Особенности российского дизайн-образования

История российского дизайн-образования берет начало в XVIII столетии, когда в недрах Российской Академии художеств был учрежден Инструментальный класс. Далее эту традицию подхватили в XIX веке Строгановское училище в Москве и Училище барона Штиглица в Санкт-Петербурге.

Развитие технических навыков у будущих дизайнеров, внимательное изучение национальных традиций в народном и профессиональном искусстве, прекрасная академическая школа рисунка и живописи — вот те качества, которые отличали русскую дизайнерскую школу на рубеже XIX–XX веков.

В начале 20-х годов XX века к этой значимой традиции добавилось новое понимание построения художественной формы, приведшее к подлинной революции в изобразительном искусстве. Одновременно в кругу профессионалов возникла и развилась истинная страсть к эксперименту с формой. Достижения тех лет, полученные и закрепленные в стенах ВХУТЕМАСа при участии его гениальных педагогов, стали второй отличительной чертой российской дизайнерской школы. Эти два, казалось бы, несоединимых понятия — академизм (традиция) и авангард (эксперимент) — создали подлинный феномен отечественной дизайнерской школы, существующий и поныне.

Основной учебной базой, готовящей специалистов с высшим образованием в области дизайна в России в настоящее время, остаются учебные заведения, возникшие сразу после окончания второй мировой войны. В области промышленного, средового и графического дизайна — это Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова (МГХПУ), Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (С-ПбГХПА), а также возникшая 25 лет спустя Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА) в Екатеринбурге. В области текстильного дизайна и моделирования одежды лидером остается кафедра ДПИ Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина. Набирает силу кафедра дизайна архитектурной среды в Московском архитектурном институте. 

Имена основателей Московской школы дизайна хорошо известны, это: З. Быков, Д. Витухин, А. Квасов, А. Короткевич, Г. Крюков, А. Карху, С. Михайлов, Б. Нешумов, Л. Холмянский, Ю. Случевский. 

Ведущими профессорами Санкт-Петербургской школы являлись: И. Вакс, Л. Катонин, Е. Лазарев, В. Козырев, С. Нейманд, В. Сурина, Л. Линдрот. 

Не менее популярны фамилии педагогов Уральской школы дизайна: Ю. Владимирского, В. Плышевского, Н. Ляпцева и Е. Вязниковой.
 
Московская архитектурно-дизайнерская школа обязана своим появлением профессорам МАрхИ Г. Минервину, В. Шимко, А. Ермолаеву и А. Ефимову. Из числа их воспитанников вышла масса талантливых, известных у себя на родине и за рубежом российских дизайнеров. Заложив основы дизайнерской педагогики, эти профессора подготовили плеяду преподавателей следующего поколения, методика обучения которых основывается, прежде всего, на собственной богатой проектной практике и впрямую связана с методическими достижениями лучших мировых школ дизайна. Дизайнерские кафедры этих вузов объединяют опытных специалистов и интересных педагогов. В Москве это: Б. Бодриков, Д. Бетоньян, Н. Брызгов, Н. Гетманов, В. Жуков, В. Загорская, Н. Кожичкин, К. Кондратьева, Е. Корягин, А. Крылов, О. Левин, В. Маслов, В. Музыченко, В. Павлюк, Н. Розанов, В. Саврасов, Ю. Серегин, Л. Федоровский, Н. Филимонова, В. Харьков, В. Савинкин, В. Кузьмин, М. Уткин. 

В Санкт-Петербурге: В. Бандорин, Н. Валькова, Ю. Грабовенко, О. Гурьев, В. Данилов, Т. Журавская, В. Кирпичев, Л. Колпащиков, В. Михайленко, В. Муравьев, А. Никитин, Л. Николаева, Н. Новиков, В. Пахомов, В. Стрельцова, Н. Устинов и др. 

В Екатеринбурге наследниками и продолжателями славных традиций являются Е. Постникова, Б. Федотов, В. Брагин, Г. Бренькова, Л. Салмин.

Преподаватели активно внедряют в процесс обучения новые подходы и принципы дизайнерского проектирования: компьютерную графику, решение комплексных и проблемных задач, программы упражнений на активизацию стилевого мышления, разрабатывают направления экологического и средового дизайна. Их усилия не могли не сказаться на уровне студенческих работ. Особенно это заметно на примере ряда дипломных проектов, большинство из которых стало лауреатами российских и международных конкурсов. Известная свобода от ряда технических ограничений, раскованность в отношении формообразующих компонентов, оригинальность концептуальных решений, — все это ставит лучшие дипломные работы российских студентов в один ряд с наиболее удачными профессиональными работами известных практиков дизайна.

