Практика обмена дарами между отечественными правителями и восточными монархами имеет давнюю богатую историю. Связи русских земель с государствами и городами Средней Азии существовали еще в допетровскую эпоху. Средневековые источники, например, нижегородские хроники, упоминали о подобных контактах. В ту далекую пору они носили, преимущественно, торговый характер. Так в летописях XIV в. сохранились свидетельства о посещении волжских берегов бухарскими и юргенскими (хивинскими) купцами.
Куда более тесные и, главное, стабильные отношения с «восточными странами» завязались в XVI в. в Московском государстве. Этому поспособствовал многократный взаимный обмен посольствами на самом высоком уровне. В столицу к Ивану IV прибывали со щедрыми дарами представители таких крупных торговых городов Средней Азии, как Самарканд, Балх, Хива, Бухара. Также двор Ивана Грозного почтили визитом и привезли подарки посланники персидского шаха.
По давней традиции, утвердившейся в странах Центральной Азии, знаковые подношения правителям, привезенные торжественными многолюдными делегациями, включали в себя несколько групп даров. Одна из них — то, что можно было демонстрировать широкой публике и, таким образом, создавать резонансный образ самого дарителя. Сюда обычно входили крупные звери, экзотические для тех земель, в которые их отправляли. Например, из источников XVI в. известно о слоне, присланном из Ирана и жившем в Москве. Документы XVII-XVIII вв. сообщали о подаренных государям и наследникам роскошных конях-аргамаках, а также о шкурах барсов и обезьян (увы, эти звери живыми не смогли добраться из персидской столицы до Московии).
Другая группа традиционных «восточных» подарков — драгоценные шелковые ткани: атласы и бархаты, самоцветные камни и готовые украшения из благородных металлов, узорчатое золотое шитье и ковры, пышные праздничные наряды, оружие и конская амуниция, созданные лучшими местными мастерами. Персидский и среднеазиатский текстиль, а также ювелирные изделия пользовались широкой популярностью при дворах западных и восточных правителей, были желанными приобретениями для состоятельных людей той эпохи. Источники XVI-XVII вв. порой были очень скупы и не останавливались подробно на составе «восточных даров», привезенных посольствами в Москву. Однако можно предположить, что в этом качестве венценосным особам присылали шёлковые и хлопчатобумажные ткани с локальными орнаментами, серебряные и золотые изделия с кораллом и бирюзой, полихромные ковры. Такие выводы основаны на свидетельствах об аналогичных подарках, которыми обменивались правители государств Центральной Азии друг с другом, а также на рассмотрении более поздних посольских подношений, схожих с теми, что представлены на выставке ««Дары Востока. Средняя Азия и Россия во второй половине XIX — начале ХХ века». Ведь эти края не зря славятся верностью давним традициям! Кроме того, отправляя обильные дары русским царями и их семьям, восточные владыки часто сами писали о желании получить ответные подарки (источники называют их «поминки»). Просили охотничьих птиц, высоко ценившихся при шахских и ханских дворах, колокола или, даже прекрасных девушек.
Главной целью визитов среднеазиатских делегаций в XVI – начале XVIII в. было создание на взаимовыгодных условиях стабильного рынка между их землями и Россией. В Казань, Тобольск, Астрахань и Москву восточные купцы собирались везти свой местный традиционный текстиль, ювелирные материалы, одежду и аксессуары, а также товары, из Индии и Ирана. Сами они планировали закупать пушнину, поделочную кость, кожу изделия из дерева и металла.
Примерно со второй трети XVIII в. из-за общего упадка среднеазиатских государств дороги региона стали небезопасны. Разгул разбойников и кочевников постепенно свел многие торговые связи на-нет. Так прежние пышные посольства к российским самодержцам потеряли свою актуальность. Исключение составил только визит делегатов из Бухары к Екатерине II после разграбления пугачевцами отправленного в российские земли каравана. Местные купцы надеялись после длительного перерыва возобновить прежнюю торговлю с русскими. Собрать этот караван в условиях упадка Бухары было нелегкой задачей. Именно столь значимая потеря вынудила бухарцев организовать посольство, снабдить его дарами и обратиться с переговорами о возмещении ущерба к российской государыне.
