Капсула времени

18 апреля в музее «Эрарта» открывается фотовыставка «Капсула времени» Андрея Стрельникова.

Андрей Владимирович Стрельников, родился в 1983 году. Закончил Исторический факультет СПбГУ. С 2011 года работает в ВОО «Русское географическое общество» в должности заместителя директора департамента Исполнительной дирекции Русского географического общества (штаб-квартира в Санкт-Петербурге).

Начал осознанно заниматься фотографией с 2006 года. Постепенно возник интерес к экстремальной фотосъемке – с крыш и иных труднодоступных точек – в рамках движения городских исследований, более известного как «Urban Exploration». Одновременно с этим, с 2010 года изучал аналоговую фотографию, присущие ей средства художественной выразительности. Выполнил ряд фотографических серий, посвященных образности построек в городской среде, выполнил работу над проектом «Интепретируй!» о трансформации привычных горожанам образов городских доходных домов.

Основной художественный метод – использование фотографии как средства передачи эмоций и ощущений, психологических состояний человека и состояний окружающей его среды, интерпретация объектов окружающей среды, поиск и создание новых образов. В 2010 году, параллельно с увлечением высотной фотосъемкой, начал заниматься визуальными исследованиями петербургской городской среды. Участник многих выставок и проектов, в 2011 году, начал собирать материал для проекта «Капсула времени», посвященного опыту чувственного восприятия оставленных человеком объектов. Накануне открытия именно этой выставки, мы задали Андрею вопросы, могущие расширить взгляд на объекты дизайна. Вещи, материальная сущность которых, для нас так важна. Мы придем, большое значение, тому, как вещь рождается, тому, что предшествует рождению, и совершенно не интересуемся ей, после окончания срока ее службы. Конечно, есть реставрация произведений искусства и желание сделать предметы более долговечными, но все материальное конечно…

Есть ли связь между первозданной красотой вещи или интерьера, здания и эффектностью разрушения?

Хороший вопрос, напоминает, что-то в духе «есть ли жизнь после смерти»? Думаю, что в этом случае все-таки есть. И часто такую жизнь объекта можно продлить с помощью фотокамеры, придав ему новые смыслы.

151A8981.jpg

Очень часто природа вещи предмета, явления определяет его последующую судьбу. Даже после того как объект утратил первоначальную функцию и был заброшен. Так и здесь – некоторые здания могут быть очень эффектными «при жизни» и «после смерти» благодаря своим масштабам, оригинальному архитектурному решению и так далее. А некоторое наоборот, будучи заброшенными и нередко разграбленными, нередко освобождаются от всего «лишнего» и предстают перед фотографом в виде выразительного, порой абстрактного образа. Это в первую очередь характерно для индустриальных построек.

0003.jpg

В части вещей как предметов быта и оборудования могу сказать, что предметы, покрытые слоем пыли, лежащие нетронутыми в интерьере много лет подряд, и являются, пожалуй, самыми эффектными находками. Из самых запоминающихся – обнаруженные на старых реставрационных лесах пыльные этюдники с химикатами 1989-1990 года.

Важна ли для вас жизнь предметов, пока они были новыми и ими пользовались по прямому назначению?

Да, важна, ведь подобные предметы могут нести не только эстетическую нагрузку, будучи частью случайных натюрмортов в покинутых зданиях. Они могут стать эдакими историческими артефактами, немного приоткрывающими окошечко в личный мир своих владельцев.

0002.jpg

0004.jpg

Например, на рабочих местах заброшенных заводов частенько можно найти личные вещи, фотографии и документы. Эти вещи рассказывают о давно ушедшей личной, общественной, производственной жизни. С черно-белых снимков смотрят улыбающиеся люди в спецовках, календари давно ушедших лет все
еще считают трудодни, а найденные в старом бараке книги с ведомостями зарплаты за 1946 год рассказывают нам о непростой доле рабочих в послевоенном городе. Глядя на современные, относительно новые вещи, вы представляете их уже разрушенными временем или событиями? Глядя на вещи, здания никогда не представляю их в руинах. Вообще в заброшенных местах я всегда испытываю противоречивые чувства – с одной стороны как фотограф я рад, но как гражданин я очень опечален судьбой этих мест.

_MG_7324.jpg

Вообще эта выставка о нескольких вещах. С точки зрения ощущений это про попытку как будто залезть в прошлое, попытаться потрогать его руками. С точки зрения фотографии – это, конечно же, про свет, «который смог».

_MG_2744.jpg

Если говорить про субкульутру – это про urban exploration, а если про меня, то мне это просто очень интересно.

Выставка в музее «Эрарта» продлится до 12 июня 2017 года.