Развитию дизайнерского образования в России способствуют конкурсы дипломных работ студентов в области дизайна, регулярно с 1988 года проводимые под эгидой УМО по дизайнерскому образованию и Союза дизайнеров. Конкурсы в Санкт-Петербурге (1992) и в Москве (1993-2002) и Красноярске (2003) показали расширившуюся географию дизайн-образования в России, продемонстрировали возросшее желание регионов развивать дизайн на своих территориях, готовить на местах профессиональные дизайнерские кадры. Если Уральская школа дизайна, представленная УралГАХА и факультетом дизайна Удмуртского государственного университета, достаточно авторитетна и имеет многолетнюю историю, нашедшую отражение в различных монографиях, то появление дизайнерских факультетов и кафедр в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Уфе, Кирове, Краснодаре, Ставрополе, Казани, Барнауле, Красноярске, Тольятти и Тюмени — явление 90-х годов, впрямую зависящее от инициативы руководителей вузов и педагогов, желающих иметь свои собственные региональные дизайнерские школы.

Наиболее сложной проблемой становления новых дизайнерских факультетов является отсутствие на местах достаточного количества опытных педагогических кадров. На первых порах дизайнерские специализации в вузах возглавили воспитанники Московской и Санкт-Петербургской школ из числа практикующих дизайнеров или специалисты-архитекторы, преподаватели местных строительных вузов, сеть которых по России традиционно широка. Состав педагогов в регионах постепенно пополнялся из числа собственных выпускников, а также за счет переезжающих на работу специалистов из других регионов. Распад СССР и образование суверенных государств из числа бывших союзных республик повлияли на отток множества русских дизайнеров из ближнего зарубежья и возвращение этих квалифицированных кадров в Россию. Особенно много специалистов-дизайнеров переезжает из среднеазиатских республик и из государств Закавказья. Это обстоятельство оказало положительное воздействие на многие стороны дизайнерской жизни страны, в том числе и на решение проблемы педагогических кадров (Вологда, Оренбург, Москва и т. д.).

Другой ветвью дизайнерского образования являются учебные заведения первой ступени — средние художественные училища и училища искусств, в настоящее время находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования России. Их число за последние 10 лет остается стабильным и не превышает 40 единиц.

Из числа первых наиболее известно Ивановское среднее художественное училище, где постановка трех дизайнерских специализаций связана с именем выпускника МГХПУ им. С. Г. Строганова — Алексея Веденеева. Более двадцати лет училище по своим программам готовит специалистов-дизайнеров среднего звена, многие из которых продолжают образование в институтах или же предпочитают сразу приступить к самостоятельной практике. Раз в три года Министерство культуры устраивает общероссийские смотры дипломных работ выпускников средних художественных училищ, в том числе по дизайнерским разделам. В 1993 году в Санкт-Петербурге, в 1998-м — в Рязани, и в 2001 году — в Орле подобные смотры проходили с участием Союза Дизайнеров России. Это позволило обсудить проблематику дизайнерского образования несколько шире, во взаимосвязи с низшей и высшей ступенями подготовки, а также с учетом профессиональной ориентации и специализации на поприще практического дизайна и региональных особенностей.

Координацией и методическим руководством в области высшего дизайнерского образования занимается несколько учебно-методических объединений (УМО), созданных на базе учебных специализаций из числа наиболее авторитетных представителей всех вузов страны. Центральным УМО по дизайну является орган, созданный при Университете им. С. Г. Строганова в Москве, в состав которого входят представители Союза Дизайнеров России. В 90-е годы данный орган возглавлял ректор МГХПУ профессор А. С. Квасов. Начиная с 1999 года, председателем УМО является ректор университета профессор А. А. Дубровин, а проректором по УМО — профессор А. Л. Удальцова. В дальнейшем свои отраслевые УМО создали текстильные вузы, институты сферы быта и услуг, архитектурные учебные заведения. Отдельное УМО было сформировано благодаря усилиям Г. Минервина по специальности «Дизайн архитектурной среды» на базе МАрхИ.

