования этих закономерностей в проектировании.

В курсе выделяются три основные вида композиции:
– объемно-пространственная композиция, взаимодействие форм в пространстве;
– фронтальная композиция;
– глубинно-пространственная композиция.

В основе этих видов понятия: объем, плоскость, пространство.

Курс преподается в виде работы над объемными макетами. В каждом макете ищется ответ на поставленную задачу, связанную с отвлеченными архитектурными понятиями.

Архитектурная композиции и задачи, возникающих при проектировании объемной формы, связаны с анализом восприятия архитектуры, понимания пространства. Программа обучения предусматривает постепенное усложнение пространственных задач и пространственных понятий при постепенном погружении в архитектурный анализ.

К визуальному восприятию пространства добавляется понимание организации движения в пространстве. Объемную композицию в архитектуре мы представляем при движении вокруг нее, фронтальную композицию воспринимаем в застывшем неподвижном состоянии, а глубинно-пространственная композиция связана с организацией движения в пространстве. К пространственным измерениям добавляется временное, скорость движения в пространстве влияет на задачи проектирования.

Организация глубинно-пространственной композиции-основное задание по дисциплине. Проектирование открытого и интерьерного пространства связано с организацией движения в пространстве. Движение в пространстве связано с типом композиционного построения. В программе рассматривается несколько типов построений, которые могут быть использованы не только для организации движения в абстрактном макете, но и в решении конкретных задач в проектировании. Основные типы композиционных построений это архаические устойчивые типы организации движения: осевая и центрическая композиции, в ХХ веке формируются модульная и свободная композиции. Анализ архитектурных аналогов и собственная работа над построением макета помогает пониманию задач при организации пространства, и их решению в проектной работе.

Проектирование реальных объектов на старших курсах позволяет использовать базу отвлеченных заданий. При проектировании индивидуального дома мы обращаемся к объемной композиции, но основной для проектов кафедры дизайна пространственной среды остается глубинно-пространственная композиция. Мы анализируем варианты организации пространственной среды, проектируем большие общественные объекты, организация которых невозможна без анализа движения. Все элементы подобной композиции связаны с осями движения, программа Н.А. Ладовского позволяет создать ту самую необходимую точку опоры.

Следующим этапом является связь между пространственной пропедевтикой и архитектурной колористикой. Преподавание колористики для архитекторов и дизайнеров должно учитывать специфику работы с пространством. Стандартный курс колористики, который преподается для дизайнеров, рассматривает применение цвета в плоскости, цвет в этом случае работает как поверхностный. Курс подходит для графических дизайнеров или художников, работающих с плоскостью. Недостаток подобного курса в том, что не рассматривается работа цвета в пространстве, работа цветовых рефлексов, физиологическое воздействие цвета.

Эмоциональная выразительность пространственного проекта всегда зависит от образного цветового решения. Грамотное цветовое решение опирается на рациональность цветовых теорий XVIII-XX веков, и связано с происхождением цветовых регламентов европейских городов, складывавшихся в это же время.

Курс, разработанный для Института пространственной среды включает две основных части: изучение цветовых теорий, которое привело к созданию и плоскостных, и объемных цветовых моделей, и практический курс по развитию цветовосприятия и цветовоспроизведения, с применением в объемных макетах. В курсе рассматривается классификация цветовых контрастов и цветовых гармоний, что может быть использовано в практической части курса. Важная роль в преподавании колористики отводится пониманию колористического решения городской среды, традиционного исторического колорита городов (город имеет цвет той земли, на которой он вырос) и авангардных решений ХХ века. Следующим этапом является анализ цветового решения выбранного участка исторической застройки Санкт-Петербурга с созданием цветовой карты. Работа с историческими примерами цветового решения помогает осознать контраст стандартной застройки и цветовых доминант в городской среде.

line_900_black.jpg

Место для эксперимента в образовательном процессе Организация и проведение учебной практики по ПМ05 у студентов по специальности Дизайн (по отраслям) дизайн пространственной среды.

