Перевернутое сафари. Современное искусство Африки
Европоцентричность современной культуры воспринимается большинством как нечто само собой разумеющееся и не поддающееся оспариванию. В европейской художественной традиции отношение к африканскому искусству изначально носило коннотацию примитивизма, отчасти с негативным подтекстом. Мы забываем, что наша цивилизация зародилась на территории Африки. Этот ракурс длительное время закреплялся экономической отсталостью региона.
В мировой культуре интерес к Африке начал проявляться только с XVI века в этнографических и антропологических исследованиях, а в первую очередь, как континент, богатый кофе, сахаром. Особое значение африканское искусство приобрело в начале XX века, когда европейские авангардные художники (П. Пикассо, А. Дерен, А. Матисс, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Модильяни) вдохновлялись эмоциональностью, чистотой форм, экспрессивностью и яркостью колорита. Первичность символов, мистицизм, психологическое значение знаковых систем искусства народов Африканского региона наложились на формальные поиски и интеллектуальный дискурс XX века, прочно закрепляясь в европейской истории искусств.
Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге совместно с
галереей «Триумф» и центром визуальной культуры Béton (Москва) 13 июля 2023 года представили выставочный проект «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки». В анонсе выставки заявлено, что проект демонстрирует панораму современного искусства Африки и многообразие художественных поисков за последние 60 лет. Главная идея выставочного проекта, переданная в кураторском тексте и названии, заключается в изменении стереотипного взгляда на культуру экзотичных для российской публики стран через представление разнообразия художественных форм: фотография, коллаж, скульптуры, арт-объекты, видео-арт. Кураторы проекта связывают и противопоставляют этнографическое собирательство деревянных артефактов XX века, современные направления в творчестве африканских художников и ассоциативный взгляд российских авторов.
Выставка использует современные методы экспонирования, с самого начала погружая в пространство далекого континента. Вход выполнен как портал, расписанный в яркие локальные цвета, с геометрическим орнаментом; вокруг выложены материалы, из которых, будто бы, состоит Африка: песок, зерна, красные камни. Словно через пространство раскопок и древнюю архитектуру мы входим в иную цивилизацию с вековой историей, задавая себе вопрос: Что разделяет наши культуры?
Первая инсталляция
Мишеля Окпаре — два Энгунгуна, монструозные шаманы-проводники традиции народа йоруба. Сегодня Энгунгуны состоят из обрывков современной цивилизации: пластиковых стаканов, калькуляторов, крышек, домашней утвари из ближайшего супермаркета и обрывков многоцветных тканей и половичков. Визуальное воплощение откликается на многоцветность и текстильное наследие народа, но в приближении оказываются останками «пластикового мира».
На первом этаже выставочного пространства выделяются две линии поднимаемых проблем: остросоциальная тематика и изучение иконографии традиционного наследия. Художница
Намза Леуба, родом из Гвинеи, но получившая образование в Нью-Йорке, в своих фотоработах пытается осмыслить истоки своего народа через взгляд пограничника между европейской и африканской культурами. Она реконструирует иконографию традиционных статуэток Гвинеи в образах и позах моделей на фотографиях в антураже современного мегаполиса. Фотографии Намзы Леубы отсылают к знаковым системам африканского региона, тогда как фотофиксация скульптур из волос на голове художницы
Летиции Кай обращается не только к пониманию культурных кодов, но и к значимым проблемам расовой дискриминации, гендерного равенства и социальной справедливости. Фотопроект «Уязвимые»
Ольги Сиси, российской фотохудожницы, входит в диалог с расположенными неподалеку фотоработами
Намзы Леубы и Летиции Кай и концентрируется не на актуальных проблемах и темах, как в работах африканских фотографов, а на внешности, портрете фотомодели, лишь визуально раскрывая африканский колорит.
Проблематика современного художественного процесса, вне зависимости от региона, акцентирует внимание на важных и острых проблемах общества — от консьюмеризма до гендерного неравенства — и обращается к культурным кодам и собственным истокам. Авторы проекта раскрывают связь современной художественной среды, которая сегодня формируется во взаимосвязи художественных, социальных и экономических процессов. Интерес представляет работа авторов с новыми визуальными кодами.
Гонсало Мобунда, художник из Мозамбика, обращается к европейской традиции изменять изначальное назначение оружия в художественный объект. Работа «Престол страстей» отсылает к трону в понимании племени как вместилища потусторонних сил, затрагивая политический подтекст через ритуальные формы.
