Металл. Фото. Женщина

В 20 веке художники-интуитивисты окончательно уступили место художникам-конструкторам смыслов, идей и форм. Стихийное творчество, с трудом поддающееся анализу, но оставляющее бесконечный простор для интерпретаций – интеллектуальному искусству, предполагающему не только в авторе, но и в зрителе умение работать с текстом и образующими его символами.


Инсталляция «Танцы на кухне». Инна Гринчель

Давно прошедший XX век объединяет мозаику женских лиц и судеб, представленных на выставке Инны Гринчель: Мата Хари и Любовь Орлова, Марлен Дитрих и Зинаида Гиппиус, Айседора Дункан и Матильда Кшесинская...

Далекий от идеала, принципиально новый тип женщины, сумевшей изменить веками считавшееся определенным женское предназначение, самостоятельно делающей свою жизнь, с беспощадной оптикой зафиксировала Нина Берберова в одном из лучших своих романов «Железная женщина». «Мура» Будберг, единая во множестве имен и обличий, стала символом времени, к которому воленс ноленс возвращается современность с её феминистическом дискурсом.

Йоко Оно. Инсталляция «Танцы на кухне». Автор: Инна Гринчель. 2021

Ключевое для современного искусство понятие палимпсеста явлено здесь с обескураживающей прямотой. Сквозь крупные планы женских лиц просвечивает то графика фолиантов дофотографической эпохи, то интерьер заброшенных пищеблоков, одним словом, затейливый арабеск эпохи, рябь времени. Брутальная советская утварь обозначает гендерный локус, связанный с традиционными сугубо женскими занятиями, с одной стороны, но также вызывающий в памяти понятие кухни, как скрытой стороны явлений и событий. Столкновение грубой материальности рельефа стиральной доски или примитивной формы алюминиевой миски-таза с растиражированными образами красавиц двадцатого столетия и дематериализующей алхимией фотопроцесса рождает очевидную полифонию смыслов и метафор. И в конечном итоге – эффект жамэ вю.

Айседора Дункан. Инсталляция «Танцы на кухне». Инна Гринчель

Смешение разных культурных пластов, относящихся к предмету изображения, материалу и технологии возвращает к «музейной» проблематике исторической традиции и «эзотерики» искусства как такового.

Текст: © Юлия Демиденко, член Международной ассоциации искусствоведов

Бытовая алхимия

Алюминиевый тазик или кастрюля – предмет, лишенный своей функциональности, вытесненный на обочину быта. Найдены эти вещи, условно, на помойке и являются артефактами ушедшей эпохи. Соответствуют функции алхимического котла, в котором вывариваются уже совсем иные артефакты. Изображения взяты с открыток и тематических альбомов начала ХХ века, это элемент массовой культуры. Продуктом является их органическое соединение и рождение нового, трансмутация металлолома в символическое золото. Время и социальные катаклизмы, в которых побывали эти предметы, становятся силой, с которой можно сотрудничать. Знаки времени, маркирующие вещи непарадного быта, сливаются с кинематографом черно-белого кино. Кастрюля, таз, миска – это условный багет, который создает рамку и объектив исторического взгляда. Сковородка, как атрибут жарки котлет или грешников, стала местом алхимических трансформаций культурных героинь ХХ века.

Инсталляция «Танцы на кухне». Автор: Инна Гринчель. 2021

Серия металлических пластин «Танцы на кухне» реализует связь женской сексуальности с рутиной. Кухня, объединяющая мотив всех этих серий, имеет сакральное значение как место реализации жизненного процесса, в котором женщина через преодоление своего эго превращается в бабочку или так и живет в состоянии куколки. Женственность бунтует и кухню превращает в театр. 

Старые стиральные доски со следами использования становятся доской почета для успешных женщин, оставшихся в истории как музы или творческие личности. Стирка личной истории, отрицание своей причастности к рутине и ежедневное возвращение к ней. Герои старательно позируют перед вечностью и получают каплю своего эликсира бессмертия.  

© Инна Гринчель. 2021line_900_black.jpg

Инна Гринчель

Художник, дизайнер, куратор. Закончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица,  член Союза художников России и Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Участник более чем 80 коллективных выставок, в том числе в Государственном Русском музее, Союзе художников России, музее «Эрарта», участник международных проектов. Провела более 20 персональных выставок в России и за рубежом. Организатор и куратор проекта «Балтийская Биеннале Искусства Книги» (проекты 2014, 2016, 2018 и 2020 гг.)line_900_black.jpg

Выставка работает до 20 июня 2021 г.
Галерея «Di Di». Санкт-Петербург, Большой просп. В.О., 62
Режим работы: вт – вс 12:00–19:00
Вход свободный. Посещение галереи возможно после предварительного звонка по телефону +7 921 945-5855
Сайт галереи.