Веремеенко Светлана Александровна, Шведов Сергей Владиславович, преподаватели колледжа технологии моделирования и управления Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Преподаватели поделились успешными результатами проведения экспериментальной практики в КТМУ СПБГУПТД, которая была организована в июне 2023 года. Речь идет об учебной практике по ПМ05 у студентов первого курса по специальности Дизайн (по отраслям), дизайн пространственной среды.

Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям) — это большое направление в индустрии, включающее в себя множество отраслей дизайна, для которых ведется подготовка в разных учебных заведениях СПО по всей стране. Можно выделить несколько отраслей: дизайн ландшафта, дизайн интерьера, веб-дизайн, графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн костюма, в том числе, дизайн пространственной среды. При одинаковом учебном плане по всем перечисленным направлениям, который составляется для одной специальности Дизайн (по отраслям), требования к студентам по одним и тем же дисциплинам разные, содержание учебных дисциплин определяется требованиями к знаниям и умениям студентов со стороны конкретной отрасли дизайна.

Практика называется: УП.05.02 Выполнение работ по профессии 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ», продолжительность – 4 недели. Преподаватели приняли решение посвятить данную практику теме предметного дизайна, как неотъемлемому элементу пространственной среды. Была поставлена цель — создать проект предмета мебели по выбору студента и выполнить прототип, опытный образец в натуральную величину. Основным материалом для создания прототипа стала листовая фанера. Студенты прошли все этапы разработки и реализации продукта: сбор исходных данных по типологии предметов мебели, изучение технологии производства мебели; разработка концепции, выполнение эскизов; построение модели в САПР, подготовка деталей к распиловке из листов фанеры на производстве; сборка и декорирование предметов мебели, получение прототипа. При разработке концепции своих коллекций, ребята опирались на знания и метода работы с композицией, формой и пространством, которые получили на дисциплине «Объемно-пространственная композиция» ( МДК.05.01 «ИСХОР»), преподаватель Зорина И.Л.

Результатом экспериментальной практики стали 11 коллекций различных предметов мебели и освещения, всего 24 предмета.

line_900_black.jpg

Формирование компетенций объёмно-пространственного мышления студентов первого года обучения на кафедре «Интерьер и оборудование» СПГХПА им. А.Л.Штиглица.

Тимонин Вадим Петрович, профессор кафедры «Интерьер и оборудование»

Исторически бесспорно, что методики преподавания в СПГХПА им. А.Л. Штиглица создавались под влиянием новейших архитектурно-художественных направлений, созданных энтузиастами и теоретиками новых форм искусства в начале XX в. в Советской России — во ВХУТЕМАСе (Высших художественных мастерских) и ИНХУКе (Институте художественной культуры). Подобные учебные программы разрабатывали немецкие архитекторы во главе с Вальтером Гропиусом в Баухаузе (г. Веймар), а также приглашенные крупнейшие художники и архитекторы того времени, в том числе из Советской России.

Задача высшей школы выстроить методику освоения компетенций объемно-пространственного мышления молодых архитекторов и дизайнеров на чувстве творения в городской архитектурно-исторической среде обитания человека, где все подчинено композиционным принципам единства и соподчинения.

Общеизвестно, в архитектурных и дизайнерских кругах, что учебно-методическая подготовка студентов первого года обучения кафедры «Интерьер и оборудование» СПГХПА им. А.Л. Штиглица исторически основывается, прежде всего, на формировании особых компетенций объемно-пространственного мышления в композиции.

Соответственно для архитектора, архитектурный макет, остается и является основным языком отображения, своих композиционных размышлений, а также основным способом донести до зрителя свои архитектурные и дизайнерские идеи. В тоже время, предтечей макетного отображения обьемно-пространственной композиции, исторически является архитектурный рисунок и архитектурный набросок (как часто пишут сейчас на английский манер «The sketch»). Архитектурный рисунок, в его современном звучании появился достаточно недавно.

Напротив макет и техника макетирования распространены с древних времен. Известный термин «Макет» имеет в своей основе итало-французские корни, что означает набросок, то есть пространственное изображение в уменьшенных размерах. Многие знают, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта, Античной Греции, Античного Рима, Эпохи Возрождения работали не с чертежной графикой на бумаге в современном понятии, а создавали свои прекрасные произведения-прообразы в технике макетирования из различных долговечных материалов.

