Выставка представляет собой ретроспективу изделий завода за всю его историю существования, начиная с момента открытия, заканчивая авторскими работами современных художников предприятия. Благодаря такому подходу, мы можем проследить историю развития художественных стилей, которая воплощается в предметах быта.
История фарфора уникальна для каждой страны. Изобретение этого изысканного материала приписывают китайским мастерам, которые хранили секреты его производства в течение веков. Лишь в XVIII веке этот секрет стал известен миру. В нашей стране производство фарфора связано непосредственно с деятельностью Императорского фарфорового завода, который был открыт в середине XVIII века и продолжает создавать шедевры сегодня.
На выставке представлены произведения различных стилевых направлений: от барокко до классицизма, от ампира до историзма, модерна и современности. Каждый предмет выставки хранит в себе свою собственную историю и одновременно является частью общей.
Несмотря на различные временные рамки создания, произведения не существуют отдельно друг от друга, их объединяет общая идея, выраженная в слиянии всех видов искусств, таких как живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Именно поэтому выставка интересна не только знатокам и любителям фарфора, представителям творческих профессий, но и вообще всем небезразличным.
Выставка предоставляет возможность увидеть наиболее значимые экспонаты, ярко выражающие свою эпоху, которые несут свои немые символы сквозь время. Чувствуется особое отношение предков к предметному миру. Большинство предметов никогда не использовались в обиходе, имели чисто эстетическую функцию. Они и создавались изначально как коллекционные или подарочные, являлись дополнением пышных церемоний и интерьера в целом.
Особое место в экспозиции занимают сервизы, подражающие национальному стилю разных стран, украшенные обильными орнаментальными росписями. Здесь нужно отдать должное чуткости мастеров, их кропотливой тончайшей работе. Примером такого подхода служат знаменитые сервизы в Китайском стиле – «шинуазери», сервизы в египетском стиле. Несмотря на элементы подражания, каждый стилистический сюжет несет в себе русские национальные особенности.
На мой взгляд, особую ценность экспозиции придают сохранившиеся эскизы к некоторым изделиям – акварельные отмывки. Например, эскиз каминных часов в виде южного портала Руанского собора, созданный в 1829 году неизвестным художником, представлен рядом с оригиналом экспоната, мастерски исполненного в материале.
Проникая все дальше в экспозицию, отмечаем, как с историческим изменением уклада жизни людей, меняется и жизнь предметов. Они теряют былой пафос, отдавая предпочтение простоте и лаконичности форм, о чем свидетельствуют представленные произведения в стиле модерн.
После революции направление производства завода сменило русло. Однако, несмотря на изменения в общественной жизни страны, завод с одной стороны сохраняет традиции производства, с другой – отражает веяние нового времени. Новые идеи находят и новое стилистическое выражение в формообразовании и особенностях декорирования.
Фарфор советского периода, отмеченный основополагающей идеей промышленного массового производства, придает предметному искусству новое эстетическое качество. На выставке представлен один из самых знаменитых фарфоровых сервизов советского времени – сервиз «Кобальтовая сеточка» 1944 года.
Особое место и отдельный зал занимают художественные произведения современных ведущих художников завода. Здесь нам открываются двери в мир авторского, выставочного искусства.
Императорский фарфоровый завод является уникальным предприятием, которому почти за три века удалось пройти целые исторические эпохи, на протяжении которых, постоянно создавалась летопись, запечатленная в фарфоре.
Выставка находится в Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца, продлится до 4 апреля 2020 года.
Фотоальбом экспозиции выставки здесь.