Арт-дизайн ар-деко

Или это что-то другое? Можно ли (да и нужно ли) искать дизайн, т.е. нечто, так или иначе оперирующее пользой, в том, что максимально её сторонится, оставаясь в чистом пространстве удовольствия и бесполезности? В Синей спальне Зимнего дворца Государственный Эрмитаж представил необычайно увлекательный экскурс по микрокультуре ар-деко. Стилю, метеором промелькнувшему в 20-30-х годах прошедшего бурного века.

Выставка под названием «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова» показывает несколько волн европейского увлечения первой трети XX века. Тут, в собраниях двух петербургских коллекционеров, представлены – если позволительно обобщать по нескольким десяткам работ – германская, австрийская, французская и редкий образец русской (Георгий Лавров) школ ар-деко. В нём преувеличенная декоративность стала гимном наэлектризованной жизни, не отягощённой невзгодами. Беззаботная игривость этих статуэток аккумулирует в себе именно танцующую радость существования. В том самом временном просвете между катастрофическими мировыми войнами, Первой и Второй, который на «миг» двух десятилетий показался новой инкарнацией «прекрасной эпохи» века предыдущего. А для нас это представляет особый интерес, поскольку на декоративную среду в нашей стране стиль практически не повлиял: в 30-х, после авангардных откровений новых смыслов и форм любые художнические искания практически пали под исполинской поступью «сталинского ампира», а попросту имперской пышности новой мифологии, и «соцреализма». Поэтому нам особенно любопытно познакомиться с праздничной «аполитичностью» стиля, задавшего между тем приёмы тончайшего эстетизма в предметах не-быта.

Выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергей Морозова и Евгения Герасимова»

Модерн, плоть и дух которого стремились красотою преобразовать вещный и духовный мир человека, спустя время перевоплотился в новой геометрии. По пути он потерял «высокие порывы»: ар-деко движим лишь гедонизмом самого бесстыдного и искреннего свойства. Лучезарная «лёгкость бытия», полная бодрой хореографии, тут олицетворяет собой ещё одну из возможных граней красоты. Артистизм и ремесленная скрупулёзность совмещены в композициях, будто излучающих «витамины радости». Впрочем, призрак образов фильма «Метрополис» Фрица Ланга тут также соотносит вычурность стиля с неким антиутопическим будущим. Пышная эклектика этих виртуозно исполненных работ, наверное, может испытывать терпимость взыскательного зрителя, но всё же не приближается к простой эффектации, рассчитанной лишь на секундное внимание. Увлечённая декоративность тут становится таким самодостаточным языком, что заглушает любые возможные восклицания о дурновкусии. Не всё представленное здесь назовёшь примерами высокого полёта искусства – да большинство предметов на это вовсе и не претендует, – но черты времени в его особенной, терпкой и неповторимой ауре тут явлены выпукло, почти антологически.

Выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергей Морозова и Евгения Герасимова». Фото: © Александра Траубе. 2020

Пружинящая экспрессия, томная меланхолия, преобразованная на новый лад античная атлетика, некоторая фривольность и эротичность, нарочитая игривость при жеманной элегантности, причудливая экзальтация фантазийного мира или умиление будничным моментом душевного равновесия – сюжеты вольно танцуют от реализма до выдумки. Специфическая чувственность и наигрыш страсти здесь заключены (даже, я бы сказал, заточены) в неподвижную оболочку, лишённую движения. Они будто пытаются разрушить кокон виртуозно сработанного тела, этого кукольного тела ювелирной копии какого-то лучшего и манящего мира. Здесь в остановленном порыве чудится грациозная недосказанность и ожидание продления этого импульса, схваченного в самом пике своего выражения. Невольно кажется, что всё это – тихий мир лишь на мгновение замерших кукол, где какая-нибудь Коппелия терпеливо ждёт своего заводного ключа, чтобы вдруг начать жить. Натуралистичность фигур, бережное внимание к детализации, буквально любование тонкой их отделкой при живой и точно подмеченной естественности создают очаровательный мир идеальных людей. В каких-то работах видишь предтечу феномена «пин-ап», до известной степени опрощающий эти приёмы, а в каких-то – неожиданно – эстетику копящегося самолюбования нации (я имею в виду спортивные темы немецкой серии, столь сродственные дейнековским «гимнам» развитому телу).

Выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергей Морозова и Евгения Герасимова»

Материалы представленных работ поражают своей выделкой. Совмещение литья и резьбы – техника хрисоэлефантинной композиции – сочетает в себе виртуозную обработку бронзы с тончайшей резьбой по слоновой кости. Воздушная хрупкость и трепетная полупрозрачность кости опирается на филигранно обработанную вещественность металла. И тогда нарочитость жеста, линии и силуэта находит уникальную чувственную форму. Чеканенный и гравированный металл с окраской и золочением становится оправой для тонких образов. Полихромная обработка (далеко не всегда понятная своими таинствами нынешним специалистам) превращает патину на металле в один из инструментов богатой и изысканной палитры, построенной на нюансах. Необходимой и важной частью образа обычно являлся постамент, служащий опорой для скульптуры. Мрамор или оникс придавали ей завершённость.

Выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергей Морозова и Евгения Герасимова». Фото: © Александра Траубе. 2020

Елена Ивановна Карчёва, куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения, говорит, что эти вещи создавались как антитеза прокатившимся по Европе Первой мировой войне и пандемии испанки. Эти вещи должны были радовать глаз, не более. Слишком трудна была реальность и уж очень хотелось противопоставить ей некий концентрат оптимизма. «Очень похоже на нас: когда у нас закончится пандемия, мы тоже ударимся в красоту». Она подчёркивает, что в российских музеях мелкая пластика ар-деко практически не представлена. И для Эрмитажа эти вещи совершенно не типичны. Елена Ивановна обращает особое внимание на работы популярнейшего в своё время немецкого мастера Фердинанда Прайса. Они воплощают давнишние традиции Эрбаха, родного города мастера, с конца XVIII века ставшего одним из европейских центров резьбы по кости. В скобках стоит отметить, что с 1989 года, следуя мировому запрету на использование слоновьих бивней и моржовой кости, гессенские мастера перешли на работу с ископаемой слоновой костью. Отвечая на мой вопрос, чем различаются национальные пристрастия, Елена Ивановна отмечает, что если немецкие темы обращаются к новым для женщин профессиям, спортивной раскрепощённости и энергичному реализму, то французские мастера часто работают с театральными образами. Одним из знаков парижского ар-деко выступает румынский мастер Деметр Чипарус, снискавший себе славу именно во Франции. Но ему нисколько не уступает работа Клэр Жанны Роберты Колине, которая эффектно открывает экспозицию. А имена П. ле Фагуэ, М. Бурена, А. Келети, А. Жильбера, А. Годар, Л. Севен, О. Поэрцеля, Х. Хардерса, Г. Шмидт-Касселя, Б. Заха, Г. Готтштайн (Гердаго) демонстрируют охват широкой панорамы европейского ар-деко, представленного на выставке.

Выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергей Морозова и Евгения Герасимова». Фото: © Александра Траубе. 2020

Разумеется, тут невозможно не заметить волнующего родства с тем, что нами любимо по театральным работам для дягилевских спектаклей. При том что нет достоверных сведений о каком-то прямом участии русских художников в подобных работах, влияния на тамошние пристрастия очевидны. Они ворвались в парижскую культуру как обескураживающий сонм миражей и сказочных превращений. Это не могло не пройти кругами отсветов, оставив ощутимый след во вкусах и стилистических приёмах европейцев. Очевидна преемственность сюжетов и идей, инспирированных эффектной театральщиной «Русских сезонов». Например, не просто модная тогда экзотичность восточных мотивов, а – возможно, не без подсказки Леона Бакста – преобразованная восприятием именно художников из России: сказочным, карнавальным, калейдоскопически праздничным, безудержно-фантасмагоричным, пышным и творчески свободным. Основой для подобных работ могли быть фотографии, запечатлевшие русских танцовщиков в необычных костюмах. Помимо вычурной пластики с разнообразными персонажами, преемственно хороши здесь пост-сецессионные изображения животных. Анималистика, пришедшая к этому времени устоявшейся, точной и выразительной практикой, нашла для себя в ар-деко какие-то новые формы и способы эмоционального вовлечения. Внимательный реализм сплавлен тут с хлёсткой харАктерностью и восточной мерой условности.

Один из участников выставки, коллекционер Сергей Борисович Морозов говорит, что, на его взгляд, параллельно развивающиеся школы ар-деко – например, французская и германская – очень различаются, при том, что остаются характерными отпечатками эпохи. Если уже упоминавшийся немецкий Ф. Прайс множеством изящных сюжетов воспевает здоровое тело и бодрый дух, то французские игривые темы в основном связаны с танцем и театром. К тому же французы выпускали фигуры в разных тиражных размерах, клонируя популярные темы, чего не было заметно у немцев. Яркость этой пластики – не только силуэтная – не в последнюю очередь обязана развитию химической промышленности того времени и найденным новым способам обработки бронзы. Ар-деко экспериментировал с новизной декорирования и уж точно не пытался банализировать уровень исполнительского мастерства. Сергей Борисович замечает, что согласно одному из описаний небольшая скульптурка могла стоить как пара пылесосов, тогда натурально предметов роскоши. Отвечая на вопрос «когда и почему» Сергей Морозов сказал, что к ар-деко он пришёл лет тридцать назад, но вкус к собирательству у него ещё от бабушки.

Выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергей Морозова и Евгения Герасимова». Фото: © Александра Траубе. 2020

Спустя многие десятилетия после забвения, лишь в конце XX века, интерес к ар-деко возник вновь, послужив вдохновением для разнообразных реплик: в интерьерном дизайне, костюме, ювелирном искусстве, кино. А сейчас у нас есть уникальная возможность увидеть мелкую пластику – квинтэссенцию достижений этого декоративного течения, чарующего своей экзальтированной наивностью.

Текст: © Владимир Корольков. 2020
Фото: © Александра Траубе, 2020
Фоторепортаж Александры Траубе с пресс-показа выставки можно посмотреть здесь.

line_900_black.jpg
Выставка будет открыта до 17 января 2021 года.
Напоминаем об ограничениях, связанных с ковид-пандемией, которые следует учитывать при планировании визита в музей.