Говоря о преемственности методических основ СПГХПА им. А.Л. Штиглица, необходимо отметить факт, того, что более 65 лет назад, методики обучения факультета «Зодчество» ИЖВЗ им. И.Е. Репина были перенесены заведующим кафедрой профессором архитектором Яковом Николаевичем Лукиным на  кафедру «Интерьер и оборудование» и дали решающий вектор развития учебного процесса уже на новой методической почве. 

Огромное влияние на методики преподавания в СПГХПА им. А.Л. Штиглица оказали новаторские архитектурно-художественные направления, созданные энтузиастами и теоретиками новых форм искусства в начале XX в. в Советской России — во ВХУТЕМАСе (Высших художественных мастерских) и ИНХУКе (Институте художественной культуры). Одновременно, подобные учебные программы разрабатывались немецкими архитекторами во главе с Вальтером Гропиусом в Баухаузе (г. Веймар), а также приглашенные крупнейшие художники и архитекторы того времени, в том числе из Советской России.

Очевидно, что архитектурная практика и проектная деятельность настоящего времени отличается тенденцией к многозадачности, проявлению творческой гибкости, научной обоснованности и высокой компьютеризации. Вместе с тем, парадоксален факт, что среди проектировщиков архитектурно-строительных специальностей, стали все чаще встречаться специалисты владеющие, казалось бы, всем арсеналом современных проектных технологий, но весьма слабых в области обьемно-пространственной композиции.

Получается, что современный архитектор или дизайнер, все более работающий с автоматизированными системами проектирования, зачастую становится совершенно беспомощным, когда надо сочинить объемно-пространственной объект и отобразить его в виде архитектурного рисунка на бумаге, за неимением под рукой соответствующего электронного устройства и программного обеспечения. Выходит, что современный проектировщик невольно стал своеобразным заложником всеобщей «цифровизации» и компьютеризации.

Современный опыт преподавания в СПГХПА им. А.Л. Штиглица формирует компетенции объемно-пространственного мышления, учитывая комплексное восприятие традиционных и новейших методик проектирования. Безусловно методический подход кафедры «Интерьер и оборудование» далек от стремления сделать хитроумное и искусственное смешение методик проектирования.

Задача высшей школы выстроить методику обучения молодых архитекторов и дизайнеров на тонком чувстве творения в объемно пространственной архитектурной среде, где все подлежит внимательному и научному изучению. Старое и новое в архитектурном дизайне идет рядом, создавая уникальную среду обитания современного человека. Особенно важно провести исследования, предваряющие любые архитектурные и конструктивные преобразования среды пребывания человека.

В первую очередь, педагоги кафедры уделяют значительное внимание компетенциям архитектурного рисунка и архитектурного наброска, позволяющим минимальными изобразительными техническими средствами сгенерировать и зафиксировать на бумаге архитектурно-дизайнерскую мысль студента. Здесь применяется достаточно широкий спектр графических материалов, но ограниченный условным графическим языком архитектора. Предварительное эскизирование позволяет достаточно точно передать архитектурный объемно-пространственной образ будущего объекта: городской планировки, архитектурного объекта, малой архитектурной формы, объекта озеленения, элемента знаково-информационной системы и т.п.

Для проверки многих предварительных параметров будущей архитектурно-дизайнерской композиции на кафедре «Интерьер и оборудование» применяется обучение студента курсу «Макетирование». Этот курс показал себя незаменимым для развития объемно-пространственному и конструктивному мышлению при обучении студентов архитектурно-проектных специальностей. Макетирование способствует развитию творческого, образного мышления и объемно-пространственного представления студента, повышает уровень его композиционно-архитектурной подготовки. Студент после прохождения курса объемно-пространственной композиции уверенно ориентируется видах архитектурной композиции (объемной, фронтальной, глубинной, высотной), в средствах композиции (симметрия, асимметрия, дисимметрия, контраст, нюанс, метр, ритм, масштабность), в композиционных категориях времени и пространства, в системах пропорционирования, средствах выразительности архитектурной формы, свойственных разным эпохам развития человечества. Курс «Макетирование» позволяет студентам приобрести не только технические навыки макетирования, но и получить обширные представления об объемно-пространственной композиции. Таким образом, курс макетирования и ОПК некоторым образом переходит границу простого «ремесла» в область философского осмысления архитектурно-исторического бытия человека в создаваемой им среде.