Практика преподавания дизайна в среднем звене дизайнерского образования координируется деятельностью Методического совета, учрежденного Министерством культуры РФ. В его состав также вошли представители Союза Дизайнеров России.

В последние годы все больше внимания уделяется альтернативной системе дизайнерского образования, возникшей на базе негосударственных образовательных учреждений. Этому содействовало принятие в 1992 году Верховным Советом РСФСР закона «Об образовании». В Екатеринбурге первый дизайн-колледж был учрежден совместно с Союзом дизайнеров профессором УралГАХА В. Плышевским. К сожалению, это учебное заведение просуществовало всего несколько сезонов, но опыт, полученный педагогами и организаторами процесса обучения, пригодился для дальнейшего развития сети негосударственных образовательных учреждений по всей России.

В Москве в Институте современного искусства факультет дизайна на этапе становления возглавила опытный педагог МГХПУ им. С. Г. Строганова Н. Богатова. В Краснодаре факультет дизайна в негосударственном Институте экономики, права и естественных специальностей возглавил известный на юге России профессор О. Зубенко. Ростов-на-Дону подхватил творческую эстафету, и при Южно-Российском гуманитарном институте был открыт факультет дизайна, который возглавили известные в городе педагоги — супруги А. Сурин и М. Сурина.

В 1998 году Союз Дизайнеров России совместно с Кавминводским Союзом дизайнеров и администрацией г. Железноводска учредили негосударственное образовательное учреждение — Высшую школу дизайна. Впервые в истории нашей страны творческий союз взял на себя ответственность за подготовку специалистов в одном из регионов России. К этому шагу учредителей вуза подтолкнула ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе с высшей ступенью дизайнерского образования: перспективные учащиеся должны были покидать регион для продолжения образования. В то же время появление собственного вуза давало возможность талантливым мастерам-дизайнерам расширить свое поле деятельности, перейдя на преподавательскую работу. Так было положено начало сети негосударственных образовательных учреждений Союза Дизайнеров России. Через год по инициативе Совета Союза Дизайнеров России был учрежден Национальный Институт Дизайна в Москве. Это негосударственное образовательное учреждение вобрало в себя коллектив педагогов и студентов Высшей школы дизайна, существовавшей в течение семи лет в недрах других негосударственных образовательных учреждений. В 2003 году получил лицензию на право ведения образовательной деятельности Удмуртский республиканский Институт Дизайна, который возглавил известный в стране педагог, профессор А. М. Ермаков.

Особенно широко авторская ветвь дизайнерского образования распространилась среди учебных заведений первой ступени, в детских дизайн-студиях и художественных школах. Начало этому движению еще в 70-е годы положил выходец из Челябинска архитектор Владислав Кирпичев, создав в Москве школу-студию «ЭДАС». За заслуги по созданию авторской школы дизайна Владислав Кирпичев в 1993 г. был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства по разделу «Дизайн».

В Москве по его стопам пошли педагоги школы-студии «Старт» во главе с Ингой Абаевой, также ставшие в 1998 году лауреатами Госпремии РФ за выдающуюся просветительскую деятельность.

В Санкт-Петербурге в 80-е годы при Дворце творчества юных возникла дизайн-школа Сергея Таланкина. Благодаря ее методике в сердце России — на Урале в Орске появился детский дизайн-центр под руководством члена Союза дизайнеров Светланы Захаровой. Сейчас городской дизайн-центр перебрался в областной центр - Оренбург и возглавил его соратник Захаровой - Эдуард Петросян. В Набережных Челнах по методике школы «Старт» успешно преподают дизайн детям в школе-студии «ДА-ДА» (директор — Татьяна Хайман). Данная школа стала обладателем Российского Национального Приза в области дизайна «Виктория» за 2002 год по разделу «Дизайн-педагогика».

Эти и многие другие учебные заведения совершили переворот в детской художественной педагогике, добились изумительных творческих результатов, превратив обучение молодых россиян дизайну, архитектуре и изобразительному искусству в интереснейший цикл заданий и упражнений, не уступающий по художественному и проектному накалу достижениям взрослых.

