Обертоны дизайна

Человек, окружённый искусственной реальностью, не всё воспринимает сразу и однозначно: сложный, умный продукт всегда таит в себе богатейшие «призвуки» того, что приходит дополнительно, из глубины идеи и формы, обогащая наше восприятие и поднимая наш пользовательский опыт к совершенно новым высотам чувственности.

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Презентация выставки «Concept Cars: La Grande Bellezza» в галерее «Эрарта» 10 декабря 2020 года.

Концепция как магия. Прототип как овеществление мечты. Идея как путь от миража к осязаемому. Настоящее чудо – быть свидетелями того, как то, что поначалу воспринимается восхитительно дерзким прожектёрством, спустя годы становится новой эстетикой, реальной технологией и привычным набором потребительских свойств, одновременно создавая новое пространство для новой мечты. Выставка концепт-каров в Музее современного искусства «Эрарта» демонстрирует не только итальянскую «классику» и «иконы», те блистательные образцы автомобилестроения, в которых выражается неукротимая мечта двигаться сообразно новым правилам инженерии и красоты, но и самый путь становления автомобиля как технологии, как культуры и как фетиша. Эволюция итальянского автодизайна в одном только имени – Бертоне.

«Наконец-то у нас настоящая выставка дизайна», – сказал на открытии экспозиции Concept Cars: La Grande Bellezza («Концепт-кары: Великая красота») Павел Маркайтис, куратор от музея «Эрарта». Аннотация от имени музея говорит об этом так: «Выставка Concept Cars: La Grande Bellezza – это рассказ о высоких достижениях, непрерывном творческом поиске и эволюции концепт-каров Bertone, прототипов автомобилей, служивших для демонстрации фирменного стиля и новых технологий... В экспозиции представлены шесть концепт-каров Bertone разных лет: аристократичный Alfa Romeo Bella, авангардный Lotus Emotion, высококлассный седан Karisma, «мускулистый» Chevrolet Corvette Ramarro, футуристичный Cadillac Villa и шоу-кар Birusa». 

Генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Алессандро Монти заметил, что выставка представляет творческий путь великого дизайнера Нуччо Бертоне (Nuccio Bertone), где упоминаемые модели – блистательный «шестерик» и подробная хроника на планшетах – иллюстрируют всю историю компании Bertone, от 1912 года до наших дней. Как сказал синьор Монти, то, что сейчас мы находим в серийных моделях, в своё время представляло собой довольно неожиданные инновации. Выставленные 6 моделей происходят из знаменитой коллекции Bertone, в которой собраны 79 автомобилей. Коллекция является частью итальянского культурного наследия (как и некоторые представленные рисунки Бертоне) и выставлена в Аэро-космическом музее-парке Воландия (Volandia) у миланского аэропорта Мальпенса (Aeroporto di Milano-Malpensa) от лица Автомобильного клуба (Automotoclub Storico Italiano), основанного ещё в 1966-м году.

Куратор выставки Энцо Фернаро. Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Куратор выставки «Concept Cars: La Grande Bellezza» Энцо Форнаро. Галерея «Эрарта». 10 декабря 2020

