Выставкомм

Коммуникация на этой интерактивной выставке становится «осью вращения» зрелища и попыткой решить, может ли экспозиция предлагать и выстраивать более сложные и тонкие связи между зрителем и произведением искусства, чем привычное лицезрение?


Выставка «Здесь могло быть ваше название». 2020

Музей городской скульптуры и его филиал, Мастерская Аникушина, собрали два десятка очень разных авторов в экспозиции скульптурных арт-объектов. Её титул – «Здесь могло быть ваше название» – сразу задаёт более короткую дистанцию между зрителем и скульптурным объектом, предлагая разные формы вовлечения в энергетическое поле художника, которое не противится интерпретациям. Команда из 19 человек, собравших и бережно ведущих эту выставку, создала дружелюбное пространство, объединяющее очень разные объёмы, масштабы и воздух произведений. Материал – металл, стекло, пластик, дерево, керамика – здесь задаёт свою органичную вещественность и точное выражение найденной автором темы.

Общение со зрителем, помимо чисто развлекательного искушения, становится здесь методом обучения новым формам прожития своих впечатлений. Да, можно решить, что это всего лишь игра, эдакое «квестирование» свободного времени. Однако, кроме аттракциона, речь идёт и о таких важных, но незаметных на первый взгляд, вещах, как личный выбор (пусть и микроскопический), как предрасположенность к неординарным решениям (пусть и в рамках предложенного), да и об инициативе вообще. Ведь творческая личность, способная к преобразованию ближайшего мира, начинается именно с решения, с той смелости авторского выбора, в данном случае со-авторского, в котором заключены и раскрепощённость воли и, одновременно, ответственность за свои шаги.

Выставка: «Здесь могло быть ваше название». Фото: © Александр Трофимов. 2020

Редакция сайта Санкт-Петербургского Союза дизайнеров (Александр Трофимов, Александра Траубе и Владимир Корольков) побеседовала с Юлией Мачевской, заведующей сектором музейных программ филиала ГМГС «Мастерская Аникушина», отвечавшей за концептуальную часть экспозиции.

«У нас командная работа. Долго рождается концепция выставки... Начинали мы с «точки зрения», но в итоге решили сделать ставку на то, что выставка имеет множество скрытых концепций. Мы предлагаем зрителям включиться в эту игру и самим побыть в роли кураторов. На стенде «Эта выставка могла быть про...» мы как раз предлагаем зрителям писать свои концепции, и они уже начали это делать. Будем думать про онлайн-программу. Тут ещё можно задать вопрос скульптору: мы планируем отвечать на интересные вопросы в соцсетях. Хотим поговорить о том, что работа лишь отчасти создаётся художником: другая её «половина» создаётся тем, кто на неё смотрит. Любые трактовки имеют право на существование. Поэтому мы предлагаем свободу интерпретаций и работу разных смыслов. Тут можно собрать свой собственный буклет с выставки и взять с собой на память. Почитать о том, что думает каждый автор про свою работу. Но и высказать свои комментарии. Для этого у нас в «Телеграме» каждую работу сопровождает бот – QR-код можно считать с этикетки. Там можно и послушать художника, и записать свой комментарий, и послушать других посетителей. То есть создать свой аудио-гид к выставке. Для нас это эксперимент (не знаем, насколько это будет пользоваться успехом у посетителей), но мне кажется, это может очень интересно сработать, когда звучат разные мнения».

Выставка: «Здесь могло быть ваше название». Фото: © Александр Трофимов. 2020

Рассказывая в интерактивной зоне зрителям о кураторских приёмах, Юлия говорит о том, на что нужно обращать внимание: «Например, на цвет подиумов: мы предлагаем подобрать их под скульптуры. Либо мы говорим про свет и работаем там с фонариком... (тут не хочется раскрывать всех секретов, поэтому о деталях умолчим). Работы Антонины Фатхулиной сопровождаются прозрачными плакетками с отрисованными на них силуэтами её каркасных фигур, которые... (тут вновь приходится прикусить язык, чтобы интерес возникал на ходу и именно на выставке). Итог этого эксперимента пока не предсказуем. Наша цель – максимально вовлечь посетителя, чтобы он стал соавтором. Чтобы он пришёл в музей за вдохновением, чтобы он вышел за границы своего привычного мировосприятия. Мне кажется, это даёт прилив энергии. Это должно быть интересно и детям и взрослым: и тем, кто хочет минутно развлечься, и тем, кто хочет подробнее погрузиться в какую-нибудь тему. Ведь это не просто «игрушка» – арт-объекты интерактивной зоны сделаны скульпторами. А игра со смыслами, конечно, рассчитана в первую очередь на взрослых. Долгоиграющая выставка – это осознанное решение. Мы хотим делать выставки качественно. Нам нравится, когда выставка стоит долго: мы часто додумываем новые программы и дополнения. Как-то на «Ночь музеев» мы проводили баттл скульпторов, пригласив студентов Академии Штиглица и Академии художеств. Посмотрим, может быть, повторим какое-то подобное мероприятие, если ситуация это позволит».

