В Китайском музее дизайна открылась выставка «Мы построим новый мир»

В Китайском музее дизайна Китайской Академии художеств CDM of CAA в городе Ханчжоу открылась выставка «Мы построим новый мир». Проект готовился с 2019 года Китайским международным музеем дизайна Китайской академии художеств в сотрудничестве с 23 международными учреждениями. Выставка посвящена инновациям в дизайне в Советском Союзе, и это первая в Китае крупномасштабная выставка по этой теме.


© China Design Museum

Разделы выставки охватывают театр, архитектуру, ремесла, предметный, графический дизайн, дизайн одежды и транспортных средств.

Экспозиция построена на демонстрации инновационных и оригинальных идей в советском дизайне. Те идеи, к которым страны Европы и США пришли годами позже самостоятельно, либо взяв за основу те, которые были обнародованы Советской Россией и СССР, но не обрели массового производства. Что очень важно – они не были запатентованы на международном уровне и становились легкой добычей других стран. К тому же, СССР, не подписав почти до конца своего существования ни одного международного соглашения в области авторского права и патентоведения, сам занимался заимствованием западных или японских технологий и изобретений, перерабатывая их под возможности своей промышленности.

Так же надо отметить, что в СССР дизайн не являлся средством продвижения товаров и изделий на внутреннем рынке, в отличие от капиталистических стран, а промышленность и вовсе не была приспособлена к восприятию дизайнерских идей. Авторского права практически не существовало, а продукция дизайнера принадлежала государству в лице заводов, институтов, предприятий и т.п.

Все эти факторы не способствовали тому, чтобы великолепные, оригинальные идеи и разработки советских дизайнеров становились массовыми изделиями внутри страны и за ее пределами.

Применение интерактивных технологий (инсталляции, анимации, мультипликация и голография) повышают зрелищность и «восприимчивость» зрителей к представленному контенту. Сегодня мало кто читает длинные аннотации к отдельным экспонатам, особенно к длинным разделам. Отдельные «экспонаты» должны были стать «действующими», чтобы публика могла не только их «потрогать руками», но и с помощью современных технологий стать творцами и создателями чего-либо – музыки, графических композиций, дизайна. Чрезвычайно важно было продемонстрировать максимально больше количество макетов и моделей, начиная с тектонов Каземира Малевича и «Летатлина» Владимира Татлина, до экранопланов Алексеева и дизайна космических кораблей. Учитывая недостаток времени и организационные трудности, так как большинство моделей находятся в Москве и Санкт-Петербурге в различных частных и государственных коллекциях, они были изготовлены в Китае по макетным чертежам.

Выставка разделена на три зала:

— Русский художественный и архитектурный авангард 1917 – 1933 гг.

20-е годы – строительство нового во всех областях жизни и, прежде всего, человека завтрашнего дня. Впереди Мировая революция и победа идей социализма-коммунизма на всем земном шаре. Для первого десятилетия Советской власти была чрезвычайно важна пропаганда, провозглашение и утверждение в народных массах новых ценностей, идей и целей. Вот почему праздничное оформление городов страны к годовщинам революции, агитационная пропаганда – агитпоезда, агитпароходы и самолеты, транспаранты, плакаты, по праву можно считать массовым дизайном. Это так же нашло свое отражение в экспозиции. 

В Китайском музее дизайна Китайской Академии художеств CDM of CAA в городе Ханчжоу открылась выставка «Мы построим новый»

© China Design Museum

© China Design Museum

© China Design Museum

© China Design Museum

© China Design Museum


— Становление СССР (эпоха сталинского ампира) 1934 – 1955 гг.

30-е–50-е годы СССР – страна строитель первого в мире социалистического государства и центр международного рабочего и коммунистического движения. Выставочные павильоны, газетные киоски, трибуны, остановки транспорта, павильоны Советской России и СССР на международных выставках. Фантастический город в городе – гигантский комплекс Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства в Москве и станции метрополитена. Во всем этом принимало участие огромное количество архитекторов, художников, дизайнеров, поэтов, композиторов, кинематографистов.

© China Design Museum

© China Design Museum

© China Design Museum


— Советский модернизм и постмодернизм 1955 – 1991 гг.

1950-е-80-е годы – это страна победившего социализма, ставшая могущественной мировой державой и лидером социальных преобразований, отправившая первого человека в космос. Страна, которая по замыслу своих руководителей должна в ближайшее время построить коммунизм. Централизованное управление, военизированная промышленность и отсутствие рынка как такового, казались непреодолимыми препятствиями развития дизайна в СССР. Однако в начале 60-х годов именно эти факторы, собранные вместе, позволили в кратчайшие сроки создать, как теоретическую и экспериментальную базу промышленного дизайна, так и наладить массовое производство. Появилось много классных образцов, и этот период по праву считается золотым веком советского дизайна, когда многие разработки (мебельные сборные конструкторы или контролируемые дистанционно элементы «умного дома») предшествовали массовой продукции западных компаний.