В придворных журналах хранятся отчеты о приеме послов из Бухары и перечне подарков, привезенных для императрицы, наследника и некоторых высокопоставленных придворных. Восточные гости снова привезли в Россию коней-аргамаков, драгоценные сбруи , седла, парчовые попоны и чепраки для них. Традиция подобных подарков сохранилась на протяжении всего XIX в. и продолжалась до 1917 г.
Богато украшенная упряжь составляет значительную часть экспонатов выставки «Дары Востока. Средняя Азия и Россия во второй половине XIX – начале ХХ века». В каждом из четырех залов представлены драгоценные элементы и комплексы конской амуниции. Особенно пышными и торжественными были сбруи, создававшиеся в Бухаре. Удила и оголовье отделывали мозаиками из бирюзы со вставками из крупных сердоликов. На ремни наносили узоры-плетенки, подвешивали гирлянды лунниц и крепили бляхи в форме стилизованных цветов хлопка. Они служили и декоративными элементами, и также выполняли охранную функцию оберегов. Седла и стремена покрывали полихромной росписью с цветочными орнаментами близкими по форме и цвету к тем, что распространены в традиционной бухарской керамике. Подпружные ремни оформляли яркими икатами и простегивали контрастными нитями.
В бухарских парадных комплектах конской амуниции украшали абсолютно все части экипировки, даже те, которые не видны. Примером служат бархатные, расшитые традиционными локальными орнаментами подседельные подушки и потники из даров эмира. Попоны и чепраки — покрывала для коней, вошедшие в экспозицию, также богато декорировали вышивкой шелковыми и шерстяными разноцветными, серебряными и золотыми нитями. Бухарское золотое шитье издревле ценилось и славилось в Средней Азии. По многовековой традиции. такие вышивки создавали только мастера-мужчины.
В двух залах третьего этажа выставочного центра, где разместились дары бухарских эмиров, кроме образцов золотого шитья, представлены предметы, созданные в технике шахрисабзской вышивки. Она происходит из города Шахрисабза, что близ Самарканда. Самые крупные заказы на такие вышивки делали восточные правители, среди которых были эмиры Бухары. Мастерицы на основе из плотной ткани стяжками из шелковых и шерстяных нитей создавали узоры, полностью покрывавшие изделие. Орнаменты, как правило, были связаны с текущей модой, что отражалось на цветовом решении, сочетании и расположении всех компонентов. Преобладал растительный декор: стилизованные цветы хлопка, тюльпаны, вьюнки, розетки, миндалевидные элементы. В экспозицию вошли три халата, целиком вышитые шелковыми нитями швом «ираки», с подкладкой из иката. Также в каждом из залов можно увидеть по большому ковру, вышитому шелком в шахрисабзской технике. Существует версия, что в них могли заворачивать подарки при подношении. Данные предметы созданы между 1870-1890 гг.
На выставке «Дары Востока. Средняя Азия и Россия во второй половине XIX – начале ХХ века» зритель может познакомиться с российскими наградами, которые были пожалованы с дипломатическими целями восточным правителям и их приближенным. Например Звезда Белого Орла, Знак ордена Св. Анны 2-й степени для нехристиан. Также для поддержания дружественных отношений в Бухаре создавали медали и ордена, предназначавшиеся для российских императоров, их подданных, а также для местных военных. В то же время сохранялась давняя традиция эмиров одаривать халатами отличившихся.
В зале, посвященном подаркам из Хивинского ханства (Хорезм), выделяются предметы вооружения с особенно богатым декором. Это ножи карды с костяными рукоятями, украшенными крупными самоцветами (бериллы, турмалины, кварцы) и ножнами, покрытыми чеканными серебряными пластинами с золочением. На ножнах расположено несколько двойных поясов из мелких кабошонов знаменитой хорезмской бирюзы, считавшейся одной из лучших в мире, благодаря насыщенности и чистоте цвета. Ножны украшены стилизованными розетками и мотивами вьюнков, которые проникли в творчество хивинских мастеров еще в период контактов древнего Хорезма с эллинистической культурой. Клинки обоих этих ножей также украшены золочением, как и лезвие сабли шамшир, и двух церемониальных топориков. На каждом из них, предназначавшихся в подарок императору и наследнику, сделаны памятные дарственные надписи: «Обитель ислама Хорезм 1331» (указан год хиджры, т.е. это — 1912 – 1913 гг.).