В основном, при обучении студентов первых годов обучения применяется методика макетирования из бумаги или макетного картона. Как показала многолетняя практика, эти простые и доступные материалы позволяют отработать, как простые геометрические объемы, так и достаточно сложносочиненные объемно-пространственные формы. Многолетний опыт обучения показал, что опыт архитектурного рисунка в сочетании с макетированием из бумаги, безусловно, оставляет твердый навык всесторонне развитого архитектурного и пространственного мышления, в сочетании с системным анализом проектируемой формы.

Различные виды исследований на разных курсах обучения  весьма тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Например, работая над макетом из бумаги, студент обязан учитывать и знать основные части здания, основные строительные профили, их работу в различных условиях загружения. Здесь прослеживается несомненная методическая связь с предметами инженерно-технических дисциплин. Полученные навыки пространственного композиционного мышления позволяют студентам наиболее полно использовать в дальнейшем методики трехмерного твердотельного моделирования при помощи современных компьютерных комплексов в сертифицированных архитектурно-строительных и дизайнерских программных средах. Актуальны и трехмерные модели в твердых материалах, создаваемые станками с ЧПУ по трехмерным моделям, созданных при помощи ЭВМ с современным программным обеспечением.

Именно в органичном сочетании компетенций, без «однобокости и перекосов», видится залог дальнейшего развития профессионально-ориентированных методик в высшей школе архитектуры и дизайна.

Сведения об авторе:
Тимонин Вадим Петрович, профессор кафедры «Интерьер и оборудование» СПГХПА им. А.Л. Штиглица; vadim22362@mail.ru
Timonin Vadim Petrovich, Professor of the Department «Interior and equipment» SPGHPA them. A. L. Stieglitz; vadim22362@mail.ru

line_900_black.jpg

Методика преподавания дисциплины Основы дизайн-проектирования для бакалавров специальности 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля»

Музалевская Юлия Евгеньевна, к. иск. доц. СПБГУПТД 

Дисциплина «Основы дизайн-проектирования» входит в учебный план бакалавриата специальности 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля». Поскольку будущая профессиональная деятельность выпускников тесно связана с производственной деятельностью в области дизайна, дисциплина представляется важным звеном в подготовке бакалавров. 

Основы дизайн-проектирования для бакалавров специальности 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля»

Теоретический блок включает в себя два раздела: исторический и практический. 

Первый дает представление об истории развития дизайна в области костюма и текстиля, а также разъясняет суть и учит правильно использовать методы проектирования. Второй, практический, направлен на формирование у обучающихся практических навыков применения методов проектирования, кроме того, практические задания строятся таким образом, чтобы научить студентов нестандартным подходам к созданию моделей.

Первое задание практического блока разбито на несколько этапов. На первом этапе предлагается придумать силуэты в количестве 40 штук из геометрических фигур (отдельно из треугольников, отдельно из прямоугольников, из треугольников и прямоугольников вместе и из овалов и эллипсов), напоминающие человека в одежде. Это условное, плоскостное изображение объемной формы с одной стороны уводит от реалистичного копирования, а с другой, позволяет без боязни рисовать условные силуэты. В этой части задания мы опираемся на учебное пособие «Композиция костюма» Гусейнова и Д. Ермиловой. Размер изображений приблизительно 5 см.

Следующая часть задания предлагает выявить пропорциональные членения внутри найденных 40 силуэтов. Это линейные работы. Здесь важно не просто «расчертить силуэты», а найти закономерности соотношений вертикалей, горизонталей и диагоналей, найти необходимое минимальное количество линий внутри. 

Затем студенты должны ввести в уже разделенные линиями силуэты цветовые сочетания. Для этого отбирается 9 наиболее удачных вариантов. Силуэты увеличиваем до таких размеров, чтобы они уместились на формат А3 (по три силуэта на лист). В уже найденные сектора вписываются цветовые блоки из родственных, родственно-контрастных и контрастных цветовых сочетаний, в соответствии с цветовым кругом.

