Здесь будет ваш город

Город находится не только в географическом поле и определяется топографическими рамками, но и существует в культурном пространстве и личном эмоциональном восприятии. На новой выставке в Мастерской Аникушина «Чувство города» можно будет взглянуть на Петербург с неожиданных ракурсов, остановиться и понять, что нас связывает с городом, в котором мы живем.


Фото: © Александр Трофимов. 2022
Открытие выставки «Чувство города» в Мастерской Аникушина 20 декабря 2022 года.

Мы принадлежим различным географическим, интеллектуальным и чувственным пространствам, будь то профессиональное сообщество или арт-коммьюнити, нация или религия, или собственное информационное поле. Одной из самых очевидных территорий, с которой соотносит себя человек, является город. Материальность стен, улицы, любимые места — с одной стороны восприятия, и с другой — облик города в искусстве и культуре наполняет новыми смыслами среду обитания. Санкт-Петербург с самого основания — не просто точка на карте, а идея, символ, мечта. Образ Петербурга уже не первое столетие в фокусе исследователей, писателей, художников и режиссеров трансформируется в зависимости от воли автора, политических и социальных процессов.

Взаимоотношения города и искусства невозможно обойти стороной. Художник ищет свое место на улицах и в общественных пространствах, становясь участником урбанистической системы: стрит-арт, паблик-арт проекты. Следя за этими процессами, художественные институции уже не первое десятилетие смотрят на «искусство в городе», привлекая художников к созданию объектов внутри музеев, создавая выставки стрит-арт художников, в различных формах внедряя их внутрь музея или галереи (видео-арт, фотографии, перформансы и сами объекты). Но может ли сам город стать частью выставочного пространства?

Фото: © Александр Трофимов. 2022

Говоря не об официальном или туристическом образе Санкт-Петербурга, мы наталкиваемся на мозаику представлений о городе, составленную из фрагментов эмоционального опыта проживания в нем не только представителями творческих профессий, но и жителями города. Попытаться сложить эту мозаику из крупиц цветового ощущения, неочевидных символов города, особенностей расположения города можно на выставке в Мастерской Аникушина «Чувство города». 20 декабря 2022 года состоялось открытие выставки современной скульптуры, на которой осмысляется чувственное восприятие мегаполиса, а кураторы предлагают зрителю стать участником диалога об облике города и его жителей.

Фото: © Александр Трофимов. 2022
«У Лукоморья / Мойка, 12». Авторы: Валерий Бытка и Наталья Субботина.

Мы поговорили о выставке с Юлией Мачевской, заведующая филиалом Музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина», отвечающей за концептуальную часть экспозиции: «Мы захотели собрать работы разных скульпторов, которые у них так или иначе ассоциируются с Петербургом, и показать очевидную тему «Город» небанально: через разные истории, через ассоциации, через восприятие разными органами чувств, через запахи, фактуры, вкусы. У нас приняло участие больше 20 участников: от студентов Академии Штиглица до общепризнанных мастеров, таких как Владимир Цивин, Дмитрий Каминкер, Роберт Лотош. Работы объединяет красной нитью сам город. Разное восприятие, предлагаемое скульпторами, роднит желание оставаться в этом месте и ощущение, что они хотят реализовываться здесь, а город является опорой, которая помогает в этом. Мы все ищем опору в чем-либо. И для меня город — очень важная часть самоидентификации. На выставке нам хотелось понять, как люди ощущают город, как воспринимается пространство, где мы живем, где мы выбираем быть и про что это пространство. Город для меня — это точка опора. Это то, что было, есть и будет».

Принадлежность к городу — определяющая часть идентичности человека. Художники ищут свое место в Санкт-Петербурге, транслируют собственное впечатление о нем или опыт проживания, раскрывают потаенные уголки районов, мечтают об идеальном городе и концентрируют внимание на проблемы в нем. Есть те, кто создает собственные пространства внутри города, например, такое как «Деревня художников» в Шувалово, о которой повествует на выставке скульптор Дмитрий Каминкер. Город как живой организм разрастается на карте, попутно теряя и обретая смыслы, вкладываемые в образ Петербурга. О жизни города на выставке размышлял и скульптор Илья Шалашов: «Петербург — своего рода уже выполненный план, и город начинает разрастаться не по плану. И как дальше будет город развиваться? Появляются спальные районы, новостройки, камень старых построек разрушается, проводятся реставрации. Ничто не вечно. И моя работа соотносится с темой круговорота: как город перетекает из одного в другое, и насколько люди могут приспосабливать среду в дальнейшей жизни».

