Блеск барокко

В данном случае «барокко» вовсе не означает прямого калькирования родовых особенностей стиля, то бишь, известных нам по многочисленным архитектурным, интерьерным, скульптурным и живописным примерам Петербурга внешних черт. Напротив, ничего нарочито «исторического» в качестве понятных цитат здесь нет и в помине. Но под барочностью здесь понимается некоторая избыточность – чего не отнять в формотворчестве и мышлении XVI-XVIII веков – т.е. нечто «сверх», выходящее за пределы понятной утилитарности.

Выставка в Конюшенном корпусе под названием «Ювелирный променад» организована Елагиноостровским дворцом-музеем совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников. А от Санкт-Петербургского Союза дизайнеров в ней участвует Александра Траубе. Надеемся, её пример подскажет и другим нашим арт-дизайнерам способы и форматы полезных взаимодействий. Выставка ювелирных изделий интересна и необыкновенно разнопланова. Сдержанная аскетичность и праздничная вычурность работ создают хорошее соседство авторских почерков и провоцируют возникновение диалогов. Поиски смыслов и материальной выразительности рождают необыкновенно богатую картину петербургской ювелирной современности. Тему паркового искусства поддерживает афиша работы Веры Бобриковой и ряд монохромных фоторабот Елены Мураловой «Пион цветёт».

TROFOTO_4447_07052019.jpg

Тонкий баланс между роскошью и кажущейся простотой произведений переливается нюансами, где вновь и вновь возникают созвучия. Энергетическая палитра здесь полярна: от элегичного, прохладного созерцания до жгучей, нервической экспрессии. Эффектная работа с материалами, метафоричность языка, динамичные контрасты, игривость и даже порой потешность как приметы того времени, когда человек Ренессанса обратил внимание на самоё себя, предлагают ассоциации с богатством барокко во всей его непредсказуемости. Вычурность здесь не противоречит искренности, формальная аскеза таит яркие открытия, а геометрическая чистота полна эмоционального напряжения.

baroque_glitter_1.jpg

Каждый представленный автор вписан в собранную «картину мира». Недаром Анна Терещенкова, инициатор этой совместной «прогулки» ювелиров, член секции ДПИ Союза художников, член бюро секции ювелиров, говорит о том, что получается вполне показательный портрет профессионального цеха Санкт-Петербурга: «Сложно ювелирам делать выставки. Самая болезненная тема – это экспозиция. Много разных художников, всё происходит спонтанно, нет никаких возможностей для долговременного проектирования. На этой выставке мы уделили много внимания именно [принципам] экспозиции. Сделана прекрасная композиция, когда это всё так легко и изящно, когда ювелирные изделия парят в воздухе, с намёком на планы барочных садов. И это реальная победа дизайна, который поддерживает и помогает кристаллизоваться искусству. Союз дизайна и искусства, мне кажется, для выставки это – важнейшее. Дизайн экспозиции работает на это искусство, на это пространство и помогает зрителю».

baroque_glitter_2.jpg

Оксана Наумова, занимавшаяся оформлением эскпозиции, так говорит об этом: «У меня два образования: ювелирное и средовой дизайн... Идея возникла сама собой, при обсуждении. Первое, что пришло на ум – роскошные планы садов, барочных. Все трепетно и нежно отнеслись к идее и очень помогали. Перелопачено много материала – я дошла до поэтов барокко, проштудировала открытия того времени. Удивительное время! Сначала я относилась к этому поверхностно. Мне казалось, что в той эстетике нет тонкости. Но человек барокко настолько глубокий, мыслящий... Ювелирные объекты – они как скульптуры в парках. Художники [представленные здесь] очень разные. Нам было сложно собрать всё это в одну экспозицию. Это был колоссальный труд. Мы старались подобрать современные трактовки, чтобы это подавалось каждым автором по-своему, без копирования барочного стиля напрямую... Мне кажется очень важным для таких мелких вещей хорошо продумать эстетику подачи. Это даст каждой работе бОльшую значимость».

baroque_glitter_3.jpg

Изящное оформление выставки блистательно демонстрирует тот уровень экспо-дизайна, когда микс разных авторов, тем и форм воплощён уважительным и аккуратным партнёрством: ни одна работа не обойдена вниманием, и при этом демонстрация их сложного сообщества не превращается в механически собранный калейдоскоп. Сами участники, организаторы и оформители выставки очень довольны не только фактом их совместного выступления – что само по себе стало красивым жестом объединения, – но и тем, как именно это воплотилось, какими дизайнерскими решениями это поддержано. Диагональ витрин мгновенно создаёт вектор прогулки по этим разным впечатлениям. Не сразу считываются абрисы парковых планов Версаля, которые молочно-матовой подложкой приподнимают авторские работы в «парение», но когда расшифровываешь оригинальный «подстрочник», это вносит парадную ноту согласного ансамбля, в котором участвуют очень разные произведения. Остроумная деликатность тут работает инструментом совмещений и рифмования. При этом каждая работа в общем атмосферном родстве остаётся обособленной со своим уникальным образом. А для выставки ювелирных произведений как раз чрезвычайно важно общий хор голосов – с их отдельными интонациями и темами – уберечь от пестроты неразличимости. Здесь это удалось чисто и эффектно.

TROFOTO_4501_07052019.jpg

Светлана Кузнецова, куратор со стороны музея, полна оптимизма и заряженности, и надеется на новое сотрудничество в самых разных формах взаимодействий. А Иван Уралов говорил на вернисаже о «возвращении», когда вспомнил о петербургских традициях художнического соревнования, а также о высочайшем профессиональном уровне работ, представленных здесь.

Ничто не расскажет о ювелирных работах лучше их непосредственного, живого восприятия. Поэтому напоминаем вам о променаде, который состоится тут 18 мая в 18:00. Он организован в рамках акции «Ночь музеев» и предполагает ряд художественных акций: от модного дефиле – а это показ Модного дома Клавдии Смирновой, ювелирных украшений Тины Хмельницкой, Натальи Тарасовой и Александры Траубе – до фотосессии с авторскими ювелирными украшениями и концерта барочной музыки. А мы, СПб СД, по-прежнему остаёмся информационным партнёром выставки – яркого и неординарного события разогревшейся весны.

Участники выставки «Ювелирный променад».

Оксана Наумова
Олег Тихомиров
Анна Терещенкова
Татьяна Тарасова и Наталья Тарасова
Денис Быков
Борис Павлов
Юлия Гоголь
Анна Середова
Елена Максимкина
Владимир Дубровский
Александра Траубе
Вера Наумова
Владимир Наумов
Татьяна Борисова
Тина Хмельницкая
Наталья Устинова
Олег Оркин
Александр Дерябин и Максим Дерябин
Анна Фомочкина
Сергей Новиков
Валентина Соловьева
Мелитина Балабин
Николай Балабин


Текст: © Владимир Корольков. 2019