Границы авторства в тени случайности

Сотворчество автора и случайности. Где пролегает граница в этом союзе и как происходит разделение сил?


Границы авторства в тени случайности. 3 ноября – 3 декабря 2022. Ксения Векшина – объекты. Евгения Игнатова – фотограммы. Куратор – Луиза Абзалова

Главное, что может ощутить зритель, столкнувшись с представленными работами — это ускользание авторского высказывания, спрятавшегося за «случайностью». В своем кураторском проекте я сосредоточена на грани между влиянием воли автора и случайностью, стараюсь определить степень возможного контроля при создании произведения искусства.

Когда разбираешь слово «искусство», «искусный» неизбежно приходишь к определениям «рукотворный», «не природный», «созданный специально». В древних культурах тем «лучше» было искусство, чем больше контроля в нем присутствовало. В классической эстетике и высоком искусстве фактор случайного всегда воспринимался как нежелательный, как ведущий к дисгармонии, хаосу, неопределенности, беспорядку. Искусство всегда стремилось избавиться от случайности в пользу упорядоченного, сбалансированного. Но существует ли искусство там, где нарочно отпускают контроль? Этим проектом я предлагаю рассмотреть работу двух художниц за границами авторства и увидеть как, и в каких ситуациях, они доверяют обстоятельствам при создании своих произведений. Я предлагаю зрителю найти различия и провести параллели в авторских подходах к творческому процессу, и, тем самым, попытаться приблизиться к пониманию того, как соотносятся в искусстве воля автора и то, что ему неподконтрольно.

Границы авторства в тени случайности. 3 ноября – 3 декабря 2022. Ксения Векшина – объекты. Евгения Игнатова – фотограммы. Куратор – Луиза Абзалова

Автор делит авторство со случаем. Евгения использует первичную фотографическую практику, фотограмму — способ получения отпечатка в единственном экземпляре на светочувствительной бумаге без использования линз. Управляя светом и процессом окрашивания, художница оставляет волю случаю, используя нестабильные химические реакции, не соответствующие протоколу проявки. Ее «автор» здесь представлен в роли одного из механических элементов процесса создания. Евгения рассматривает фотографию именно как материал, чтобы начать диалог, а не как отдельный медиум.

Границы авторства в тени случайности. 3 ноября – 3 декабря 2022. Ксения Векшина – объекты. Евгения Игнатова – фотограммы. Куратор – Луиза Абзалова

Но именно медиум, в котором работает Ксения Векшина, раскрывает этот же феномен с другой стороны. Технологически работа со стеклом должна быть очень выверена: химикаты, качество стекла, температура и время обжига — все имеет принципиальное значение и контролируется мастером. Автор, с одной стороны, контролирующий и знающий, с другой, ждущий неизвестного результата — один и тот же человек. Ксения работает со стеклом выверено, медленно и медитативно, воспринимая неизвестность результата как определенную философию своего творчества неотделимо от процесса, не сопротивляясь ей, но и не потворствуя во всем только лишь случаю.

Произведения Ксении, изначально абстрактные по сути своего создания, напоминают нам явления природы: лед, небо, воду. Они вступают в диалог с фотограммами Евгении, созданными из силуэтов реальных предметов или явлений, но ставшими ещё более абстрактными, чем беспредметность стеклянных объектов.

Трансформация образов из конкретных в абстрактные и наоборот происходит без воли на то автора — за границами его влияния, это не продукт его интеллектуального выбора. Одновременно с этим, оба художника изначально намеренно отказались от символики и любого нарратива в своих произведениях. Так, выбор самого медиума или материала для работы и есть основной авторский выбор в создании произведений, после которого вступает второй участник процесса — случайность, фиксирующая в артефактах сиюминутное торжество мгновения.

Текст: © Луиза Абзалова. 2022
Фото: © Руслан Исхаков

line_900_black.jpg

3 ноября – 3 декабря 2022

Ксения Векшина — объекты
Евгения Игнатова — фотограммы
Куратор — Луиза Абзалова 

ANTONOV GALLERY
Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки 88
Вторник – Суббота — 12:00 – 20:00

line_900_black.jpg

Ксения Векшина

Мультидисциплинарный художник, дизайнер. Член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Основные медиумы: графика, объекты. Образование: 2005 – 2011 — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. Факультет «Декоративно-прикладное искусство». Кафедра «Художественная керамика и стекло».

