Ярмарка современного искусства «1703». В будущее возьмут всех
Продолжаем обзор многодневных фестивалей Санкт Петербурга. С 14 по 18 июня прошло масштабное событие, которое было инициировано ПАО «Газпром», ярмарка проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и включена в программу фестиваля культуры Петербургского международного экономического форума «Петербургские сезоны».
Ярмарка «1703» объединила галереи Санкт-Петербурга, Москвы, а также галереи из Турции, Калуги и Нижнего Новгорода. На ярмарке можно было посетить обширную публичную программу, на которой эксперты в области современного искусства делились опытом и знаниями в области экспонирования, дизайна, процессах развития художественного рынка и новых направлений. В онлайн можно познакомиться с галереями, послушать трансляции, которые доступны в соцсетях ярмарки.
Юлия Лобойко, основатель галереи ПАЛАТЫ, на лекции «Развитие коллекционного дизайна в России» рассказала о российском рынке коллекционного дизайна. А представители галерей и искусствоведы участвовали в дискуссии о коллекционном дизайне, его игроках и развитии этого направления. Арт-директор и дизайнер
Андрей Шелютто представил кейсы дизайнерских решений в экспозиционных пространствах на лекции «Экспозиционный дизайн».
Арт-рынок
Ярмарка прошла во время проведения одной из самых влиятельных мировых ярмарок искусства Art Basel. И если на Art Basel в 2020 году была продана работа Джеффа Кунса «Венера из воздушных шаров (Красная)» с его узнаваемыми формами за рекордные 8 миллионов долларов. То на ярмарке в Санкт Петербурге художник
Вильгений Мельников в блоке Pop Up Gallery концептуально играет с формами скульптур Кунса, разрушая его самых известных шаровидных собак и концентрируясь на материальности и фактуре арт-объектов.
Отношения к покупке искусства в городе пока не просты. Продажи невелики, но галеристы с удовольствием знакомят публику с новыми именами и направлениями. Ярмарка продвигает художников, создает площадку обретения новых связей и приучает горожан видеть и покупать искусство. Ярмарка развивает коллекционирование NFT и объектов, а галеристы старались представить локальных питерских художников.
Ощущение праздника
Ярмарка «1703» проходит второй год, занимая прежде незаполненную нишу в городе. На открытии московские галеристы отметили, что ярмарка для петербуржца воспринимается как праздник, в противовес многочисленным ярмарок с пресыщенными москвичами. Блестящие платья, боа, шпильки — публика ждала этого события.
Открытость кураторов и галеристов располагает познакомиться с искусством, отчасти новыми для зрителя объектами. Локальная петербургская тусовка находится в меньшинстве. Но и московские галереи включают петербургских художников в экспозицию.
С точки зрения дизайнерской концепции ярмарка решена в локальном бирюзовом цвете. Голубые оттенки воспринимаются как код Петербурга. Бюджет ярмарки виден невооруженным взглядом. Галеристы и гости отмечают удобные коммуникационные системы, удачное размещение блоков, качественный световой дизайн.
Город как точка притяжения
Если в Москве коллекционирование давно стало нормой. То в Петербурге арт-ярмарки ещё не само собой разумеющееся событие. Покупатели московские, также как и бюджет. Но постепенно ярмарка становится важной точкой для коллекционеров и открытия новых городов.
Тема города развилась в некоммерческом проекте
КGallery. Ленинградская пейзажная школа от городских пейзажей
Альбера Марке, акварельных листов
Николая Лапшина, модернистских локальных по цвету домов
Рихарда Васми может начать восприниматься как отправная точка развития локального искусства Ленинграда-Петербурга, уже не как столицы XIX века, а как локальной художественной среды.
Сегодня галереи ярмарки представляют новое видение городов. Робототехнические представления о городе будущего художника
Саши Генциса и творческой группы ГрОМ в
центре визуальной культуры Béton, которая пропагандирует фотографию от работ XIX века до фотографий с использованием нейросетей и представлений о постапокалиптическом мире. Центр визуальной культуры продвигает концепцию: чтобы не потерять разработки прошлого и смотреть в будущее — нужно видеть и знать, что было ранее. Эту концепцию раскрывают и спецпроекты ярмарки «1703»: от Ленинградской школы до новых технологий.
В блоке Крокин галереи питерский художник
Антон Чумак также смотрит в будущее, проектируя новаторские дома из стекла и металлических шарниров.
Галерея «PENNLAB» представила проект
Анастасии Цайдер «Arcadia», в котором исследуются метаморфозы постсоветского городского пространства как города-сада и мифического места Аркадия, отчасти утраченного золотого века, отчасти послесмертного пространства.
«В будущее возьмут всех»
Одним из акцентов на ярмарке стали цифровые технологии. Раздел галерей выставки с произведениями сайнс-арта, NFT и медиаискусства вступает в диалог со специальным проектом KGallery, посвященного ленинградской школе живописи. Ярмарка современного искусства не отходит совсем от традиционной живописи, а скорей дополняет ее концептуальными предметами дизайна и технологическими объектами. На ярмарке можно было увидеть как развивалось современное искусство и представить куда мы идём.
Смотрите онлайн-трансляции лекций и дискуссий
на платформах ярмарки «1703», а фоторепортаж с места событий можно увидеть
в сообществе «Мойка 8».
Текст: © Корнева Анна. 2023
Фото: © Александр Трофимов. 2023