Визуальный язык карельского стиля

В конце июля 2020 года в Национальном музее Республики Карелия открылись выставки из серии под общим названием «Северный дизайн: Линии и Формы. История карельского дизайна из собрания Национального музея Республики Карелия (XIX-XX век)».

Выставки созданы в рамках проекта «Лаборатория северного дизайна», победителя грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Выставки адресованы дизайнерам, художникам, ремесленникам, студентам отделений дизайна учебных заведений, а также всем, кто интересуется художественными и историческими особенностями культуры Карелии.
line_900_black.jpg

22 июля – 27 сентября 2020  «Линия времени. Из истории графического дизайна Карелии (XX век)» 
22 июля – 25 октября 2020 «Формы времени. История предметного и средового дизайна Карелии (XIX-XX век)»
27 августа – 25 октября 2020 «ТДТ-55 «Онежец». История одного трактора»
line_900_black.jpg

Команда дизайнеров и научных сотрудников Национального музея Республики Карелия работала над выставкой, рассматривая её с разных ракурсов. На основе фондовых предметов музея были изучены исторические периоды возникновения и развития карельского дизайна, его истоки в ремесле и ремесленных артелях Карелии, а также становление карельского дизайна в советский период, когда предприятия выпускали продукцию массово. Дизайнеры работали с набором предметов, пропуская их через визуальный язык дизайна, изучая их стилистику и эргономику, выявляя общие закономерности всех периодов, отличия группы предметов, и исключения из правил.

karelia_exhibitions_10.jpg

Отказавшись от идеи хронологической структуры и обратившись к художественно-визуальным приемам, организаторы выставки не декларируют и не отвечают на вопрос, что такое карельский дизайн. Они ставят вопросы, вовлекающие в размышления зрителя, предлагая ему занять место организатора, приглашая участвовать в сопоставлении, аналогии, поиске связей. Подготовив выставку и объяснив метод, команда дизайнеров надеется, что зритель увидит визуальный язык карельского стиля. Быстрее всего это послание прочитают люди творческих профессий, так как и опыт визуального языка приобретается через процесс творчества.

В трех витринах выставлены предметы, которые словно три столпа, являются метафорами всей творческой жизни в Карелии. Эти символы: материал (ресурс) – дерево, и труд – ремесленные техники, из гармоничной связи которых возникает культура и ее преемственность;  центральную часть занимает – «Калевала», как высшая точка карельской культуры, повлиявшей на все сферы, в том числе и на карельский дизайн.

karelia_exhibitions_05.jpg

Авторы выставки для визуального представления дизайн-проекта использовали методику составления «moodboard» (палитры настроения), обычно собираемую из предметов-образов и цветовой палитры. Один из мудбордов посвящен природным ресурсам Карелии и материалам, которые получают из этих ресурсов. Второй – людям, которые жили (живут) на этой земле, их труду и производству (промышленности). В размещенной на них информации нет очевидной системы, поскольку это подборка фотографий и материалов подчиняется внутренней логике и связям, которые используют дизайнеры для наиболее полного погружения в интересующую среду: визуальный строй, сенсорно-тактильная игра, эмоциональное включение, личное восприятие, документалистика, юмор. То есть вся прямая и смежная информация из фото и предметов, которая способна передать, охарактеризовать и сгенерировать идею выставки.

karelia_exhibitions_09.jpg

Формы времени. История предметного дизайна Карелии (XIX-XX век)

Национальный музей впервые обращается к теме истории дизайна Карелии.  2020 год дал несколько важных поводов для этого обращения: республика отмечает свое 100-летие, проводится фестиваль «Петрозаводск – столица российского дизайна», в музее осуществляется проект Фонда В.Потанина «Лаборатория северного дизайна».

karelia_exhibitions_04.jpg

Карельский дизайн сформировали местные особенности климата и красота природы, традиции и менталитет жителей. Его важными чертами являются богатая природная палитра, использование долговечных материалов, натуральность, гармония с природой, простота изготовления, эргономика и связь с культурными традициями коренных народов Карелии. 

Выставка отражает историю развития предметного дизайна в XIX-XX вв. К XIX веку относятся предметы, чьи формы создавались на протяжении столетий и складывались как симбиоз практического осмысления и эстетического вкуса мастеров Карелии. Расписные и резные прялки, домашняя утварь, вышивка и крой традиционной одежды предстают в качестве основы для дальнейшего развития художественных традиций края. Эта тема развивается в предметах XX столетия через показ продукции артелей 1920-30-х гг. («Карельская береза», «Заонежская вышивка»), швейного и обувного производства Петрозаводска 1940-50-х гг., керамического производства комбината «Прионежский», изделия комбината «Карельские сувениры», лыжной продукции и мебели Сортавальского мебельного комбината. 

karelia_exhibitions_11.jpg

Подобранные по признакам художественных характеристик, предметы предстают перед посетителем как послание о дизайне Карелии, предлагая ему попытаться интуитивно прочувствовать его общий строй, стилистические особенности, эргономику. Подсказками будут служить характерные для карельского дизайна формы, материалы и цвета, созвучные с природой и отражающие культурные традиции Русского Севера.

