Исаму Ногучи — художник-кочевник

Исаму Ногучи — кто он? Скульптор? Дизайнер? Проектировщик? Его нельзя отнести к одному направлению в искусстве. Он — всё и везде.

Исаму Ногучи впитал в себя любовь к природе от японцев, авангард от американцев и понимание формы от Константина Бранкузи. Никогда не понимая, кто он такой — он стал человеком мира, интернациональным вариантом дизайна, впитавшего в себя самое лучшее и создавшего неповторимые предметы искусства, пользующиеся популярностью по сей день.

Исаму Ногучи

В 1900 году Ёнэдзиро Ногучи поехал в Америку, чтобы написать свой первый роман на английском языке «Американский дневник японской девушки». Однако ему требовалась помощь редактора, поэтому он выложил объявление в газете, на которое отозвалась американская писательница Леони Гилмор. Роман закрутился так же быстро, как произошло и их знакомство. Их недолгий и искромётный союз стал основой для создания фильма «Леони» (2010) и книги «Леони Гилмор: Когда Восток женится на Западе» (2013).

Ёнедзиро Ногучи, Леони Гилмор
Ёнедзиро Ногучи и Леони Гилмор

Ёне Ногучи оставил возлюбленную одну на шестом месяце беременности. Но союз Востока и Запада, «смелость» романа двух творческих людей породил великого деятеля искусства — Исаму Ногучи (с яп. Исаму — «смелость»)

В 1906 году мать с двухлетним сыном приехали к Ёне в Токио. Всё это время Леони пыталась наладить контакт с отцом Исаму, однако поддерживать любовный союз у них не удалось. Исаму и его мать постоянно разъезжали по Японии, что сильно повлияло на психику мальчика. Его границы понимания к какой национальности и стране себя отнести были размыты. Но, может, это и стало благословением, которое затем выразилось в его творчестве?

Первый опыт в ремесле будущий дизайнер и скульптор получил, когда был подмастерьем у японского столяра, строившего дом Леони Гилмор. Именно он и привил любовь к природным материалам и простоте Исаму Ногучи. Творческие задатки в сыне заметила мать, которая отправила своего сына, обучающегося ещё в средней школе, в США.

В 1918 году Исаму переезжает в Индиану, где знакомится с доктором Эдвардом Рамли, создавшего школу в Ля Порте, куда и поступил будущий дизайнер. Закончив её, японо-американский юноша продолжил тесно общаться с Эдвардом Рамли. Благодаря ему Исаму учился на подготовительных медицинских занятиях при Университете Колумбии, а также попал на практику к скульптору Джону Гутзон Борглуму, автору известного Рашморского мемориала.

Джон Гутзон Борглум
Джон Гутзон Борглум

Гора Рашмор: Мемориал президентам США.
Рашморский мемориал. США. 1925 г.

Два месяца американский скульптор учил юношу, после чего заявил, что из него никогда не выйдет скульптор. Исаму Ногучи это высказывание задело, он сфокусировался на медицинском образовании, но ненадолго. Любовь к искусству не покидала будущего скульптора и дизайнера.

В 1924 году Леони, переехавшая в Нью-Йорк, предлагает Исаму пойти в вечерний класс скульптуры в художественной школе им. Леонардо да Винчи, где преподаватель и итало-американский скульптор Онорио Руотоло был глубоко впечатлён работами Исаму Гилмор и устроил его первую выставку.

Onorio Ruotolo
Онорио Руотоло в своей мастерской

После обучения в школе им. Леонардо да Винчи, Исаму поменял свою фамилию на Ногучи (до этого он творил под фамилией матери) и решил сфокусироваться на скульптуре. Он бросил университет, устроил свою первую мастерскую и стал членом Национального Общества Скульпторов.

Однако нужно было двигаться дальше, найти учителя, который смог бы развить навыки. И в 1926 году Исаму Ногучи увидел выставку Бранкузи в галерее Бруммера, которая вызвала настоящий резонанс среди общественности. Её осуждали, критиковали, обсуждали. Но Исаму Ногучи влюбился в искусство Бранкузи и решил, что именно у него ему нужно обучаться.

Обучение под крылом известного французского скульптора стало идеей «фикс», к которой Исаму твёрдо шёл. Он получил стипендию Гуггенхайма, которой удостаивались те, кто продемонстрировал исключительный творческий потенциал или исключительные творческие способности в искусстве. С 1927 года Исаму обучался в мастерской Бранкузи на протяжении двух лет в Париже. Это было больше похоже на какую-то сказку, двух великих деятелей искусства свела сама судьба! Сам Ногучи говорил так о знакомстве с Бранкузи: «В такой великой удаче, как эта есть что-то божественное и неизбежное».