© China Design Museum

© China Design Museum

© China Design Museum

© China Design Museum

© China Design Museum



line_900_black.jpg

«Мы новый мир построим!»* – история советского дизайна 1918 – 1991» /17 марта – 10 июля 2022

Международный Музей Дизайна (China Design Museum CDM) Китайской Академии Искусств, Ханчжоу, Китай. При поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Китая

Организатор: China Design Museum at China Academy of Art
Директор – Hang Jian
Куратор – Андрей Чернихов, Москва
Сокуратор – Zoe Zhang, Ханчжоу

Выставка подготовлена Архитектурным благотворительным фондом имени Якова Чернихова (ICIF).

Концепция дизайна: Андрей Чернихов, Владимир Кузьмин, Zoe Zhang.
Дизайн экспозиции: China Design Museum (CDM), MIG ARCHITECTS
Транспортная компания: Art Courier
Экспонаты предоставили: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург; Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород; Нижегородский технический музей; Музей речного флота завода «Красное Сормово», Нижний Новгород; «Galeev Gallery», Галерея «Веллум», Heritage Gallery, Galerie Alex Lachmann, «Книжная галерея Вольфсона», «Лавка старины», Студия Smirnovdesign, Инженерный центр «I-Design», Модный дом Olaparle, Мастерская Романа Королёва, Лаврентьев Александр Николаевич, Колейчук Анна Вячеславовна, Романов Азат Рафилевич, Усова Светлана Алексеевна, Архитектурный фонд имени Якова Чернихова, Андрей Чернихов, Sergo Grigorian Collection.
Цифровые копии: Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва; Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва; ФГБУК «Российский национальный музей музыки», Москва;
Авторы статей каталога выставки:
Андрей Чернихов, куратор выставки, архитектор, президент Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова.
Александр Лаврентьев, историк искусства, дизайнер-график, проректор по научной работе Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
Николай Васильев, историк архитектуры, кандидат искусствоведения, доцент Московского строительного университета.
Алексей Сазиков, кандидат искусствоведения, ведущий специалист отдела инноваций и издательских проектов Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.
Консультанты: Ольга Дружинина – искусствовед, директор по развитию Московского музея дизайна; Евгений Корягин – дизайнер; Юрий Назаров – дизайнер, почетный президент Союза дизайнеров России, член-корреспондент Российской Академии Художеств; Азат Романов - дизайнер, историк дизайна, коллекционер.

Концепция выставки:
Выставка посвящена трем основным периодам истории советского дизайна, которые, помимо идеологии и ценностей, объединяет невероятная устремленность в будущее, построение новой социальной модели совершенного общества и воспитание нового человека. Оригинальные идеи советских дизайнеров, архитекторов, конструкторов, художников, рожденные в парадигме построения общества Будущего, опережали свое время. При этом в силу недостаточного развития промышленности и культуры массового производства часто не могли быть реализованы. Главной особенностью дизайна в СССР на всех трех этапах развития была его «государственность», в отличие от «коммерческого характера» дизайна западных стран. Государство принимало непосредственное участие в становлении и формировании дизайна как отрасли. Советские дизайнеры стремились построить принципиально новый мир, где воедино соединялись наука и техника, искусство и фантазия. И что важно, советский дизайн оказался способным компенсировать недостаток эмпатии государства к собственным гражданам.

1. «НОВОЕ»
Русский художественный и архитектурный авангард 1917-1933гг.
Поиск форм будущего. Строительство нового во всех областях жизни и, прежде всего, человека завтрашнего дня. От оформления революционных праздников до создания ВХУТЕМАСа и индустриальной моды.

2. «ВСЕ ВЫШЕ» …
Становление СССР (эпоха сталинского ампира) 1934-1955гг.
Дизайн под сенью архитектуры «Большого стиля», когда архитектура грандиозных комплексов, новых городов и инфраструктурных объектов подчиняет
себе остальные проектные искусства.

3. «ПЕРВЫЕ!»
Советский модернизм и постмодернизм 1955 – 1991 гг.
Первый спутник Земли и первый человек в космосе. Космос как мощнейший источник инноваций на Земле. Создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). Золотой век советского дизайна.

Помощники куратора: Архитектурный фонд имени Якова Чернихова: Алиса Русинова, Людмила Сысоева, Елена Рудницкая, Константин Камоев, Александр Кинзерский;
China Design Museum CDM: Halina Troshyna, Zheng Ying, Lu Yi, Zhou Shiyin, Wang Shen, Yang Jingsong, Guan Junle, Pan Chenghao, Halinskaya Katsiaryna

Museum Team
Installation Coordinator: Hu Jia
Public Education & Promotion: Liu Yilan
Administrative Coordinator: Wang Jianhong, Wang Na, Ma Ying
Collection Coordinator: Gao Yuan, Gao Miye

*В названии использована строка из «Интернационала», который с 1922 по 1944 годы был гимном СССР.

Материал подготовлен: Азат Романов
Фото: © China Design Museum