Выставка: «Здесь могло быть ваше название». Фото: © Александр Трофимов. 2020

Представляя нам аннотационное сопровождение экспозиции, Юлия продолжает: «Поскольку мы работаем с восприятием человека, то предлагаем зрителю проследить, насколько дополнительные факты влияют на наше представление о произведении. Можно подойти к работе, составить какое-то мнение о ней, а потом взять вот эту книжку, где на каждой странице есть короткий факт об этой работе. После этого можно оценить, насколько это влияет на непосредственное восприятие объекта. С прекрасными деревянными лошадьми Никиты Ротанова, – лаконичными, характерными, тревожными, когда в работе появляется нерв и напряжение, – зрителю тоже предлагается поработать».

Как говорит Ирина Боброва, участвующая здесь серией своих магически-прекрасных капсульных объектов: «Каждая капсула может рассматриваться самостоятельно, но вместе они звучат гораздо сильнее: они идут от простого к сложному, от наполнения до опустошения, от формы, в которой всё понятно, до формы, которая загадочна, и её содержание зрителю нужно разгадать».

Выставка: «Здесь могло быть ваше название». Фото: © Александр Трофимов. 2020

То есть ценность представляет не холодное, хоть и с должным пиететом, рассматривание, а погружение в мифологию произведения с тем, чтобы вычленить для себя какое-то новое взаимодействие с ним, своего рода диалог. Сейчас это особенно ценно. Трудные времена ковид-разъединения помимо технологически-производственных потерь несут в себе риски утраты навыков социализации и взаимопонимания, включая и такой феномен взаимоответственности, как командная работа. «Социальная дистанция», ставшая по сути асоциальной, растаскивает людей по «норам» своего собственного малого мира, исторгнутого из бОльшей общности, где важны не только информационные прикосновения (с этим-то проблем нет: разнообразные технологии позволяют видеть и слышать друг друга), но не менее важные личные, буквально тактильные контакты, когда работают интонация и рукопожатие, улыбка и реакция, совместное действие и сообща найденная мысль.

Выставка: «Здесь могло быть ваше название». Фото: © Александр Трофимов. 2020

Перемены в обществе требуют более тонконастроенного способа коммуникаций, с активным и сознательным усилием того, кого можно назвать реципиентом среды и актором будущего действия. Принимающего на себя ответственность как восприятия, так и интерпретации сигналов. И пусть здесь, на выставке, это не выходит за рамки ограниченного пространства, хочется думать, что даже такой малый опыт побуждает к более свежим реакциям и высвобождению творческой энергии. Противостояние лукавству и цинизму нашего времени может заключаться в тех усилиях гуманитарного общения, которое накладывается на профессионально-деловое. Свобода в интерпретациях, усложнение собственного образного «словаря», способность принимать правила игры и предлагать собственные творческие – продуманные или спонтанные – решения, открытость к экспериментам и незашоренность восприятий помогают в эволюционном движении как отдельного человека, так и малых групп. Да ведь само общество, способное к самонастройкам, начинается с инициативных, раскрепощённых людей. И, главное, с их взаимодействия, дружелюбного и конкурентного со-творчества, которое провоцирует совместное развитие.

Как говорит Никита Степаненко, один из участников выставки, чья работа открывает экспозицию, паря в высоком лобби музея ярусами зеркальных «молекул»: «Мои работы... характеризуют дух времени: сейчас эпоха сотрудничества, взаимодействия людей. Не всегда понятно, кто является главным действующим лицом. С одной стороны, есть самоценный объект, с другой стороны – он отражает зрителя». Здесь отражает и в буквальном и переносном смыслах. Эта перекличка авторской идеи и её восприятия зрителем даёт совмещение и рефракцию смыслов. А это уже путь к новому эмоциональному и интеллектуальному опыту.

Выставка: «Здесь могло быть ваше название». Фото: © Александр Трофимов. 2020

После прохождения изящно и добротно оформленной выставки (надеемся, о работе Рината Хабирова и Тамары Панеш нам удастся рассказать отдельно) возникают разные вопросы. Не только о сугубо скульптурном творчестве представленных авторов. Но, например, о том, чему нам следует учиться друг у друга? Как нам взаимодействовать, чтобы это было не только игрой, но и действительно плодотворным личным достижением? Какие новые формы человеческих связей могут возникать во времена, когда эти связи становятся эфемерными и хрупкими? Едва ли экспозиция в Мастерской Аникушина даёт исчерпывающие ответы на эти и им подобные вопросы, но то, что выставка предлагает пространство и объекты для нового восприятия, размышлений и взаимодействий, уже выстилает путь к новым коммуникациям. А это сейчас дорогого стоит.


Текст: © Владимир Корольков. 2020
Фото: © Александр Трофимов. 2020

Фоторепортаж с выставки Александры Траубе и Александра Трофимова в нашей группе ВКонтакте можно посмотреть здесь.

line_900_black.jpg

Музей «Мастерская Аникушина»

Адрес: Вяземский переулок, 8, П.С. 

Режим работы: работает после 13 января ежедневно. Среда с 12:00 до 21:00, четверг – воскресенье с 12:00 до 18:00, касса закрывается на час раньше. Понедельник и вторник – выходные дни.

Уточняйте правила посещения в связи с оперативной ковид-ситуацией в городе.
На время школьных каникул Мастерская, увы, будет закрыта.