После этого идет поиск фактур. Необходимо выполнить два силуэта на сочетание отдельно белых и черных материалов различных фактур и остальные варианты представить в цветном виде. Для этого задания применяются цветная бумага разной фактуры, текстиль, мех, кожа, а также нетрадиционные материалы, такие как полиэтилен, фольга, гречка, соль и другие, способные создавать фактуры.

На последнем этапе студентам предлагается «превратить» найденные силуэты в модели одежды. Для этого им необходимо придумать детали костюма внутри силуэтов, такие как пуговицы, манжеты, кокетки, можно ввести текстильный рисунок. 

Таким образом, пройдя через все этапы задания, мы получаем модели одежды, которые студентам, без предварительной художественной подготовки было бы сложно изобразить сразу на реалистичном изображении человеческой фигуры. Это своего рода эксперимент, позволяющий увидеть другие возможности рисунка. В своих поисках развития задания, мы обращаемся к анализу театральных эскизов художников-конструктивистов: Александры Экстер, Владимиру Татлину, Казимиру Малевичу, Александру Родченко и Варваре Степановой. Именно им принадлежит идея условного изображения одежды через цветовые геометрические блоки, поиск объемной формы через плоский силуэт, уход от мелких деталей в пользу крупной формы. 

На наш взгляд, такой подход позволяет расширить возможности студентов и дает им представление о том, как можно работать с плоской формой, постепенно переходя от нее к объемному изображению.

line_900_black.jpg

Траектория формирования дизайн-мышления в проектной деятельности Детского дизайн-центра ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».

Корнева Галина Михайловна, педагог детского дизайн-центра,
председатель ГУМО по направлению «дизайн» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»,
член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров  

«Дизайн-мышление (англ. Design thinking) — это творческий способ решения задач, ипользующий и учитывающий удобство, гибкость, скорость, тактильные и визуальные ощущения… Главной особенностью дизайн-мышления является творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы…..»

сhildrens_design_center_01.jpg

Программы подготовительного курса Детского дизайн-центра для младшего возраста, являются неотъемлемой частью образовательной системы комплексной программы ДДЦ, обеспечивают соответствующее возрастным особенностям детей развитие умений, навыков и качеств, которые будут необходимы им не только при возможном выборе творческой профессии дизайнера или архитектора, но и просто в жизни современного образованного человека.

Пропедевтические упражнения и последовательно выстроенные темы подготовительного блока являются неотъемлемой частью формирования проектного мышления младших учеников и их творческой подготовки к большим коллективным и авторским проектам. Они включают в себя упражнения с применением разнообразных материалов и инструментов, при выполнении которых осваиваются новые технологии. 
 
Обучение происходит в интерактивной форме освоения и практического изучения материалов и инструментов. Погружение учеников в творческий процесс, является вариативным и требует от педагога интуиции, озарений, открытий, творческих поисков. Таким образом происходит взаимообогащение, когда и детям интересно, и педагог получает в ответ новый импульс и выстраивает красной нитью свою траекторию развития дизайн-мышления в педагогике. 

С третьего года обучения наши ученики осваивают параллельно две программы: графическую «Природные формы» и объемно-пространственную «Бумажная пластика». Часть заданий в программах согласованна и взаимосвязана по темам, что позволяет формировать пространственное мышление по принципу от плоскости к объему. 
 
От «Бумажной пластики» мы переходим к «Бумажному моделированию», от мелкой моторики и ножниц к профессиональному инструменту — макетному ножу и макетному коврику, соответственно добавляются картон, пенокартон, гофркартон, различные виды пластика. Ряд выстроенных коротких пропедевтических упражнений позволяет очень быстро освоить новый инструмент. На практике усваиваются различия между нарисованным силуэтом и силуэтом, вырезанным макетным ножом, между фактурой графических линий и системой сквозных абстрактных сетчатых прорезаний и их выразительными возможностями. 

Модульные ступенчатые структуры и слоистые рельефы, закладывают основы проектной культуры и постепенно формируют в наших учениках технологическое мышление, подготавливают к объемно-пространственному макетированию, открывает новые возможности, развивают способности к поиску и эксперименту в своих творческих проектах. 