Возрастающие потребности в притоке кадров на рынок дизайнерских услуг позволяют рассматривать творческое студенчество как вполне профессиональную группу дизайнеров. По данным Союза Дизайнеров России, численность вузов, готовящих специалистов по дизайну достигла 92. Таким образом за 15 лет число институтов, готовящих дизайнеров, возросло в 30 (!) раз. Ежегодный прирост специалистов только в системе дизайнерского образования составляет около 600 человек. Кафедра промышленного дизайна в Екатеринбурге за 30 лет существования выпустила свыше 1000 специалистов. В среднем, при шестилетнем Стандарте обучения количество студентов-дизайнеров в России единовременно приближается к 4500. Вместе с преподавательским корпусом это составит суммарно около 5000 человек. Число негосударственных образовательных учреждений, включивших дизайн в свою программу обучения, приблизилось по численности к государственным вузам (50%х50%), число обучающихся студентов при этом отставало вдвое (3000 против 1500). 

У негосударственной системы дизайнерского образования также есть свои проблемы. К их числу можно отнести противоречие между желанием владельцев вузов повышать доходы и необходимостью поддерживать высокий стандарт образования. Часто в негосударственные вузы абитуриенты попадают без экзаменов, что требует особых методик для их быстрого профессионального роста в отведенный стандартом жесткий временной интервал. Такая же проблема встает и перед государственными вузами, формирующими учебные группы на коммерческой основе. 

Основной проблемой негосударственных вузов можно назвать отсутствие своего координирующего и методического центра. Осознавая данные проблемы и будучи заинтересованным в развитии обоих ветвей дизайнерского образования, Союз Дизайнеров России регулярно проводит научно-методические семинары и организует отчетные выставки и конкурсы профессиональной направленности. Подобных семинаров в 90-е годы при поддержке Министерства культуры России прошло уже семь, и они неизменно пользовались большим успехом среди участников. 

Одной из проблем отечественного дизайн-образования можно считать большой разброс в уровне зарплаты педагогов-дизайнеров по стране: 40–300 рублей в час, что вынуждает всех специалистов совмещать преподавание и практическую работу или работать в нескольких учебных заведениях. Это обстоятельство вызывает определенное беспокойство, поскольку не позволяет глубоко прорабатывать методику преподавания и регулярно совершенствовать учебный процесс и просто пополнять свой творческий и интеллектуальный багаж.

Техническая вооруженность процесса обучения дизайну ещё далека от совершенства. Обеспеченность персональными компьютерами только приближается к требуемому нормативу и временами отстает от требуемых параметров. Непросто обстоит дело и с обеспеченностью учебными аудиториями. Часто одну комнату делят между собой несколько линейных групп. Также не везде имеются лекционные аудитории, оснащенные всем необходимым набором аудиовизуальной техники. Особым предметом заботы руководства дизайнерских вузов являются производственные мастерские. Только  МГХПУ и С-ПбГХПА по наследству досталась полная номенклатура подобных специализированных лабораторий, остальным же российским вузам ещё предстоит сформировать подобную сеть мастерских.

В методическом плане явным упущением является отсутствие в большинстве дизайнерских вузов такой важной рыночной дисциплины, как маркетинг. Хорошо известно, что промышленный дизайн существует не сам по себе, а как инструмент глобальной системы маркетинга, а как раз ее-то и нет в новом стандарте по дизайну! Или пресловутый менеджмент. Он значится в учебном плане под рубрикой «организация проектной деятельности». Но ведь понятие менеджмента гораздо шире, оно подразумевает умение организовать любое дело и понимание того, как руководить коллективом, контактировать с клиентами и смежниками. И откуда, позвольте, студенты узнают об особенностях производственно-управленческой деятельности и конкурентоспособности будущей продукции, знания которых предусмотрены квалификационной характеристикой выпускника?

Другой методической проблемой является явная нехватка учебных пособий, особенно с учетом возросшего числа студентов и вузов их готовящих. К работам последних лет можно отнести книгу В. Рунге и В. Сеньковского «Основы теории и методологии дизайна», а также серию работ, выпущенных издательством Союза Дизайнеров России. Здесь бестселлером является учебник С. Михайлова и Л. Кулеевой «Основы дизайна». Также популярен двухтомник по истории дизайна, написанный профессором С. Михайловым.  Мало в арсенале российского дизайн-образования переводных книг, исключение составляет монография Иоханнеса Иттена «Искусство цвета», изданная Д. Ароновым, и всё! Не мало ли для такой страны, как Россия? 

