Конференция «Традиционные и новаторские методы преподавания в дизайне» станет традиционной

31 марта 2023 года в Креативном пространстве «Мойка-8» Санкт-Петербургского Cоюза дизайнеров прошла научно-практическая конференция «Традиционные и новаторские методы преподавания пропедевтики в дизайне». На конференции были представлены 14 докладов и презентации преподавателей из разных ВУЗов, ССУЗов, детских дизайн-студий. Участники конференции пришли к выводу, что конференция станет традиционной.

Программа Н.А. Ладовского «Пространство» как основа преподавания пространственной пропедевтики.

Зорина Ирена Львовна, старший преподаватель ИДПС СПб ГУПТД

Зорина Ирена Львовна, старший преподаватель ИДПС СПб ГУПТД

Конференция открылась докладом Зориной Ирены Львовны, организатором и ученым секретарем теоретической и творческой части. Доклад был посвящен преподаванию пространственной пропедевтики в Институте дизайна пространственной среды СПбГУПТД по авторской программе. При обучении проектированию в дизайне среды требуется формирование пространственного мышления. Эта задача решается в курсе пространственной пропедевтики, объемно-пространственной композиции. Сложность преподавания заключается в том, что современный студент одинаково далек от классического архитектурного наследия (от ордера) и от функциональной интернациональной архитектуры ХХ века. Опорой в проектировании становятся компьютерные программы, а не классическая композиция или основные элементы архитектуры.

Курс пространственной пропедевтики, который преподается в Институте дизайна пространственной среды СПбГУПТД, разработан на основе заданий по дисциплине «Пространство» — это психоаналитический метод Н.А. Ладовского, сформированный и примененный во ВХУТЕМАСе в 1920-е годы. Психоаналитический метод Ладовского предполагает творческое переосмысление заданий курса. И.Л. Зорина показала, как задания курса преподаются сейчас, сделала акцент на внесенных изменениях, которые делают программу актуальной, адресованной к современным студентам. На выставке студенческих работ по пропедевтике были представлены макеты студентов Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД, иллюстрирующие задания этой программы.

zorina.jpg

Эволюция преподавания курса пропедевтики от информационного дизайна к коммуникативному и анимационному.

Журавская Татьяна Михайловна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения, профессор.

Журавская Татьяна Михайловна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения, профессор.

Курс пропедевтики преподавался изначально на кафедре промышленного искусства ЛВХПУ (в дальнейшем ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, СПГХПА, СПГХПА им. А.Л. Штиглица) как классический курс с изучением основ формальной композиции, её основных принципов, категорий и средств выразительности.

С преобразованием кафедры в факультет Промышленного искусства, а в последующем, с 1988-89 года в факультет «Дизайн», произошло разделение сначала на творческие мастерские, а затем на самостоятельные кафедры по направлениям: «Дизайн», «Средовой дизайн», «Информационный дизайн», «Графический дизайн», «Программный дизайн». Каждая кафедра разрабатывала свои программы обучения с особенностями направления специализации, где курс пропедевтики отражал представления профессорско-преподавательского коллектива кафедры ее специфики. 

В случае Информационного дизайна (зав. кафедрой проф. Сурина В.А.), целью обучения был заявлен новый проектный продукт — дизайн информационно-коммуникативных систем, где проводилась разработка информационного и рекламного обеспечения деятельности предприятий и организаций, курс пропедевтики был построен следующим образом. На первых этапах изучались базовые, фундаментальные основы композиции на примерах простейшей геометрии и природных форм. Кафедра ориентировалась на активное освоение и внедрение компьютера и основы «динамического действия» — композиции, состоящей из ряда кадров с заранее продуманным сценарием и его развитием. Это прошло апробацию в композициях на плоскости, объеме и пространстве. Параллельно осваивались компьютерные технологии, т.к. именно кафедра Информационного дизайна стала «пионером» в освоении компьютеров в сфере классического академического художественного образования. Предлагались новые темы учебного проектирования, внедрявшиеся в дизайнерскую практику с начальных курсов. Курс пропедевтики носил «сквозной», развивающийся характер. Формальные упражнения пропедевтического характера, развивающие креативный подход к задачам проектирования, сопровождали учебный процесс с первого до последнего курса, ориентировали на новизну и нестандартность предлагаемых решений, расширяли кругозор и системность мышления.

