Сферы интересов

Государственный Эрмитаж в Пикетном зале Зимнего дворца выставляет один из объектов особенной сферы своей деятельности и попечения – реставрации. Музей регулярно показывает отреставрированные объекты, и это всегда чрезвычайно любопытно. В данном случае это необыкновенный прибор, иллюстрирующий научные знания о мире XVI века. В нём дизайн пышного формотворчества сочетает в себе виртуозную механику, точнейшие астрономические модели «поведения» и декоративные предпочтения своего времени.


Выставка: «Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы в собрании Эрмитажа. К завершению реставрации». 2020

Выставка называется «Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы в собрании Эрмитажа». В обособленной и единственной витрине зала с должным почтением представлен красивый и необычный артефакт. Сама экспозиция, как и факт восстановительных работ – часть обширного и последовательного сотрудничества Государственного Эрмитажа и компании «Самсунг Электроникс Рус», в рамках которого в течение более чем 20 лет уже проведены сложные исследования и реставрация разных предметов, представляющих часовую и музыкальную механику музейного собрания. Кураторами данного выставочного проекта выступили старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Григорий Борисович Ястребинский и заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Петрович Гурьев.

Сияющие гравировкой сферы небесного атласа и земного глобуса под ним – не игрушки для великосветского развлечения. Потому-то они и были вывезены Петром Первым из московского царского дворца в новую столицу на Неве, что представляли собой необходимейшую часть увлечений и самообучения императора. И пусть они воплощают собою тогдашние представления о мироустройстве, где центром вселенной была Земля, это ничуть не умаляет необыкновенной ценности предмета. И достаточной точности его как прибора. Часы совмещают в себе сложную соподчинённую механику и артистично исполненную фиксацию астрономических знаний. Прибор разъёмный: небесная сфера на вычурных крылато-когтистых лапах и земной глобус на деревянном октагоне могут существовать как раздельные, самостоятельные приборы.

Немецкие мастера из Аугсбурга Георг Ролль и Иоганн Рейнгольд создали этот механизм в 1584 году по предположительному заказу Рудольфа II, императора Свящённой Римской империи (он же король Германии, король Богемии, король Венгрии и эрцгерцог Австрии). Кстати, его портрет, созданный шестью годами позже этих часов, вы можете вспомнить по остроумной работе Джузеппе Арчимбольдо, где монарх представлен в виде аллегорического фруктово-овощного коллажа в качестве Вертумна, древнеиталийского бога плодородия и годичных сезонов. Умный, волевой, пытливый и рассудительный, император не чурался оккультизма и алхимии. Абсолютизм и яростная религиозность легко сочеталась в нём с просвещённостью и разнообразными исканиями, что не спасло от упомопомешательства в конце жизни. В Праге Рудольф II собрал колоссальную коллекцию книг и рукописей, картин и монет, минералов и вообще разных редкостей. Город обязан ему и ренессансной перестройкой, и поддержкой учёных, включая астрономов. Их-то труды и вплетены в блистающий прибор, кроме которого в мире известны ещё пять механических подобий. В Россию он попал, возможно, как подношение Ивану Грозному, которое было получено уже его преемником Фёдором Иоанновичем. Часы благополучно пережили в Московском Кремле Смутное время и полтора века спустя оказались в Санкт-Петербурге.

Выставка: «Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы в собрании Эрмитажа. К завершению реставрации». 2020

Не изысканность безделушки, а серьёзная и многоуровневая механика прикладной астрономии отличают этот прибор – возможно, один из любимых у российского самодержца, который и сам отличался алчностью к новым знаниям и ремёслам. Недаром эти часы считаются одними из самых сложных устройств конца XVI века. Определение лунных фаз, времени восхода и захода небесных светил (не только Солнца) с их угловыми значениями, показания «вечного» календаря, а он был рассчитан на период с 1584 по 1620 годы, включая год, месяц, число по Юлианскому и Григорианскому исчислениям, представление соответствующего дате зодиакального созвездия и имени святого – перечень опций механизма с недельным заводом впечатляет. Математика открытий Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилео Галилея сопряжена здесь с геоцентричной картиной мира тогдашнего времени, а реальное положение звёзд при этом отображено максимально точным на тот момент образом. Собственно часы с небольшим циферблатом встроены в небесную сферу в районе Полярной звезды. Час и четверти часа отбиваются двумя бронзовыми колокольчиками. Малый, Земной глобус в отличие от Небесной сферы не механизирован: его положение выставляется по текущему времени вручную. Имеются тут также магнитный компас в основании под глобусом и четверо солнечных часов для согласованной поверки механики. Каждому из графлений теневых часов соответствует свой солнечный лик с 14-лучевой розеткой и физиономией флегматичного небесного наблюдателя. А в завитках растительного декора плакетки можно также узнать принципы нынешнего дизайна и гравированных украшений саксонских часов ручной работы, исповедующих некоторую преемственность в течение нескольких столетий. Суммарно всё это выглядит необыкновенно умно и изящно.