Главной траекторией формирования дизайн-мышления учеников в проектной деятельности Детского дизайн-центра является последовательно выстроенный технологический процесс от тематической пропедевтики до реализации идеи в масштабных коллективных и авторских проектах.
line.jpg

Традиционные и новаторские методы преподавания пропедевтики в дизайне

Данилова Светлана Борисовна, практикующий архитектор, доцент СевГУ, кафедра «Архитектура и дизайн», член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, лауреат международной премии Российской Академии Естественных Наук (РАЕН) за программу «Восстановление Зеленого каркаса Санкт-Петербурга» (2024), руководитель проекта «Центр развития комфортной городской среды».

Разработка дизайн-кода на практике реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» и опыте выпускных квалификационных работ СПбГАСУ и СевГУ

Формирование представлений об основных законах композиции, средствах, направлениях, принципах, методах дизайн-деятельности является базовым для формирования преподавателем высшей школы у студентов компетенций, обеспечивающих успешную реализацию как в будущей профессии так и в научно-исследовательской деятельности. Опыт нескольких успешных выпусков уровня «Бакалавриат» и «Магистратура» за десятилетний период преподавания в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном Университете,  сначала в рамках ОПОП «Дизайн архитектурной среды» и далее, при закладке фундамента нового образовательного направления «Ландшафтная архитектура», а теперь на базе Севастопольского государственного Университета, демонстрирует комплексные возможности при поиске современных подходов работы с городской средой и ландшафтом через концепцию дизайн-кода. Дизайн-код включает в себя рекомендации как по дизайну малых архитектурных форм и элементов благоустройства, так и по материалам, цвету, символике, навигации, а также озеленению и оформлению графической продукции – определенная методика наработана. Несколько авторских лекционных и практических курсов и успешный  практико-ориентированный подход обучения совместно с выпускниками, когда молодежные студенческие консорциумы под руководством опытного архитектора-преподавателя разрабатывают  и курируют реализацию на протяжении многих лет проекты комплексного благоустройства, уже закономерно входящих в реестр лучших практик по благоустройству Минстроя РФ по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды»,  выявили несколько векторов:

– изначальное изучение и продвижение темы единого дизайн-кода и айдентики, как альтернативного подхода к городской среде, повышающего аутентичность и гармонизирующего   среду общественных пространств как отдельных локаций, так и населенных пунктов в темах курсового проектирования;

– разработка дизайн-кода научно-проектного исследования: использование возможностей графического дизайна для выражения логики построения научной гипотезы и решения сложных междисциплинарных задач на стыке градостроительства, урбанистики и средового дизайна  требует пакетного владения и знания алгоритмов поэтапного сведения многоуровневой информации в единую композицию в структуре не только планшета, но и буклета. Свободное владения студентом навыками графического выражения сложных процессов в городской среде позволяет находить совместно с научным руководителем нестандартные приемы верстки, преодолевая научные шаблоны, действовать проактивно, нетривиально трактовать проблематику и внутреннюю логику исследования, прокладывая авторский путь навстречу научной новизне и повышать интерес научного и студенческого сообщества к поиску ответов вызовам времени в русле стратегии Устойчивого Развития. 

– разработка и внедрение на практике дизайн-кода проекта комплексного благоустройства: требует прохождения всех этапов реализации первоначальной идеи от создания концепции, верстки презентации и проектно-сметной документации с учетом возможностей бюджетного финансирования  до авторского надзора и контроля качества в тесном контакте с Заказчиком, Правительством,  Подрядчиком и Поставщиком. В этом смысле именно одновременно креативные и профессиональные представления об основных законах композиции и цвета  позволяют наладить конструктивный диалог и донести ценность самого процесса улучшения качества среды и сохранности живой Природы, пробудить интерес подрастающего поколения к окружающей Флоре и Фауне, вопросам  дизайна, повысить привлекательность идеи реализации,  в том числе в соучаствующих мероприятиях с жителями.

Концепция благоустройства и развития поселка Виллози. Фото: © Александр Трофимов. 2021.