Дмитий Каминкер. «Век-волкодав или Медный всадник»
«Век-волкодав, или Медный всадник для Москвы». Автор: Дмитрий Каминкер.

На экспозиции мы встречаемся и с устоявшейся репрезентацией Санкт-Петербурга: образ Медного всадника, спокойные и никуда не спешащие жителей, водная тема. Но и в этих очевидных аллюзиях мы наталкиваемся на неожиданные трактовки, например в высказывании Владимира Цивина: «Петербург — роскошный средиземноморский город». Классическая архитектура — часть кода восприятия Петербурга. И от этого никуда не уйдешь. Юлия Мачевская отметила, что многие авторы обращаются к теме античности. Маскароны рассказывают истории внимательному слушателю, а в работе «Страж» Антонина Фатхуллина предлагает трансформацию классических скульптур в современном городе. Художник экспериментирует и предлагает внести в привычные скульптурные элементы городской среды что-то, что заставляло бы прохожего взглянуть по-новому на скульптурное оформление в целом, на город, на окружающее пространство, он вносит идею связи между районами, между человеком и искусством, личностью и средой и одновременно границ, которые пронизывают город и его историю.

trofoto_20_12_2022_0052.jpg
Арт-объект «Страж». Автор: Антонина Фатхуллина.

Художники рассуждают и о наследии, которое мог бы оставить город через века, в формах, найденных на берегах Финского залива. В этом дискурсе будет интересно задуматься о словах керамистки Юлии Клоповой: «Петербург похож на далекую звезду, чей свет мы видим спустя столетия, и даже тысячелетия».

Фото: © Александра Траубе. 2022
«Муза и Аполлон». Автор: Владимир Цивин

Это уже не первая выставка «Мастерской Аникушина», которая привлекает зрителя возможностью поиграть с экспонатами, смыслами, прочувствовать фактуры, стать частью художественного процесса. Для создателей выставки музей — это пространство диалога, где важны разные мнения на открытую тему, не только куратора и художника, но и посетителя. По словам Юлии, куратора выставки, отклик для команды музея — барометр настроения посетителей: «Нам важно, чтобы люди, приходящие на выставку, прожили ее. Мы кидаем мостики от художественных произведений к опыту человека, который пришел в музей. В этом проекте мы проводили глубинные интервью со всеми художниками. Их истории можно прочитать и послушать.

trofoto_20_12_2022_0042.jpg
Арт-объект «Еду без рук». Автор: Полина Шумкова. 

Мы предлагаем взаимодействовать с работами скульпторов в игровых зонах: поиграть со светом и тенями, собрать свою композицию, подобрать свою цветовую палитру Петербурга, прогуляться по зин-карте и обратить внимание на предметы под ногами, за которыми стоят истории их бывших владельцев, или написать о самом красивом за последнее время впечатлении, и даже сравнить свой рост с высотой петербургских наводнений за разные годы».

Сталкиваются ли различные восприятия города? Парадный и разночинный Петербург, революционный Петроград и военный Ленинград, официальные символы власти и муралы на новостройках? Символы города меняются со сменой эпохи. Но многое остается, составляя визуальный код Петербурга: наводнения, античные скульптуры, желтая гамма домов… Художники на выставке все так же как и 300 лет назад мечтают об идеальном городе, и вместе с ними кураторы предлагают зрителю освоить городское пространство вне урбанистического исследования, а в поле художественного осознания реальности, которая оставляет след на нашей идентичности.

Текст: © Корнева Анна. 2022
Фото: © Александра Траубе. 2022 © Александр Трофимов. 2022
Фотрепортаж с открытия выставки можно посмотреть здесь.
line_900_black.jpg

Выставка открыта до 19 ноября 2023 г.

Выставку можно посетить в часы работы музея по входному билету.
Режим работы: среда с 12:00 до 21:00, четверг-воскресенье с 12:00 до 19:00 (касса закрывается на час раньше)
Билеты: взрослые – 150 рублей; школьники, студенты, пенсионеры – 100 рублей; дошкольники – бесплатно.
Адрес: Вяземский пер., 8 (15 минут от ст. метро «Петроградская»)
+7 (812) 347-4930