Идеальная пара

С этим материалом искусство и дизайн встретились впервые. Шлак, тот самый, что остаётся после выработки никеля из горной породы, тот самый, что великолепными чёрными и антрацитовыми сопками лежит в заполярной тундре.


Выставка Александра Хромых «Сделаны из Никеля»

«Когда я увидел все эти горы черного песка, я подумал — а как вообще его можно не использовать? Его обязательно надо запустить в арт-процесс! Мы работаем с разными материалами: песок, бетон, гипс, отливая их в базе полиэфирной смолы, эпоксидки. Запустив руку в этот «песок», так похожий на черный вулканический, я ощутил консистенцию никелевого шлака. Я подумал, что это интересный материал, и какой-то эксперимент нужно с ним провести» — рассказывает Александр Хромых, автор выставки «Сделаны из Никеля».

Приехав в 2021 году по open-call в самую северную арт-резиденцию России, в город Никель, на летний сезон «Полярный день-2020», вместе с другими художниками из разных уголков России, Александр сразу же сформировал идею будущего проекта – работа с легендой места. Необычная природа приграничного с Норвегией городка контрастирует с индустриальным пейзажем — высокие горы шлака вплетаются в гряды природных арктических сопок.

Каждый художник скажет сегодня, что в творчестве с новым материалом важен в первую очередь научный и технологический подход — только тогда раскроется его потенциал. «Нужно приехать, изучить место, а не просто почитать о нём в интернете, пообщаться с жителями, открыть для себя местные истории. Мы целенаправленно ищем каких-то интересных людей, чтобы узнать нечто новое» — говорит Александр Хромых, долгое время проживший в Мурманске. Поэтому, первым делом в «Арт-резиденции Никель» Александру организовали с встречу технологами местного производства «Норникель». Неожиданно универсальные свойства материала удивили и дали старт новому арт-проекту и его реализации уже в сезоне «Полярная ночь-2022», где Александр Хромых выступил куратором зимней резиденции. Соединяя в творческом эксперименте никелевый шлак с бронзой, керамикой, гипсом, бетоном, силиконом, художник создавал новые арт-качества казалось бы отработанного материала. Наверное, это даже можно назвать своеобразным актом арт-экологии.

Вот что Александр рассказал о нюансах работы: – «Для шлаковых скульптур я делал формы из силикона, в основном. А чтобы склеить шлаковую крошку, я использовал эпоксидную смолу. Она хорошо отходит от силикона, а вот от гипса отлепить ее очень сложно. Поэтому даже при использовании гипса для форм я покрывал его слоем тонким слоем силикона». С помощью силикона можно заставить металлический шлак быть мягким и подвижным, а используя шлифовку и полировку добиться неповторимой фактуры поверхности скульптуры. Поэтому все предметы на авторской экспозиции «Сделаны из Никеля» притягивали не только взгляды посетителей, но и руки — потрогать разные поверхности неизвестного материала хотелось всем. Однако, полярный характер никелевого шлака довольно колюч, поэтому и работать с ним приходиться зачастую в перчатках, а трогать — с особой аккуратностью. Но его разнообразная фракция — от мелкого песка до крупного, размером с мелкую гальку — это уникальная фактура для арт-объектов. К тому же — материал способен подвергаться высокотемпературной повторной плавке. А, с точки зрения экологичности процессов, это не так актуально. Чтобы сохранить его самобытность и тем самым сохранить историю его рождения, Александр Хромых решил сохранить песочную фракцию, показав всю ее красоту.

Выставка Александра Хромых «Сделаны из Никеля»

В результате творческого эксперимента, результаты которого мы увидели в мурманском Центре современного искусства «21А», центральное место заняли объекты, имеющие привязку к Мурманской области и ее Печенгскому округу. «Дело в том, что, живя в Арктике, ты прекрасно знаешь эти края, но всегда проезжаешь мимо, не замечая, что они из себя представляют.» - комментирует работы художник Хромых. Так, например, Александр отлил из шлака, соединив его с бронзой и керамикой древесные коряги, собранные в окрестностях Никеля. А фигурка слоника — отсылка к гипсовой скульптуре с детской площадке города; кукла-русалка, найденная в Териберке, стала дополнением к шлаковой инсталляции. Китовые хвосты и диковинные растения, напоминающие лишайник из арт-шлака — все это символы Печенгского округа, ставшего в последний год не только актуальным туристическим центром, но самой северной арт-резиденцией, где петербургский художник, доцент Академии им. А.Л. Штиглица Александр Хромых, впервые в истории искусств, использовал никелевый шлак для создания актуальных арт-объектов.

Переработанный материал — идеальная пара для современного художника.

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения

line.jpg

Александр Хромых

Художник, доцент кафедры рисунка Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Участник и куратор арт-резиденции «Никель – Полярная ночь».

Родился 8 октября 1983 году в городе Воронеж, окончил ДХШ в 2000 году в Мурманске. В 2009 году окончил СПБГХПА им. А.Л. Штиглица по специальности «Художник Монументально-декоративного искусства» (скульптура), дипломная работа «Благовещение» выполнена отлично с одобрением ГАК. C 2009 года преподаватель в СПБГХПА им. А.Л. Штиглица на кафедре рисунка. С 2010 — член Союза Художников Санкт-Петербурга, секция «Скульптура». С 2013 — преподаватель скульптуры на кафедре «Кукольный театр» в СПБГАТИ. Работает в творческой мастерской в различных скульптурных материалах (керамика, бронза, камень), а также занимается графикой и акварелью. В его творческом портфолио несколько десятков выставок и проектов, как российских, так и международных.

Арт-резиденция «Никель»

Арт-резиденция «Никель» (полное название «Никель — полярный день, Никель — полярная ночь») — самая северная арт-резиденция России. Она создана на базе Центра социальных проектов Печенгского района «Вторая школа» в 2018 году. Арт-резиденция обладает уникальным расположением: за полярным кругом, на стыке нескольких культур (до норвежского города Киркенес — всего 40 минут пути, до финского Нейдена — около полутора). «Никель» вошел в десятку лучших резиденций России по мнению журнала «Стрелка» и арт-резиденции «Таврида». Творческие сессии арт-резиденции «Никель» проходят дважды в год и называются «Полярный день» (летняя) и «Полярная ночь» (зимняя). Отбор участников — художников, музыкантов, операторов, фотографов, дизайнеров, поэтов и других — проходит через открытый конкурс. В состав жюри входят признанные эксперты российского и мирового уровня. Для участия в одной сессии выбирается не более семи проектов.

Главное для резидентов — проникнуться атмосферой севера и подружиться с местными жителями. По итогам «Полярного дня» или «Полярной ночи» обновляются местные общественные пространства, появляются новые арт-объекты и произведения искусства.