В 2002 году кафедра, в связи с приходом нового заведующего кафедрой, преобразовалась в «Коммуникативный дизайн» (зав. кафедрой проф. Федосеев В.М.). Развивались проектные задачи, совершенствовались технические и творческие возможности. Пропедевтика отвечала на поставленные задачи. Находились новые возможности, чтобы решать проблемы передачи «смыслов» и сообщений, создания выразительных образов. Изучение базовых основ композиции пополнилось упражнениями на передачу сообщений, не требующих длительной расшифровки, в сжатой, выразительной форме передающих основной смысл коммуникативного сообщения на плоскости, в объеме и пространстве. К основным средствам выразительности добавился свет, динамика и возможность использовать для этих целей новые, постоянно совершенствующиеся технические средства и программное обеспечение. 

С 2022-23 года кафедра эволюционировала и приобрела самостоятельный статус как кафедра «Анимации и медиадизайна» (зав. кафедрой доцент Петрухина О.В.). Модус развития кафедры направлен в сторону творческого воплощения анимационного продукта с разнообразным функционалом, создания ярких, новых, выразительных образов и курс пропедевтики развивается в направлении обеспечения базовых основ заявленной специализации. С начальных курсов будущие аниматоры активно изучают технические и художественные средства проектирования, перспективы и методологию реализации творческих проектов. Базовые основы композиции, категориального аппарата, средств художественной выразительности дополняются и используются в динамических композициях на экране, создавая предпосылки для развития в будущем. Ведь как говорили наши профессиональные предшественники Александр Родченко и Варвара Степанова: «Будущее — единственная наша цель!»

zhuravskaya.jpg

Нарратив в пропедевтическом курсе специальности «Дизайн среды»

Жук Тамара Николаевна, СПб ГБПОУ «Петровский колледж» СПб ГУ «Дизайн среды».

Жук Тамара Николаевна, СПб ГБПОУ «Петровский колледж» СПб ГУ «Дизайн среды».

Высокая степень абстрагирования пропедевтических дисциплин выявляет глубинные обобщения и закономерности в формообразовании и проектировании. Отсутствие узнаваемых предметов и сюжетной составляющей становится препятствием в освоении учебного материала. Методы преодоления этого противоречия нужно искать в недрах левых течений и творческих школ 1913 – 1930 гг., создававших новые принципы взаимодействия речевых и зрительных образов; универсальности композиционных схем, позволяющих осуществить осознанный процесс перехода от предметного изображения к беспредметному. Исследование истории творческих методов разработки общих универсальных приёмов рассматривается как нарратив пропедевтического курса.

zhuk_1.jpg

Пропедевтика в учебных программах «Бумажная пластика», «Бумажное моделирование» комплексной программы детского дизайн-центра.

Корнева Галина Михайловна, педагог Детского дизайн-центра Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Сергея Таланкина, член СПб СД.

Корнева Галина Михайловна, педагого Детскиого дизайн-центра Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Сергея Таланкина, член СПб СД.

Комплексная программа Детского дизайн-центр создана как целостная система работы с детьми от 8 – 17 лет под руководством Сергея Анатольевича Таланкина и коллектива педагогов-единомышленников в области детского дизайн-образования. 

В её состав входят более 30 авторских программ различной направленности (этот список постоянно пополняется), по которым занимаются наши ученики, постепенно осваивая проектно-художественную культуру.   

Многие пропедевтические упражнения подготовительного курса проходят красной нитью через программы основного курса для средней возрастной группы и позволяют сформировать необходимые навыки для развития творческой личности, освоить технологические навыки работы с материалами и инструментами.

Программы «Бумажная пластика» (10 – 11 лет), «Бумажное моделирование» (11 – 12 лет), «Организация пространства» (12 – 13 лет), «Графика на объеме» (13 – 14 лет) позволяют развить нашим ребятам тактильные навыки в простых бумажных рельефных композициях, в слоистых рельефах, в сложных объемно-пространственных композициях, творческих проектах.

Пропедевтика в учебных программах «Бумажная пластика», «Бумажное моделирование» комплексной программы детского дизайн-центра.