Куратор грациозной выставки Энцо Форнаро, которому с переводом на русский язык помогала Ольга Коготкова, прочёл для пришедших на вернисаж целую мини-лекцию об этих драгоценностях и истории ателье Бертоне. Стоит заметить, что выставки столь же захватывающих проявлений итальянской индустрии и дизайна, а именно автомобилей Lamborghini и мотоциклов Ducatti, сравнительно недавно экспонировавшиеся в «Эрарте», также были подготовлены им. В этом тоже есть определённая преемственность, поскольку Бертоне работал и для Lamborghini. В своём рассказе синьор Форнаро отметил, что представленные экспонаты почти все принадлежат зарубежным по отношению к Италии автомобильным маркам (английской, немецким и американским): исключение составляет лишь «Альфа-Ромео». Но их прототипирование было поручено значительной фигуре итальянского дизайна – Нуччо Бертоне. Что, конечно, свидетельствует о той роли, какую играл итальянский дизайн в становлении мировой автомобильной индустрии. В своё время новаторством Бертоне было также и то, что в своей компании он создал подобие школы, куда привлекал для учёбы на практике молодых разработчиков. Многие из тех, кто прошёл его «центр стиля», впоследствие создали своё собственное дело. Как, например, Джуджаро, который в 1968 году основал инжиниринговое и дизайн-бюро ItalDesign. Эти имена сподвижников Бертоне представлены на выставке отдельными портфолио: от Марио ди Бомона (Mario Revelli di Beaumont), который ещё в 40-х годах предсказал появление публичных станций подзарядки электромобилей, до Майкла Робинсона (Michael Vernon Robinson), который за годы карьеры в качестве сугубо автомобильного дизайнера «отвлекался» на создание скоростного поезда Frecciarossa 1000 или электро-конвертоплана (самолёта-вертолёта) AqustaWestland Project Zero. Проекты ателье Бертоне разных лет создания показывают на выставке разные периоды исканий в том, что должно было определять автомобилестроение на годы вперёд. Именно поэтому не-серийные концепт-кары ценны в качестве свидетельства прогнозирования и новаторства. 

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Cкутер Bertone Innocenti Lambretta Lui 50. 1968

Отдельно Энцо Форнаро обратил внимание зрителей на скутер Innocenti Lambretta Lui 50, открывающий экспозицию. Проект Марчелло Гандини оперировал чертами «космической гонки», чрезвычайно популярной в 60-е (на зарубежные рынки эта модель также выходила под соответствующими образу именами: Luna, Vega, Cometa). Стремительному завоеванию популярности у молодого потребителя, из тех, кого сейчас называют тинейджерами, в том числе способствовала свежая, бодрая цветовая палитра, в которой мотороллер был решён: оранжевый, бирюзовый, ярко-зелёный цвета. В частном разговоре Энцо Форнаро сказал, что подобные выставочные проекты складываются из его кураторской специализации, профессионального интереса к дизайну и личной страсти к автомобилям. Финансирование, организация и согласования таких выставок всегда являются камнями преткновения, крайне осложняющими дело. Начало поиска задаётся идеей. А имя Бертоне, патриарха итальянского дизайна, и уже более чем столетняя история работы его ателье делают такой дизайнерский опыт уникальным. Поэтому хорошее знание материи будущей экспозиции дают основание для поиска партнёров при создании выставки. Кроме того, синьор Форнаро счастлив, что может разделить радость этого проекта с российскими друзьями и надеется на то, что удастся создать совместное дело, например, с Санкт-Петербургским Союзом дизайнеров.

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Концепт-кар Bertone Birusa. 2003

Своё впечатление от увиденного высказали и наши коллеги.

Сергей Хельмянов (преподаватель кафедры «Промышленный дизайн» Академии А.Л. Штиглица, доцент) говорит об уникальности выставки, которая передаёт дух классических итальянских бюро (Bertone, Pininfarina, Ghia), внесших необыкновенный вклад в историю автомобильного дизайна. Сейчас мы находимся на таком этапе развития транспортного дизайна, сказал Сергей, когда эпоха автомобилей как «аватарок» пользователя, выражающих его индивидуализм, безвозвратно уходит. Теперь автомобиль проектируется в качестве промышленного объекта – не как скульптура. Здесь, на выставке, можно насладиться квинтессенцией культуры автомобильного дизайна двадцатого века. Особенной благодарностью Сергей отмечает то, что Энцо Форнаро привозил в Академию Штиглица для содержательного разговора со студентами дизайнеров Ducatti, патриарха автомобильного дизайна Альдо Сессано, да и сам рассказывал там о конкурсе «Сompasso d’oro».

