Танцующая в траве

Красота спасающая... Не знаю, как насчёт мира, но многим зрителям, пришедшим к Елагину дворцу, она спасла выходной день, подарив отличное настроение, пропитанное солнечным позитивом. Почему-то именно это событие всегда сопровождается улыбками и неустанным петлянием посетителей парка вокруг керамических и стеклянных работ.

Одно из безусловно ярких и традиционно ожидаемых событий питерского лета оправдало надежды и продемонстрировало новые поиски, новый язык, новые каламбуры и новую поэтику. XVI международная выставка «Стекло и керамика в пейзаже» вновь рассыпалась по траве, прошитой стежками солнца, под пёстрыми пляшущими тенями, под щедрой лазурью июньского неба. 

TROFOTO_7349_16062019.jpg

Т. Соломатина. «Косые дожди». Санкт-Петербург 
Как говорит буклет, сопровождающий выставку, «с 2005 года именитые и начинающие мастера художественного стекла и керамики России и зарубежья собираются на Елагином острове, чтобы продемонстрировать свои новые произведения, обменяться мнениями о событиях в художественном мире». И вправду, тут есть что посмотреть: щедро представлены петербургская, московская, красноярская, тверская, белорусская и другие творческие школы. И такое разноплановое цеховое представительство по-настоящему впечатляет.

TROFOTO_7503_16062019.jpg

NWGlass.lab
Несомненным преимуществом и фирменной чертой выставки с многолетней историей и доброй репутацией является её парковый формат. Вкрапление произведений в живую среду пейзажа становится одним из самых симпатичных качеств этой выставки. Легко можно представить себе эти же работы в нейтральном и всеядном выставочном зале, где традиционно нет ничего, кроме объектов внимания. Но понятно, как много они потеряют, лишившись блеска солнца, трепета травы, волнения высоких крон, роняющих пятнистые тени, и даже насекомых, которые путают витражные цветы с настоящими. Именно садово-парковая нота делает эту летнюю экспозицию такой позитивной и великодушной.

TROFOTO_7420_16062019.jpg

В. Касаткин. «Ожерелье». «ГХЗ» им. Мальцова 
Создающая это выставочное пространство дышащая среда настолько переменчива, что тут становится простительным соблазн всё потрогать, который борется с обычной бережливостью к авторским произведениям. Зрители с их непосредственным восприятием и весёлым соучастием становятся почти соавторами, ловящими радость такого со-творчества. И невольный зуд фотографирования, как и желание позировать рядом с разнообразными персонажами, тут также понятны. Ведь в кадре произведение обретает ещё одну сущность, ещё одно воплощение, ещё один портрет, остановленный в движении.

TROFOTO_7369_16062019.jpg

Е. Стрельникова. «В подоле принесла». Санкт-Петербург 
Контекстуальные двучтения, когда живая трава и вкраплённые в неё цветы клевера вступают в разговор с молчащими, но такими красноречивыми фигурами, создают сложную музыку смыслов и образов. Этот пёстрый говор заполняет пространство у Елагина дворца. Как говорится, и стар и млад встречают здесь удовольствия, совпадающие с их уровнем. Тут находится место и незатейливой шутке, и медитативным сновидениям горожан, и философским высказываниям. Произведения разнятся всем, чем могут отличаться авторские работы. От прямолинейных и немудрящих «иллюстраций» до лаконичной, но образной условности, от чисто декоративных или утилитарных вещей (способных быть посудой или кашпо) до метафизической отстранённости и многослойных рефлексий.

TROFOTO_7424_16062019.jpg

А. Лебедев. «Лодки». Петрозаводск 
Правда, иногда авторов подводит чувство масштаба и уместности – некоторые произведения совсем не выдерживают такого необычного экспонирования, будто забредшие сюда случайно, – но таких работ немного. И, наоборот, складывается ощущение, что многие работы созданы как раз для такого события и такого пространства. Пространства, лишённого границ и оговорок, приглашающего к экспериментам, зелёным воздухом сочетающего все эти контрастные образы.

TROFOTO_7447_16062019.jpg
Т. Михайлова. «Первый урожай». Санкт-Петербург 

Тяжёлый шамот, аристократичный фарфор, затейливые глазури, игривые сочетания фактур и рельефов, цвета и объёма, прозрачное, зеркальное, расписное стекло – всё это переливчатое собрание будто поёт на разные лады. И парк, и летний воздух в этом помогают. Солнечные зайчики, скачущие по затенённой стене Павильона под флагом – это пульсирующий след кивающих пружинными головами зеркал в траве. Рифлёные створки стекла, выставленного на древесном срезе, вторят ритму годовых колец. Витражная мозаика играет отражениями и преломлениями. Сочетания керамики, стекла, металла, дерева или пластмасс дают богатейшую палитру языковых средств. И даже китчевые произведения, когда в живом парке из обрубка ствола «растут» стеклянные листья, неожиданно находят здесь оправдание своей образности.

TROFOTO_7501_16062019.jpg
Ю. Репина. «Летняя группа». Санкт-Петербург
Невольные фантазии о продлении жизни выставки подсказывают какие-то новшества, которые могли бы обогатить её. Хочется, чтобы давно найденный и не дающий осечек «формат» насытился новым воплощением. Например, легко вообразить себе попутную фотовыставку, где было бы показано вписывание керамических и стеклянных работ в садовый ансамбль, т.е настоящие примеры не выставочного, а житейского сочетания сред. Или, скажем, аукцион, где эти работы нашли бы себе новых хозяев. Или, например, привлечение европейских мастеров, которые дали бы иные стимулы и для себя и для петербургских художников. Правда, для этого необходимо деятельное участие города, для которого это стало бы ещё одним подтверждением открытости к сотрудничеству и позитивного применения возможностей. Совсем не хочется думать «мечтать не вредно», потому что именно из мечты рождается любое новшество, неожиданное творчество и новые танцы в траве.

Фоторепортаж с мероприятия можно посмотреть здесь.

Текст: © Владимир Корольков. 2019
Фото: © Александра Траубе, © Александр Трофимов. 2019