Профессиональные коммуникации как информационная система в сфере дизайн-образования развиты недостаточно. И это ещё одна проблема данной области подготовки профессиональных кадров. В их число входят ежегодные семинары Союза Дизайнеров России по дизайн-образованию. Хорошим начинанием стала организация Всероссийских выставок дипломных работ студентов в области дизайна (УМО) и включение номинации «Дизайн» в реестр Международного конкурса выпускников архитектурных и художественных вузов (МАПАШ). Реально издается только один журнал: «Дизайн ревю». Компьютеризация в этой группе достигала 85%, к Интернету приобщены до 50% учебной аудитории. К сожалению, сами студенты ограничены в возможности выезжать на подобные смотры и конкурсы, что сужает возможности данных мероприятий и лишает наших воспитанников возможности свободно общаться со сверстниками. Не высок и процент выездных производственных практик для студентов, особенно за рубеж.

Вызывает озабоченность равнодушие, проявляемое практикующими дизайнерским фирмами к проблемам дизайн-образования. Исключение составляют Центр стиля АО АВТОВАЗ из Тольятти, фирма «АРДИК» из Москвы и мастерская Сергея Алешина из г. Королёв. Профессионалы, в первую очередь должны быть озабочены процессом подготовки квалифицированных дизайнерских кадров, иначе придется пользоваться услугами дилетантов, а то и просто халтурщиков. В прошлом в МГХПУ система связи с производством была поставлена на твердую основу. Её ядром были сами выпускники Строгановки, попавшие на производство и озабоченные проблемой формирования своих творческих коллективов. Развитие рыночной экономики заставит предпринимателей вкладывать средства в дизайн-образование, но уже сейчас пример подобного сотрудничества могут продемонстрировать дизайнерские фирмы, уже достигшие определенного благополучия и осознающие ответственность за подготовку творческой смены.

Ещё одной проблемой российского дизайн-образования является его слабая интеграция в мировой образовательный процесс. Единичные случаи участия российских студентов-дизайнеров в творческих конкурсах и выставках не сглаживают общей печальной картины. Эта изолированность уже нельзя объяснить наличием «железного занавеса» как раньше. Кстати, в советский период за рубежом, в Восточной Европе по обмену училось достаточное количество отечественных студентов, что давало возможность многим нашим соотечественникам познакомиться с достижениями иных творческих направлений и авторских школ. Данную ситуацию невозможно преломить быстро, но мировое сообщество должно в решении данного вопроса также идти на встречу России и содействовать упрощению визового режима и организации безвалютного обмена студенческими группами. Еще один способ интеграции – открытие филиалов зарубежных вузов в России.

Выводы:

1. Российское дизайнерское образование сыграло на постсоветском этапе роль депозитария, сохранившего в неприкосновенности творческий потенциал отечественной художественно-дизайнерской культуры.
2. Данная область культуры сумела воспроизводить профессиональные кадры в ситуации, когда не до конца была ясна перспектива их дальнейшей востребованности российским обществом. 
3. Национальные педагогические кадры на этапе становления сегодняшней дизайнерской практики исполняли роль профессиональной элиты, и в течение 15 лет задавали эталоны этического поведения и служили стабилизирующей силой, объединяющей формирующийся творческий цех. 
4. Дизайнерское образование в России смогло за последние годы подготовить сотни квалифицированных молодых профессионалов, сумевших с первых шагов начать активно действовать на постсоветском дизайнерском рынке.
5. Сфера дизайнерского образования смогла вобрать в себя в последнее десятилетие XX  века многое из лучшего, что параллельно возникало за рубежом и приносило дизайнерам профессиональное признание.
6. Число и география дизайнерских учебных заведений стремительно выросли и расширились, что дало возможность приблизить эту сферу образования к большинству регионов Российской Федерации.
7. Ядром педагогических коллективов, возглавивших дизайн-образование в регионах, стали выпускники столичных дизайнерских вузов (С-ПбГХПА, МГХПУ, ХХПИ, УралГАХА).
8. Массовый приток в дизайн-образование квалифицированных профессиональных кадров позволил повысить качество и содержание учебного процесса и транслировать богатое наследие российской дизайнерской и художественной культуры на всё постсоветсткое пространство.

Текст: © Юрий Назаров. 30.11.2003