Руслан Чернобаев (директор и учредитель FineStreet Media Group, организатор и президент фестиваля дизайна St. Petersburg Design Week) со своей стороны подчёркивает, что до сих пор Bertone для петербуржцев существовал лишь в качестве картинок: живые объекты были практически недостижимы. Сильное эстетическое впечатление от экспериментальных линий Bertone здесь дополнено историей ателье, представленной хорошо и развёрнуто. Следует благодарить за то, что в такое непростое время составляются подобные выставки. С Энцо Форнаро познакомился ещё на самой первой «Неделе дизайна».

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Исторический раздел выставки «Concept Cars: La Grande Bellezza»

Историческая справка об ателье Бертоне показывает необыкновенные страницы развития автомобильной индустрии и, прежде всего, дизайна. Первые автомобили по привычке воспроизводили устоявшиеся формы каретостроения и далеко не сразу уступили полноценному осознанию идеи радикально иного принципа существования. Нуччо Бертоне получил от отца туринское кузовное ателье Carrozzeria Bertone. Мастерская, предназначенная для создания именно конных экипажей, свой первый автомобильный кузов предложила в 1920-м году. Это была та форма бизнес-модели, когда оболочка автомобиля исполнялась сторонней компанией по заказу автомобильных фирм, среди которых основными партнёрами для Bertone стали Fiat и Lancia. 19-летний Нуччо (на самом деле Джузеппе) Бертоне бросил учёбу в Туринском университете, чтобы полностью посвятить себя этому бизнесу. Удачно накатанное мелкосерийное производство аэродинамичных кузовов для гоночных шасси (Fast, Skat, Ceirano и Alfa-Romeo) позволило ему в 1934 году стать во главе семейной компании. После Второй мировой войны итальянские автокомпании занялись собственным производством кузовов для своих машин. Это погубило многие мелкие специальные ателье, среди которых едва не оказалась и компания Бертоне. Лишь кузов для Giulietta Sprint Alfa-Romeo спас её положение. После дебюта на Туринском автошоу 1954 года за 13 лет производства было выпущено более 40 тысяч экземпляров этой машины. Её всемирная популярность дала новый импульс для жизни ателье Бертоне. К слову сказать, и сама Alfa-Romeo тогда была на грани краха: для сбора денег на производство нового автомобиля проводилась лотерея, где разыгрывались пять сотен будущих машин, существовавших ещё только на бумаге.

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Неукротимое нахальство мечтателя и скульптора, экстравагантного искателя и упрямца создало легенду об итальянском автомобильном дизайне, который и поныне вызывает учащение сердечного ритма. Внезапные, выбивающиеся изо всех правил и привычек, кузовные решения Нуччо Бертоне, а за ними конструкционные и технологические новшества, создавали неповторимый авторский полигон для испытания самых невозможных – порой возмутительно бесстрашных – идей. Он прозревал то, чего не могли видеть другие. Он создавал направления, провоцировавшие и новые технологии и новую эстетику. Новатор во всём, он в 90-е также создал собственную систему автоматизации проектирования, что позволило выйти на новый уровень производства идей и моделей. Её скорострельность (без потери фирменного качества) убедительно иллюстрируется такими достижениями: за год тогда были разработаны 31 масштабная модель, 22 полноразмерных кузова, 13 макетов интерьеров, не считая 9 построенных прототипов и выполнения одного частного заказа.

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Bertone Lotus Emotion, 1991

Сам обладавший отменным вкусом и чутьём, мэтр к тому же умел подбирать в команду выдающихся конструкторов и дизайнеров. Под его именем работали такие необыкновенные мастера, как Франко Скальоне (Franco Scaglione), ведший родословную от флорентийского графского рода, Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro), названный в 1999 году «автомобильным дизайнером века», Марчелло Гандини (Marcello Gandini), едва не ставший в юности музыкантом, и другие. Они и сами по себе обладали незаурядными качествами, сделавшими их имена знаками отличия, но в команде Бертоне благодаря им возникала синергия, излучавшая великолепие суммарного новаторства.