Герман Куман, уроженец Кот-д'Ивуар, раскрывает проблемы равенства и значения женщин в обществе. Антонио Сидибе, итальянский художник с африканскими корнями, не обходит стороной тему колонизации и рабства Африки. Человеческие фигуры из темного сахара, корпус корабля из кофейных зёрен недвусмысленно намекают на волнующие темы. Кофейные зерна не раз становятся экспонатом на выставке. Они вместе с рассыпанными в ячейках крупами (фасолью, пшеном и др.) заполняют пространство между скульптурами голов малышей
Бриса Эссо. Традиционные росписи, плетение гобеленов, керамика, скульптурные культовые формы проникают в художественное воплощение объектов. Авторы обращаются к волнующим темам через узнаваемые знаки, хранящиеся в коллективной памяти.
Увлечение современных художников темами консьюмеризма и экологичного потребления отразилось в использовании нетрадиционных материалов: остатков телефонов, пластиковых крышек, резиновой обуви… Портрет Манделы
Аристида Куаме из Кот-д'Ивуара состоит из переработанных шлепанцев.
Дезире Муну Коффи из клавиатур мобильных телефонов создает образ виртуального мира и антропоморфных фигур. Мозаика Дезире метко играет с объемами, орнаментами и фактурами.
Симптоматичным явлением стали работы
Аджарба Бернарда Атегва, в визуальном плане отсылающие к работам Анри Матисса и Поля Гогена, а также рекламным плакатам. Контурность, локальные цветовые блоки надолго останутся в визуальном коде африканского искусства. Мягкие игрушки Абудии, художника американского-ивуарийскокого происхождения, проникают в его работы, наследуя концепциям Жана Мишеля Баския. Винни-Пух, Микки Маус, Спанч Боб и другие образы современной культуры становятся новой иконографией глобального общества.
Современный африканский художник сегодня — это человек, получивший образование в Нью-Йорке или в Италии, и выросший вне исторической родины. Глобальная культура объединяет авторов, позволяя им не быть обвиненными в апроприации, благодаря своим корням, и лаконично вписываться в мировые контексты искусства. Традиционные культовые представления о духах входят в диалог с «новыми идолами» в творчестве
Бриса Эссо. Глобальная культура, оставляя за собой статус европоцентричности, добавляет поп-культурный статус произведениям искусства. Образы компьютерных игр, аниме, тв-программ, детских мультфильмов прочно укореняются в языковом пространстве художественной традиции.
Диалог африканского искусства и европейских художников был реализован включением работ российских авторов, которые рефлексируют на тему южной культуры, предлагая собственное воплощение знаковых систем, связанных с этим регионом, в художественных произведениях. Некоторые работы российских авторов как будто бы выпадают из контекста. Например, живописные холсты
Антона Кузнецова, который берет поверхностную знаковую систему африканских стран: сафари, стереотипные костюмы и флаги. Головы «Между сном и реальностью»
Гаянэ Аветисян выпадают из контекста африканской культуры, не привязанные к визуальности Африки. Многие работы российских художников узнаются издалека, лишь мельком отсылая к Африке, реализуя собственные творческие методы (работы
Екатерины Зорькой).
Третьим блоком работ, включенных в экспозицию, стала коллекция фонда просветительских инициатив В. Д. Поленова, которая презентует собрание традиционных масок и скульптур фотографа и коллекционера
Эдди Наваро. Деревянные маски народов (йоруба, догоны, мосси, сенуфо, бауле, луба, акан, бамана и др.) отсылают к ритуальности и мистицизму африканской культуры. Для европейского взгляда маски сливаются в единый поток традиционного искусства без привязки к времени и народу-создателю (этикетаж масок не раскрывает сущность и контекст создания этих предметов). Африка для российского зрителя — это цельное пространство, в котором страны перемешаны и условны. Эти маски будто часть нашей собственной истории, фрагмент увлечения африканистикой живописцев и скульптуров XX века.
Африканское искусство, несмотря на яркость колорита, смешение цветов, экспрессивность, отсылают к животрепещущим проблемам мирового общества. Работы тяготеют к лаконичным формам и высказываниям, даже при кажущемся многоцветии. Художники открывают европейскому и российскому зрителю проблемы не только локальные, но и глобальные. Используя культурные коды и визуальную память общества, авторы реализуют собственные художественные методы, откликаясь на европейские поиски XX и XXI вв. Выставка акцентирует внимание на высказываниях, обращающихся к социальным проблемам, и сразу из этого контекста начинают выпадать российские работы, которые визуально, пытаясь подражать африканскому колориту, опираются больше на формальные поиски, чем на проблематику современного художественного процесса. Многоликость визуального воплощения работ демонстрирует проникновение европейского взгляда на искусство. И несмотря на кажущееся разнообразие техник, форм и видов произведений, хочется еще увидеть концептуальные поиски современных художников в других формах.
Текст: © Анна Корнева. 2023
Фото: © Александра Траубе. 2023
Выставочный проект «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки». Центральный выставочный зал «Манеж». 13 июля 2023 — 3 сентября 2023