Оригинальны украшения ружья мастера Пехлеана Маназа Хорезми, преподнесенного ханскими посланниками Николаю I. Шейка ложи выточена из дерева в форме головы мифического чудовища, кусающего приклад. В верней части она переходит в металлический декор основания ствола в виде фантастического зверя. Из его пасти продолжается ствол, а на голове сидит золоченый скорпион.
Вышитый пояс с золотыми бляшками. Золото, изумруды, рубины, бериллы, турмалины, шпинели, альмандины, топаз, кварц, аметисты, хризопразы, нефрит, стекло, серебряные. Золотые и шелковые нити, басма, парча. Бухара. До 1889.
Конская амуниция из Хивы тоже присутствовала среди даров российским императорам. Из комплекса этих подарков происходит комплект из стремян, покрытых серебром с узорами (стилизованными волнами и спиралями) и деревянного седла с инкрустациями из кости. Такая техника, иногда называемая «дамасской мозаикой», была очень популярна в Магрибе, на ближнем востоке, Иране и в Средней Азии.
На выставку также попали попона и подпружный ремень, созданные из бархатных икатов. В отличие от бухарских аналогов хивинские предметы декорированы только с лицевой стороны.
Бархатом отделывали парадное снаряжение для лошадей и в Кокандском ханстве. На выставке демонстрируется подобный комплект, переданный через посланников Александру II. Особенностью оформления оголовья с удилами и наперсей (нагрудных ремней) было использование объемных фигурных бляшек на налобных и нащечных ремнях. В них делали полихромные вставки из стекла и прозрачных самоцветов, под которые подкладывали фольгу. Сами ремни расшивали бархатом, золотом и серебром, а также зигзагами из мелкого жемчуга. Яркость и обилие золотых элементов еще одной кокандской сбруи, представленной на выставке, подчеркивается мозаикой из пластин бирюзы на серебряной основе. Также обращает на себя внимание седло, полностью покрытое золотом, с инкрустациями драгоценных самоцветов.
Конское снаряжение, богато украшенное холодное оружие, пышные изделия из местных тканей, драгоценные аксессуары представлены в комплексе подношений и Бухары, и Хивы, и Коканда. Но только среди кокандских даров присутствуют лук с колчаном, стрелами и поясом. Массивный лук красного цвета, колчан и пояс украшены узорчатыми чеканными накладками из золоченого серебра и темно-зеленого бархата.
В экспозицию также вошло значительное количество архивных материалов. Среди них копии фотографий, созданных в 1870-х — 1910-х гг. Благодаря архитектурным снимкам, зритель может познакомиться с обликом и состоянием дворцов восточных правителей, чьи земли оказались в самых тесных связях с Российской Империей во второй половине XIX в. Например это «Коканд. Дворец Худояр-хана» Н. Ордэ (вторая пол. XIX в.), «Ханский Дворец. Хива» Г. Кривцова (1873 г.).
Реплики портретов хивинского хана Асфандияра и бухарского эмира Сеид-Алим-хана» (оба 1911 г.), созданные в уникальной авторской технике цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским, позволяют увидеть лица тех, кто выступал дарителями роскошных драгоценных предметов, представленных на выставке. Тематические выдержки из журнала «Нива» конца XIX в., посвященные приездам восточных высокопоставленных гостей в Санкт-Петербург, служат замечательными примерами исторического источника, который передавал настроения современников, ставших свидетелями этих визитов в столицу империи.
Воспроизведенные интерьерные фотографии и акварели XIX-XX вв. показывают примеры хранения и экспонирования коллекций восточного оружия в императорских резиденциях. Это — графика П. Рошкуля «Царскосельский Арсенал Турецкая комната» (1857 г.), панорама Восточной залы экспозиции отделения Средних Веков императорского Эрмитажа (1888 – 1915 гг.) и др.
Данный выставочный проект продолжает оригинальную серию выставок центра «Эрмитаж Выборг», посвященных дипломатическим подаркам. Авторы и кураторы проекта отмечают, что некоторые предметы впервые представлены широкой публике. К выставке издан иллюстрированный каталог, где кроме сведений об экспонатах опубликованы небольшие статьи о посещениях среднеазиатскими посольствами Петербурга, приемах в императорских резиденциях восточных монархов и их посланников.
Создателям экспозиции удалось наглядно продемонстрировать уникальность локальных традиций декоративно-прикладного искусства Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств и общность черт культуры и художественного творчества территорий Западного Туркестана рубежа XIX- XX вв.
Текст и фото: © Мария Назарова. 2023