Семнадцать мгновений

Семнадцать тем для двух больших групп участников, датской и российской. Выставка плакатов в Национальной библиотеке – это два зеркальных пласта графических отражений проблем, связанных с программой по искоренению несчастий на планете.


Фото: © Александр Трофимов. 2020

Выставка представляет подборку творческих работ на темы, список которых составляет вербализацию миссии ООН. Миссии, способствующей искоренению или хотя бы уменьшению проблем глобального формата, насколько это может быть в силах разумных государств. 17 тем или Целей (как высоко, с прописной буквы, называют их организаторы) таковы: Ликвидация нищеты; Ликвидация голода; Хорошее здоровье и благополучие; Качественное образование; Гендерное равенство; Чистая вода и санитария; Недорогостоящая и чистая энергия; Достойная работа и экономический рост; Индустриализация, инновации и инфраструктура; Уменьшение неравенства; Устойчивые города и населённые пункты; Ответственное потребление и производство; Борьба с изменением климата; Сохранение морских экосистем; Сохранение экосистем суши; Мир, правосудие и эффективные институты; Партнёрство в интересах устойчивого развития.

С российской стороны в проекте участвовали дизайнеры: Пётр Банков, Эрик Белоусов, Владимир Чайка, Евгений Добровинский, Фалдины (студия), Юрий Гулитов, Игорь Гурович, Эркен Кагаров, Виктор Тяпков, Ольга Ковалёва, Павел Писклаков, Мервин Курлански (партнёр проекта, Mervyn Kurlansky), Жаннет Марк, Юрий Сурков, Дмитрий Рекин, Николай Шток, Наташа Шендрик.

В своём приветственном онлайн-слове Карен Блинкое, председатель правления датской некоммерческой организации CHORA2030, подчеркнула важность международной инициативы «17 Целей в области устойчивого развития ООН», которая теперь нашла воплощение в этой выставке в Санкт-Петербурге. Идея подобного формата родилась в 2016 году, когда были приглашены 17 датских дизайнеров, чтобы каждый из них создал плакат, посвящённый одной из Целей программы. Тогда выставка плакатов демонстрировалась по всей Дании – на художественных и промышленных ярмарках, конференциях, частных, общественных площадках и в музеях, – её увидели около четверти миллиона зрителей. Позже три коллекции плакатов проекта 17FOR17 были показаны во Франции и Нидерландах. Коллекцию датских работ принимали в своих залах штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и Женеве и «Город ООН» (UN City) в Копенгагене.

На открытии выставки плакатов 17FOR17. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Госпоже Блинкое вторит датский графический дизайнер Мервин Курлански, ставший куратором проекта в России: «Я признателен Датскому институту культуры и Хенриетте Борг Рейнхольдт за реализацию проекта в России, моим коллегам – датским и российским дизайнерам, безвозмездно посвятившим своё время и талант для продвижения в России «17 Целей в области устойчивого развития ООН»... За последние двадцать лет пятьсот дизайнеров безвозмездно посвятили своё время и творчество созданию пятисот программ по всему миру, поддерживая инициативы, меняющие нашу жизнь. В среднем это двадцать пять программ за год... Мы желаем, чтобы 17FOR17 также стала глобальной программой, которая на крупномасштабном, международном уровне помогает обратить внимание на важность и насущную необходимость достижения «Целей в области устойчивого развития». За прошедшие четыре года шестьдесят восемь дизайнеров из Дании, Нидерландов, Франции и теперь России, приняли участие в этом проекте, то есть, по одной стране в год».

