Практика созерцания. Японские мотивы в творчестве современных художников

Есть мнение, что художник, создавая картины или иные произведения искусства, отражает свой внутренний мир, «самовыражается». Но очень часто это не так.


Выставка: «Практика созерцания»


Художник как зеркало отражает внешний мир, который окружает его, пропускает это виденье и чувствование через себя как через фильтр, создавая на выходе некий «дистиллированный» образ мира. Но существует и более сложная практика познания и отражения мира – практика созерцания, когда художник передает не просто видимую составляющую окружающего мира, а пытается постичь его скрытую суть, его гармонию через внешне простые вещи, поэтизируя «красоту в малом». Этот подход свойственен и японскому искусству, в котором ценится простота, взвешенность, внимание к деталям и фактурам.

Когда человек не провозглашает себя «царем природы», а ощущает себя частью ее, равной и соразмерной всему существующему окружающему миру – горе, дереву, листу и цветку, он иначе видит красоту природы: не извне, а изнутри себя. Это мировоззрение переходит и в отношение художника к материалу, с которым он работает: краске, бумаге, металлу, глине, ткани. Это всегда работа на выявление его истинной природы, не насилие и подчинение воле автора, а некое сотворчество, взаимодействие. 

Выставка: «Практика созерцания»

Очень часто одинаковые, схожие действия приводят к появлению схожего результата. Так, в работах петербургских художников можно встретить работы по настроению близкие японскому искусству. Иногда это просто ощущение общности подхода, иногда работа с японскими традиционными технологиями и материалами, или интерпретация любимых японским искусством сюжетов. 

На выставке представлены работы 28 художников, в которых можно уловить влияния и настроения японского искусства. Именно эта созерцательность и гармония объединяет работы акварелистов, ювелиров, керамистов и текстильщиков. Несмотря на разные жанры и материалы, все они создают общее настроение. Обращаясь к японскому искусству, мы удивляемся и учимся умению достигать выразительности минимальными лаконичными средствами, иному принципу композиции, соотношению пустоты, линии, силуэта, внимательному отношению к фактурам и тонкости цветовых отношений.

В акварелях Ольги Лебедевой, Андрея Недоступа и Анны Терещенковой прозрачность акварели и белизна, свечение бумаги, свободное движение кисти и влажной краски создают поэтическое настроение и ощущение легкость.  

Художник по текстилю Алла Богатырева работает в японских техниках традиционного окрашивания ткани. В японском искусстве особое место занимает тема воды и синего цвета. Это имеет отражение в текстиле, сашико, боро, шибори, традиционном узелковом батике, который имеет широкие возможности. Можно передать блики, рябь на поверхности воды, отражение, течение, движение водорослей, стебли тростника, кристаллы и трещины льда, силуэты рыб, брызги. Но в творчестве Богатыревой эти мотивы считываются ассоциативно, угадываясь в абстрактных сине-белых композициях.

Выставка: «Практика созерцания»

В ювелирном искусстве России, как ни странно, японские мотивы представлены довольно широко, в творчестве многих художников можно увидеть отголоски японского искусства. Художников привлекает композиционная острота восточного искусства и нежные природные мотивы. Именно на контрасте этих составляющих рождаются очень выразительные образы современного ювелирного искусства. На выставке представлены работы известных петербургских художников-ювелиров Анны Терещенковой, Олега Тихомирова, Натальи и Татьяны Тарасовых, Ирины Латкиной, Оксаны Наумовой, Владимира Дубровского, Анны Рекант, а также москвичей Екатерины и Игоря Комовых, Анастасии Номар из Хабаровска и ювелира из Тулы Романа Волкова.

Неожиданным образов и в неожиданном материале раскрывается на выставке традиционная японская техника складывания бумаги – оригами. Аллюзия на оригами предстает перед нами в эффектной блузе из шелковой органзы, созданной модельерами Юлией Бунаковой и Евгением Хохловым.

Если продолжить тему работы с материалами и фактурами, то конечно в восточном искусстве особое место занимает керамика. Александра Пылина изучала японские технологии работы с керамикой и создает свои произведения, используя многовековой опыт японских коллег. Её работы просты по форме, но обладают сложным цветовым наполнением, подобны живописи на керамике. Известный петербургский керамист Сергей Соринский представил на выставке вазы, выполненные в традиционной технике дровяного обжига. В городке Гаврилов Ям была построена большая дровяная печь (ноборигама), в которой керамисты могут обжигать свои произведения, соблюдая все тонкости этой древней технологии. Именно керамика, вероятно, самый «японский» из всех материалов декоративного искусства. Поэтому на выставке она представлена наиболее широко.

На выставке представлены работы из фарфора известного петербургского художника Нины Троицкой. В них с удивительной точностью создаются образы природы – поэтические, задумчивые, полные тонкого очарования.

Представленные на выставке работы рассчитаны не на внешний эффект, а на вдумчивое неспешное восприятие, созерцание. По мнению философа Григория Померанца, «лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от «блуда труда, который у нас в крови» (Мандельштам)

Текст: © Анна Терещенкова. 2022