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Chevrolet Ramarro (Bertone), 1984

За многие годы с ателье работали больше десятка автомобильных компаний: от Lamborghini до Daewoo, от BMW до Chery. Перечислять здесь достижения Бертоне и его команды нет нужды – лучше увидеть это воочию в музее. Но есть особенные вехи, отмечающие неординарный путь необыкновенного дизайнера. Например, в своём первом проекте для Alfa Romeo – Alfa Romeo BAT 5 (т.е. Berlina Aerodinamica Technica) 1953 года – ателье Бертоне при участии Франко Скальоне показало залихватское воплощение модернизма при узнаваемых чертах стиля того времени. Уникальные аэродинамические кузова имели невероятно низкий коэффициент лобового сопротивления – для BAT-7 всего 0,19 единиц, что ниже показателей любого нынешнего серийного автомобиля. Сейчас-то эти легендарные машины стали культовыми артефактами. Аукционный дом RM Sotheby’s объявил о продаже этой осенью единым лотом за почти 15 миллионов долларов США трёх автомобилей (Alfa Romeo BAT, модели 5, 7 и 9), произведших фурор на туринском автосалоне соответственно в 1953, 54 и 55 годах. 100-м проектом Бертоне стал специальный Ford Mustang, созданный по подсказке издателя альманаха Automobile Quarterly. Изящный рестайлинг вызвал благодарный восторг самой компании Ford. Но показанный на Нью-Йоркском автошоу 1965 года автомобиль не пошёл в серию, а Нуччо Бертоне пару лет пользовался моделью для себя. Успех компании в 70-е годы позволил перейти с контрактной основы коллабораций к собственному производству: в начале 1980-х FIAT передала Bertone изготовление своих моделей Fiat Ritmo Cabrio и Fiat X1/9, дизайн которых и был создан студией (причём выпускались они с шильдиком Bertone, а не Fiat).

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Bertone Karisma, 1994

На Московском автосалоне 1996 года дизайнер представил невероятную Bertone Karisma, созданную двумя годами ранее для Porsche (на агрегатуре «911»-й модели). Мускулистые обводы заднеприводного автомобиля, не повторяя фамильных черт Porsche, наследовали его духу и энергетике. За внешними габаритами среднего седана скрывался комфортабельный салон высшего класса, а распашные вверх двери – знаменитые «крылья чайки» – действительно обладали собственным характером, оправдывая горделивое имя. Этот приём фактически вернулся от модели Lamborghini Marzal (на шасси Lamborghini Miura), которую от ателье Бертоне тридцатью годами ранее разрабатывал Марчелло Гандини. Тогда же и там же фирма Bertone показала эскизы рестайлинга «Москвичей» и «Жигулей», но большие планы по внедрению в отечественный автопром обрушились из-за смерти маэстро – «российский проект» Бертоне был свёрнут. Свой столетний юбилей компания отметила презентацией в 2012 году радикального и одновременно мемориального концепта Bertone Nuccio, на разработку и постройку которого потребовались 15 тысяч часов, а стоимость оценивалась в два миллиона евро. Имя маэстро тут означало совершенно особенный взгляд на автомобиль, как на средоточие разных энергий: и тех, что можно просчитать, и тех, которые равны алхимическому волшебству.

Выставка: Concept Cars: La Grande Bellezza. Эрарта. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Alfa Romeo Bella Bertone, 1999

Дух эксперимента и предвидения, страсть к преодолению и заданию новых мет, увлечённость художника и точность инженера и, наконец, то, чего никак не потрогать, но вместе с тем невозможно не ощутить – магическое звучание тонов, которые невероятно обогащают грацию и мощь автомобильного дизайна от Бертоне – всё это можно увидеть и почувствовать на выставке Concept Cars: La Grande Bellezza.

Выставка продлится до 11 апреля 2021 года.


Запись выступлений на вернисаже: Александра Траубе.
Текст: © Владимир Корольков. 2020
Фото: © Александр Трофимов. 2020