Виллози, Ленинградская область, главный архитектор проекта — Светлана Данилова (СПбГАСУ)

green frame 02.png

Титульные листы дизайн-проекта комплексного благоустройства в поселке Сосново по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды», главный архитектор проекта — Светлана Данилова

– разработка методики интеграции знаний специалистов смежных направлений при объединении и  расширении традиционных компетенций архитекторов и средовых дизайнеров: так , при подготовке студентов нового образовательного направления «Ландшафтная архитектура», стартовавшем и прошедшем аккредитацию несколько лет назад под руководством Даниловой С.Б. и объединившем образовательные программы в том числе по ботанике, озеленению, биологии, почвоведению, экологии понадобились новые информационные блоки  в структуре традиционной архитектурно-дизайнерской подачи на кафедре Дизайна архитектурной среды. Приводится пример концепции клумб беспрерывного цветения, где важно демонстрировать календарь цветения, внешний вид и колористические характеристики многолетних цветочных пород и это только «вершина айзеберга». Дендрологическая программа становится частью ландшафтного кода территории, соприкасаясь с понятиями «бренда» объекта и «айдентикой» - ставшими неотъемлемой частью архитектурно-дизайнерской подачи за последние десять лет и столь полюбившимся студентам. Стоит отметить, что в некоторых вузах при обучении по программам дизайна один такой информационный блок часто становится отдельной темой дипломного проектирования – это говорит об интегральности  знаний молодых специалистов в сфере городской среды и ландшафта.

green frame 01.png
Дипломная работа «Восстановление зеленого каркаса Санкт-Петербурга», студент — Мария Девесилова, руководитель — Светлана Данилова,  2022 г., СПбГАСУ «Ландшафтная архитектура»

– разработка авторских лекционно-практических курсов с интеграцией знаний по пропедевтике: опытом последнего года является создание программы «Особенности подачи архитектурных и градостроительных объектов» на базе Севастопольского государственного университета – данный курс позволяет более подробно на стадии начала работы над выпускной квалификационной работы с использованием методов дизайна остановиться на концептуальном проектировании и разработке дизайн-кода как всей подачи, так и будущего объекта. Внимание уделяется таким аспектам как «бренд», колористика, возможные предложения по паттернам, информационному дизайну, деталям и предметному наполнению, тем самым повышая уровень аутентичности, качества проработки и сохранности креативного уровня идеи при переходе от первых концептуальных предложений в функциональную плоскость объемно-планировочных и конструктивных решений.

green frame 03.png
green frame 04.png

green frame 05.png

Материалы курсовой работы, студент – Анастасия Дергачёва, руководитель – Светлана Данилова, 2024 г. СевГУ, кафедра «Архитектура и Дизайн», курс «Особенности подачи архитектурных и градостроительных объектов»

Материалы курсовой работы, студент – Анастасия Дергачёва, руководитель – Светлана Данилова, 2024 г. СевГУ, кафедра «Архитектура и Дизайн», курс «Особенности подачи архитектурных и градостроительных объектов»

Материалы курсовой работы, студент – Анастасия Дергачёва, руководитель – Светлана Данилова, 2024 г. СевГУ, кафедра «Архитектура и Дизайн», курс «Особенности подачи архитектурных и градостроительных объектов»

Материалы курсовой работы, студент — Анастасия Дергачёва, руководитель  — Светлана Данилова,  2024 г. СевГУ, кафедра «Архитектура и Дизайн», курс «Особенности подачи архитектурных и градостроительных объектов»

– разработка учебно-методической литературы: важный этап аккумулирования достижений в деятельности любого преподавателя высшей школы, практикующего архитектора и тем более ученого, на который часто не хватает ни времени, ни сил, ни поддержки профильных структур с точки зрения финансирования. И если на тему дизайн-кода выпущено приличное количество статей научным сообществом и есть прекрасные примеры внедрения различного авторства по всей стране, в том числе для городов-миллионников, то учебное пособие является редкостью.

green frame 11.png

Библиотека Санкт-Петербургского Союза дизайнеров пополнилась за последний год в некотором смысле уникальным примером результата междисциплинарного подхода по результатам авторского курса «Предметное наполнение архитектурной среды» и обширного практического опыта, в чём особая ценность данного издания.