Мифология – пространство и время
Нам удалось побывать еще на одной выставке Балтийской Биеннале Искусства Книги. Уникальная инсталляция, объединившая такое разное видение авторов. Во времени и пространстве родился новый Миф! Его автор – Инна Гринчель, ей удалось сопоставить все элементы наилучшим образом, где каждый занял свое место, стал частью новой истории!
Что такое миф, как он творится во времени и пространстве, в том числе внутреннем мире художника книги? Авторы творят свои мифы, миры и вселенные. Границы жанра книги расплываются до размеров среды, которую воссоздает художник по одному ему ведомому плану в определенное время и в заданном пространстве.
Елена Павлова-Потанина. «Мифы серебряного века»
Можно сравнить построение книги с архитектурным сооружением, наделенном функцией нарратива. Иллюстрации выполняют роль ряда разверток стен, на которых изображены плоскостные проекции мироздания. Когда это здание обретает внешние очертания – мы видим собственно тело книги, кодекс, гармошку-раскладушку, папку с тесемочками, ряд нагруженных смыслом предметов-элементов. Текст является элементом достаточным, но не необходимым. Даже формальный диалог черного и белого может сложиться в дихотомию ночь-день, инь-янь, космос-хаос и дать картину эволюции формы, слившейся с содержанием.
Марина Спивак. «Псалтирь»
Фоторяд, где есть единство и развитие сюжета, со всей присущей классическому мифу структурой – тоже своего рода книга, или легко превращается в фото-книгу волей автора или зрителя, когда книга предполагается. Такой жанр планируемой книги также представлен, когда личный миф развивается вместе с жизнью автора, наполняется содержанием, и Книга Жизни творится каждый день, либо периодами с естественными фазами возгорания и затухания.
Робин Смит /Австралия/. «Миф о любви»
Ирина Яблочкина. «Пра-мать»
Вещи представленные на выставке – весьма многообразны. Иллюстрации Валерия Мишина к книге «Песнь Песней», сказочные мифологические существа Олега Яхнина, кукла – ПРА-мать всего сущего с детьми-текстами Ирины Яблочкиной, кольцо с микрокнигами от ювелира Александры Траубе, архаические знаки Алексея Парыгина соседствуют с традиционной книжной графикой и объемным книжным театром Елены Павловой-Потаниной. Известный проект «Бутафорское счастье» издательства «Красный Матрос» знакомит с историей – как студийные фотосъемки более чем полвека назад превращали в миф повседневную реальность наших родителей и их родителей. Картонные автомобили, ракеты, роскошные нарисованные дворцы были праздником и сказкой, которую помещали в каждый семейный альбом.
Александра Траубе. Кольцо. Фото: © Дмитрий Абезгауз
Евгений Гриневич и Наталья Куликова /Москва. Проект «Хиндия» издательства «Планетянин».
Марина Спивак. «Псалтирь»
Григорий Молчанов. «Объект»
Один зал занят проектом московского издательства двух художников «Планетянин» – Хиндия, где книги, как структурные элементы, вписываются в личный миф авторов и разрастаются новыми сюжетами. Другой зал занимает многодневная работа-молитва «Псалтирь» Марины Спивак, которая с темой мифологии связана разве что очень условным родством. Священные тексты – отдельная, сакральная, глубоко личная и сокровенная область человеческого опыта и сознания. Иконы, помещенные в музей, часто вызывают у посетителей смущение и раздвоение сознания – то ли говорить о композиции и колорите, то ли взывать о сокровенном Творцу и его небесной рати...
Традиционные иллюстрации и мифологические книги-объекты, книги, похожие на книги и «книги в форме пистолета», истории личные, истории вечные – ждут на выставке в анфиладе залов известного творческого пространства IFA.
Инна Гринчель,
куратор проекта
Фото: © Александр Трофимов. 2016