Куратор выставки: Екатерина Логвиненко.
Дизайн: Евгения Маккоева, Лада Дымкина, Александра Маркова

«Линия времени. Из истории графического дизайна Карелии (XX век)»

Графический дизайн – разновидность дизайна, суть которой – визуальная коммуникация, образное выражение идей при помощи изображений, шрифтов и т.д. Из всего многообразия этого вида дизайнерской деятельности и ее результатов, на выставке представлены прикладная печатная графика (типографика), оформление книг.

karelia_exhibitions_03.jpg

Термин «графический дизайн» впервые появился в начале XX века. В это же время социальных революций происходит становление советского дизайна. Новой стране нужен новый визуальный язык для агитации, просвещения, рекламы. В его становлении приняли участие ведущие художники-авангардисты, такие как Э. Лисицкий и А. Родченко. 

karelia_exhibitions_01.jpg

Появление советского графического дизайна практически совпадает с началом становления Республики Карелия. Пропаганда социально-политических идей советской власти, развитие экономики, образования, социалистической культуры и национальных языков, потребовали развития искусства плаката, новых печатных СМИ, книгоиздания и соответствующих профессий. Эта деятельность стала значимой в жизни республики с момента ее основания и остается актуальной и в наше время. Выставка организована по принципу «ленты времени» и включает отдельные образцы афиш и плакатов советской эпохи 1918 – 1989 годов из собрания Национального музея Республики Карелия. 

В центре внимания авторов выставки – особенности визуального языка произведений печатной графики, отражение в них культурной и социальной жизни республики в разные десятилетия XX века, региональных традиций и символов, использование приемов типографики и изобразительного искусства. Среди экспонатов также представлены несколько книжных изданий эпической поэмы «Калевала», увидевших свет в Петрозаводске с 1935 по 1985 год. «Калевала» – фольклорно-литературный бренд Карелии, культурное наследие, в работе с которым развивалось карельское искусство, региональный графический дизайн и полиграфия. 

Кураторы: Денис Кузнецов, Евгения Маккоева
Тексты: Мила Бузова
Дизайн: Тамила Асанова
В подготовке выставки участвовали: Диана Проц, Евгения Алексеева, Алена Кантышева, Екатерина Логвиненко.


Выставка «ТДТ-55 «Онежец». История одного трактора»

27 августа в Петрозаводске на «Комариной тропе» (Литейная пл., д.3, вход в арку, прогулочная зона за ДЦ «Ямка») откроется выставка «ТДТ-55 «Онежец». История одного трактора». В 17:00 открытие выставки будет транслироваться онлайн в группе Национального музея Республики Карелия в социальной сети «Вконтакте» по ссылке.

Выставка посвящена истории промышленного дизайна Карелии и рассказывает о его наиболее известном проявлении – проектировании и производстве тракторов на Онежском тракторном заводе. 
Инженеры конструкторского бюро ОТЗ за усовершенствованием трактора ТДТ-55. 1966 г. Крайний слева - Токовой Вадим Николаевич, следующий за ним - Бек Ким Асланчериевич. Фотограф - Майстерман С.А. Фотографии из собрания Национального музея Республики Карелия.
Инженеры конструкторского бюро ОТЗ за усовершенствованием трактора ТДТ-55. 1966 г. Крайний слева – Токовой Вадим Николаевич, следующий за ним – Бек Ким Асланчериевич.  Фотограф:  Майстерман С.А. Фотографии из собрания Национального музея Республики Карелия.
Ключевое влияние на современный дизайн оказало развитие массового заводского производства в XX веке. Модель рационального массового производства сформировалась после изобретения сборочно-поточного конвейера в 1913 году, внедренного в автомобильное производство Генри Фордом, американским промышленником. С тех пор массовое производство основывалось на системе разделения и квалификации труда, стандартизации и серийности продукции, сменных деталях, механизации с конвейером. Такая модель повысила скорость производства, увеличила прибыль и потребовала планового дизайна. 
Все эти особенности присущи производству тракторов для лесозаготовительных работ на Онежском тракторном заводе (ОТЗ). Онежский завод – одно из старейших промышленных предприятий России, которое было перепрофилировано в тракторный в 1956 году.

Конвейер сборки тракторов ТДТ-55А "Онежец" на Онежском тракторном заводе. 1976 г. Фотограф Ким Бек. Из собрания Национального музея Республики Карелия.
Конвейер сборки тракторов ТДТ-55А «Онежец» на Онежском тракторном заводе. 1976 г. Фотограф Ким Бек. Из собрания Национального музея Республики Карелия.
Выставка рассказывает о самом знаменитом и массовом изделии ОТЗ – легендарном тракторе ТДТ-55 «Онежец». ТДТ-55 разработан конструкторами завода на рубеже 1950-1960-х годов как первый в мире трактор-гусеничное шасси для монтажа всевозможных технологических машин, работающих в условиях бездорожья и бескрайней северной тайги, свойственной северу России.

При выборе темы выставки кураторы учитывали место, где она будет размещена – это прогулочная «Комариная тропа», которая находится на бывшей территории первой площадки завода между Литейной площадью и жилым комплексом «Александровский». С двух сторон тропы установлены памятник первенцу карельского тракторостроения ТДТ-40, и арт-объект «Онежский комар», в основе которого также использована эта машина. Напротив выставки – арт-кластер «Синий коридор», оплот творческих индустрий Петрозаводска.

На выставке представлены фотографии и документы из собраний Национального музея Республики Карелия и Галереи промышленной истории.

line_900_black.jpg

Национальный музей Республики Карелия

Петрозаводск, пл. Ленина, 1. Справки по телефону: (8142) 55-96-70 (доб.171).
Сайт | е-mail | Группа в ВКонтакте