Андрей Анисимов, заместитель директора Датского института культуры, так рассказывает о событии: «Этот проект интересен с точки зрения международного сотрудничества. Это рефлексия российских авторов на те 17 важных Целей ООН, которые были приняты странами-членами организации как руководство к действию. Это позволяет задуматься о том, что происходит вокруг нас, где мы живём, как мы живём и как нам сделать жизнь лучше. По сути это визуализация миссии ООН. Эти Цели универсальны, и у каждой страны есть планы по их достижению... Мы хотели бы показать эту выставку по крайней мере в регионах Северо-Запада России, как только это позволит сделать эпидемиологическая ситуация, а также в других городах страны. Мы хотели бы с датскими дизайнерами и экспертами провести совместные встречи, обсуждения и семинары. Таким образом, чтобы это было не единичным событием. Хоть никаких предварительных организационных договорённостей с местными властями о развитии проекта у нас пока нет. Но наши партнёры в Мурманске, Архангельске, Петрозаводске этого хотят. Надо понимать, что это самое первое представление проекта в Петербурге. Выставка должна была стать частью большого международного культурного фестиваля – «Недели северных стран» в Санкт-Петербурге (участники: Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия), – но по объективным причинам он в этом году не состоялся и перенесён на следующий год. Поэтому выставка выступает здесь отдельным событием».

Александра Фалдина от себя и команды студии Фалдиных сказала, что «особенно ценно участвовать в проекте сейчас, в период, сложный для всех, так как это вселяет надежду, что жизнь обязательно наладится, и всё будет хорошо. Вирус разъединяет – искусство объединяет. Вирус создает границы – искусство их стирает. Маски закрывают лицо – искусство открывает сердце».

Александр и Александра Фалдины на открытии выставки плакатов 17FOR17. Фото: © Александр Трофимов. 2020

Александр и Александра Фалдины на открытии выставки плакатов 17FOR17. 

Её отец, Александр Фалдин, поделился своими мыслями, важными не сторонним взглядом возможного зрителя, а опытом графического дизайнера, знающего сложные взаимосвязи продукта и потребителя. «Замечательная идея. Глобальная, правильная. То, что здесь участвуют художники разных стран – это нас объединяет. Мнения разных людей совпадают, и это потрясающе. Политики нас разъединяют, а художники объединяют. Что особенно важно в условиях самоизоляции. 
Для Петербурга эта выставка в первую очередь хороша уровнем графической культуры, который на порядок выше того, что мы видим на наших улицах. Эта огромная школа. Кроме того, здесь поднимаются глобальные и важные темы, а у нас этого вообще нет. Только реклама «Купи! Купи!». Социальных плакатов у нас нет. А если и есть, то на улицах мы их не видим: только в интернете или на графических биеннале. Такой плакат должен выйти на улицы города. И я был бы рад, если б наша власть перенимала полезный опыт социального влияния на общество».

В части отсутствия общественно-значимых плакатов я не могу согласиться с Александром: как таковая «социальная реклама» у нас есть, и она размещается при поддержке городского правительства, но её графический уровень катастрофически низок. Поэтому остаётся сожалеть о том, что эти графические работы сейчас не выходят к широкому зрителю. Ведь расширение проекта от масштаба компактной выставки в тиши библиотеки – почти закрытой демонстрации постеров, – до формата городской значимости могло бы (и должно было) сделать обращение дизайнеров громким, заметным, важным для петербуржцев. Тем более что условия для этого имеются: и в подземных переходах, и в вагонах метро. Для подобного формата могли бы быть предусмотрены налоговые льготы (как это и принято в мире), чтобы социальная работа была поощряема. Разумеется, подобный цикл плакатов нуждается в аннотации, которая рассказывала бы о миссии ООН и её высоких Целях. Наша нижайшая информированность о вещах, которые касаются если не всех, то очень многих, несколько удручает. Что ж, будем всё же надеяться, что инициативность и неравнодушие присущи не только графическим дизайнерам.

Дополнительно следует сказать об особых условиях посещения выставки, которая будет работать до 1 декабря. Это связано не только с пандемическими ограничениями (маску и перчатки не забывайте). Сама библиотека информирует о том, что проход к экспозиции, размещённой в её светлом лобби, осуществляется лишь после оформления читательского билета (вот для этого понадобится паспорт), но это занимает всего пять минут и не должно стать обременением. И потом, быть читателем Национальной библиотеки – если Вы ещё таковым не являетесь – неплохой бонус к достойному событию.

Текст: © Владимир Корольков. 2020
Фото: © Александр Трофимов. 2020