Как рассказал Григорий Ястребинский, один из кураторов выставки и хранитель Фонда научных приборов и инструментов, для эрмитажной коллекции это совершенно уникальный предмет. Будучи частью собрания личных петровских научных и рабочих инструментов, эти часы мало что рассказывали зрителю, да и их неспешность без визуальных фокусов не так эффектна, как в других механизированных приборах Эрмитажа. А утраты за четыре столетия были заметными. Хоть этому механизму необычайно повезло (если учитывать бурные перемены в исторических вехах России): даже пружины оказались годными к работе. Перемещение мемориальной коллеции вещей Петра Великого в Кунсткамеру произошло в 1735 году. Но пожар в ней 1747 года, эвакуация коллекции во время наполеоновского нашествия 1812 года, перенос при Николае I-м в Зимний дворец, вновь перемещение в Кунсткамеру в 1912 году, расформирование петровской коллекции в 1930-м году и распределение её частями по разным музеям, возникновение Музея науки и техники, а затем его ликвидация на волне «бухаринских» процессов, как и позднейшие опасности подвергали прибор (в числе прочих сокровищ, разумеется) всевозможным рискам. Но судьба его хранила.

Выставка: «Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы в собрании Эрмитажа. К завершению реставрации». 2020

Последняя по времени реставрация подтверждается надписью на корпусе прибора, которая называет и время и имя мастера: 1947 год, Веретенников. Первый этап нынешней реставрации был закончен в 2016-м году (прибор участвовал в эрмитажной выставке механических артефактов), второй – в 2018 году. При этой реставрации исследования дрезденских и лондонских аналогов (в Физико-математическом салоне и музее Виктории и Альберта соответственно) помогли специалистам увидеть общие принципы проектирования и изготовления подобных приборов. При том, что лондонский или неаполитанский аналоги лишены цельности: их земные сферы с основаниями утрачены (по словам Григория Ястребинского, вполне возможно, что восьмигранное основание со шкалами солнечных часов, которое хранится в Милане, может принадлежать неаполитанскому прибору, а основание с земным глобусом из коллекции канадского Stewart Museum может относиться к прибору, находящемуся в музее Виктории и Альберта). Часть утрат эрмитажного прибора – например, деревянное основание со скрытым под львиным маскароном ящичком, или гномоны, булавочные штифты, служащие стрелками для солнечных часов, или фигурки Солнца и Луны на основных шкалах небесной сферы – были созданы заново, а сохранившееся приведено в должный рабочий вид. В Эрмитаже это называют «поставить на ход». Т.е. теперь это вновь способный к работе прибор. Правда, вопрос о том, будут ли часы заводиться для публики на манер популярнейшего аттракциона «Часы Павлин», остаётся пока «дискуссионным», поскольку сейчас прибор показывается в двух ипостасях: его механизм демонстрируется отдельно от тщательно «отрисованной» оболочки. Некоторые уникальные элементы требовали и особенного подхода в работе, например, кетгутовые жилы – что-то вроде «приводных ремней», выравнивающих работу пружинных барабанов – некогда они изготавливались из натурального материала животного происхождения.

Реставрационная школа и практика Эрмитажа демонстрирует разнообразие и тщательность в работе, которая помогает сохранять уникальные произведения. А эти часы – не только памятник западноевропейского приборостроения, но и часть русской культуры, воспринимавшей научные поиски и накопления западных соседей. Кстати, представленный прибор является примером первых известных на Руси земного и небесного глобусов.

Выставка будет открыта до 17 января 2021 года.
Понятные ограничения, связанные с мировой пандемией ковид-инфекции, изменили режим присутствия зрителей в музее, поэтому заблаговременно подготовьтесь к визиту.

Текст: © Владимир Корольков. 2020
Фото в статье: с официального сайта Государственного Эрмитажа.
Фоторепортаж Александры Траубе с пресс-показа выставки можно посмотреть здесь.