Персональные проекты

2020 – «Что я вижу». Музей Художественного стекла. Санкт-Петербург.
2017 – «Тишина». Выставочный комплекс Елагиноостровский дворец.

Избранные групповые выставки

2022 — The Venice Glass Week. Венеция.
2022 — Точка отсчета. Порт Севкабель. Санкт-Петербург.
2022 — Bullseye Projects. Тг:Transitions in Kiln-Glass. Музей искусств Белвью, штат Вашингтон
2021 — IV выставка Трын-Трава. Москва.
2021 — Международная биеннале стекла. София. Болгария.
2019 — Международная биеннале стекла. София. Болгария.
2019 — Геометрия души. Музей современного искусства «Арт Муза».
2019 — Неделя дизайна. Искусство света. ArtPlay. Санкт-Петербург.
2018 — Мыслить в материале. Выставочный зал Русского музея. Мурманск.
2018 — Дизайн. Конвергенция. Музей истории России. Санкт-Петербург

Избранные награды

2022 — Финалист Tg finalist: Transitions in Kiln-Glass. Bullseye glass Белвью Арт Музей. Вашингтон.
2017 — Бронзовый диплом Всероссийской выставки биеннале дизайна «Модулор-2017».
2011 — Первое место в студенческой номинации Всероссийской выставки биеннале дизайна «Модулор-2011».

Художница придерживается концепции движения «Slow Art», нацеленного на осмысленное отношение к искусству.

Работы находятся:

Собрание музея современного искусства, София, Болгария.
В частных коллекциях Финляндии, Швеции и России
Работы представлены в галереях Reloft Art, Москва
Bizart art, Москва
Arstera, Москва

Евгения Игнатова

Междисциплинарный художник, фотограф. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Основные медиумы: живопись, графика, фотография, аналоговая печать и альтернативные фотопроцессы, тотальная инсталляция. Образование — 2020 – 2022 — Московская школа Мультимедиа и Фотографии им. Родченко и Высшая школа «Среда обучения», мастерская М. Овчаренко «От фотографии к фото-книге». 2021 — Художественно-исследовательская лаборатория «Больше чем проект», преподаватели — М. Морина и Я. Романова, онлайн-курс. 2019 — Образовательная платформа Фото Департамент. Санкт-Петербург. Интенсивный курс по дизайну фотокниг, Николаса Полли, фотографа, графического дизайнера издательства Ciao!Press, Швейцария.

Персональные проекты

2022 — Найти тень в субботний полдень, Поместье Клу, Глебово, Россия.

Групповые выставки фестивали

2022 — 17, галерея Pennlab, Москва.
2022 — Nizina Fest, проект о культуре самиздата Nizina, Самара.
2022 — ГРАУНД зин фест, галерея-мастерская ГРАУНД Солянка, Москва.
2022 — Конструктор, пространство 1.201, Санкт-Петербург.
2021 — Abreast pavilion at The Wrong Biennale, Португалия, онлайн.

Евгения использует различные медиумы, совмещая их для раскрытия связей и абстрактных идей сопряженных с формой в искусстве. В проекте Untitled, представленном на выставке, художница проводит работу по исследованию авторства и пределов контроля.


Луиза Абзалова

Куратор, междисциплинарный художник, дизайнер. Родилась в Казани. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Образование: 2022 — Высшая школа Среда обучения. Факультет Современное искусство. Мастерская кураторов И. Шипиловских, 2012 – 2018 — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, факультет «Монументально-декоративное искусство», специальность «Интерьер и оборудование». 2007 – 2011 — Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина. Специальность «Дизайн»

Избранные кураторские проекты

2020 — Персональная выставка живописи Александра Бирука «Сентиментальная философия» онлайн.
2019 – Выставка сценографии «Театральный приём», Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица», Санкт-Петербург.
2017 – 2018 — Выставка эстампа и скульптуры «Две академии», Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица», Санкт-Петербург.

В своей кураторской практике сопоставляет и сравнивает различные медиа, направления для исследования и анализа.