Применение бионического формообразования в пропедевтике при подготовке студентов-дизайнеров архитектурной среды

Вуль Ольга Александровна, доцент ВШДиА СПб ПУ Петра Великого

Вуль Ольга Александровна, доцент ВШДиА СПб ПУ Петра Великого

Доцент Высшей школы дизайна и архитектуры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого О.А. Вуль выступила с докладом о методическом взаимодействии бионики и пропедевтики при обучении студентов-дизайнеров архитектурной среды на первом курсе.

На примерах работ студентов ВШДиА рассматривался путь объединения  принципов бионического формообразования и изучения ритмических основ построения объемно-пространственных композиций.

Важной особенностью бионики как пропедевтической дисциплины становится возможность работы с природной формой как с основой трансформации модульного ряда и его пространственным  преобразованием на основе ритмических закономерностей композиции.

vul_05.jpg

Особенности использования приёмов пропедевтики в создании плаката.

Немерчук Елена, доцент ЛГУ имени А.С. Пушкина.

Немерчук Елена, доцент ЛГУ имени А.С. Пушкина. Фото: © Александр Трофимов. 2023

Плакат — универсальный продукт графического дизайна. Принципы плакатной графики проецируются в область книжного дизайна,  рекламного  продвижения и, конечно, современного цифрового продукта. Искусство плаката помогает освоить  пропедевтика, ведь при его создании невозможно обойтись без таких средств композиции, как симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм и т. д. Весьма интересными становятся пропедевтические упражнения на основе шрифтового плаката. В учебных работах возникают удивительно свободные художественные коллизии. Графика букв, сливаясь с образами, рождает яркие и порой неожиданные решения.  Пропедевтика в шрифтовом плакате позволяет раскрыть творческий потенциал будущих дизайнеров и становится основой для дальнейших экспериментов.

Немерчук Елена, доцент ЛГУ имени А.С. Пушкина.

Приемы конструктивизма и деконструктивизма в пропедевтике дизайна.

Клюшкин Игорь Владимирович, доцент ЛГУ имени А.С. Пушкина.

Клюшкин Игорь Владимирович, доцент ЛГУ имени А.С. Пушкина.

Уже более 100 лет стилистические приемы конструктивизма лежат в основе пропедевтики дизайна. Владимир Кринский, один из идеологов конструктивизма так описывал приемы пропедевтики ВХУТЕМАСа: «Почему архитектура есть геометризация? И можно сказать с уверенностью, что она такой и остается. Линия плоскость и геометрическая поверхность (шар, цилиндр, конус) — вечны. Это законы нашего мышления и восприятия. Способы ориентироваться в мире, устанавливаемый нами в порядке восприятия». Но, по мере развития технологий и дальнейшего осмысления мира, возникла стилистика деконструктивизма. Данная стилистика позволяет развить мышление студента, применяя парадоксальные стилистические приемы, основанные на трансформации, комбинаторики и фрагментации объекта. Можно констатировать, что идеи пропедевтики ВХУТЕМАСа и Баухауза обогащенные стилистикой деконструктивизма, дают очень выразительные результаты и способствуют профессиональному росту будущих архитекторов и дизайнеров.

klyushkin.jpg

Объемное макетирование в студии «Архитектуры и дизайна», от простого к сложному.

Пашина Светлана Сергеевна, педагог ГБУДО «ЦРТ»

Пашина Светлана Сергеевна, педагог ГБУДО «ЦРТ»

Студия «Архитектуры и дизайна» обучает детей в течении 6-ти лет, c 7 лет до 15 лет. Занятия строятся от «простого к сложному», в течении учебного года направления занятий сменяют друг- друга и учащиеся проходят целый цикл, включающий в себя задания по макетированию, бумагопластике, композиции, графике, повторяющийся из года в год в течении 6-ти лет. Итогом обучения является выпускная объемно- пространственная композиция или книга, выполненная учащимся.

За все время обучения учащиеся выполняют объемные макеты различной направленности от разработок макетов предметов быта с улучшенной или новой составляющей, до макетов зданий. Занятия на первых годах обучения включают в себя задания на технологию изготовления формы объекта (куб, шар, конус, цилиндр и т. д.). В итоге шестилетнего обучения учащиеся делают выпускную работу, где демонстрируют все усвоенные техники работы над проектом.

pashina.jpg