Константин Бранкузи научил японо-американского скульптора работе с камнем, ввёл в художественное современное общество и познакомил с работами Пабло Пикассо и Хоана Миро. Влияние учителя будет прослеживаться в работах Ногучи на протяжении всей его деятельности.

Константин Бранкузи
Константин Бранкузи

Вернувшись в Америку, японо-американский скульптор провёл ряд выставок, где выставил свои парижские абстракции и начал зарабатывать портретной скульптурой. Но всё это было не его. Исаму чувствовал, что в своём творчестве он не может выразить всего себя, не хватает знаний, не хватает опыта.

Тогда он решил отправиться в путешествие. Он учился в Пекине рисованию тушью, в Японии вдохновлялся японскими садами и работал с керамикой, был во Франции и других странах. Он впитывал в себя всё как губка и воплощал свои знания в работах.

Первые его работы не похожи на то, какого мы знаем его сейчас. «Ундина» 1926 года — одна из ранних работ Ногучи. Отличается текучестью форм, натуралистичностью. Можно сказать, что она классическая, совсем не то, что мы привыкли подразумевать под творчеством Исаму Ногучи.

Исаму Ногучи рядом со скульптурой «Ундина», 1926.
Исаму Ногучи с «Ундиной», 1926 год.

В начале творческого пути продолжается линия «реалистического» искусства. Скульптурные портреты пользовались большой популярностью. В них он сочетал полученные знания из путешествий и творческого опыта. Однако в своих работах он ещё не так искусно сочетание Западное и Восточное влияние. Например, в портретных скульптурах он использует те материалы, которые больше присущи национальности или профессии изображаемого. Портрет Марты Грэм, танцовщицы и подруги Исаму Ногучи, выполнен в бронзе, что ассоциируется с Западным искусством. В противовес этой работе можно поставить «Портрет моего дяди», сделанного в керамике, что ассоциируется с Японией и востоком в целом.

Портрет Марты Грэм. Бронза. 1929 год. Honolulu Museum of Art. Портрет моего дяди. Керамика. 1931 г. МоМА
Портрет Марты Грэм. Бронза. 1929 год. Honolulu Museum of Art. Портрет моего дяди. Керамика. 1931 г. МоМА

Путешествия Исаму Ногучи — важная часть его творчества, которая не покидает его на протяжении всего его творчества. В 1936 году он переезжает в Мексику, где знакомится с Диего Ривера и Фридой Кало, с которой у них завязывается короткий, но страстный роман. От своих коллег он наследует социально-политические настроения и новые техники, в том числе с бетоном. Итогом их общения стала работа «История Мексики» (1936 г) — рельеф, выполненный из бетона на политическую тему, чего раньше не было в творчестве японо-американского скульптора.

История Мексики. Бетон, краска. Мехико, Abelardo L. Rodríguez Market. 1936 год
История Мексики. Бетон, краска. Мехико, Abelardo L. Rodríguez Market. 1936 год

Новым этапом в жизни и творчестве Исаму Ногучи стало нападение японцев на Перл-Харбор в 1941 году. По приказу президента Ф. Рузвельта были созданы лагеря, куда были схвачены и депортированы японо-американские граждане. Здесь они содержались на протяжении всей войны. Хотя Исаму Ногучи родился и жил в Америке, имел американское гражданство, он отправился в лагерь в Аризоне добровольно, показав свои активистские настроения. Так он говорил о своём решении: «Я отвечаю, что из-за моего особого происхождения, я очень остро ощущал эту войну и хотел служить делу демократии наилучшим способом, который казался мне открытым».

В лагере Исаму Ногучи читал лекции об искусстве и работал в столярной мастерской, пытаясь превратить мрачный лагерь в более гуманную среду. Изначально правительство обещало помочь Ногучи с реализацией его идей, однако поддержки не последовало. Он понял, что его пребывание в лагере — абсолютно напрасно. Отчаявшись и разочаровавшись, он с трудом смог освободиться и уехал из лагеря.

Опыт жизни в лагере сильно повлиял на творчество скульптора. Его работы становятся всё абстрактнее, но более наполненными по своему содержанию. В работе «Двойная красная гора» (1969 г.) Исаму Ногучи воссоздаёт свои ощущения от сурового необъятного пустынного ландшафта Аризоны, который так глубоко запал в его душу.

Двойная красная гора. Красный иранский травертин. 1969 год
Двойная красная гора. Красный иранский травертин. 1969 год

В 1970-х годах был снят документальный сериал «Мир в войне», где в 22 серии появился сам Исаму Ногучи, поделившийся своим опытом проживания в лагере для японо-американских граждан.

После «самозаточения» в лагере, Исаму Ногучи начал ещё больше трудиться над искусством не только в скульптуре, но и в дизайне. Первой работой скульптора в сфере дизайна можно назвать радионяню (RadioNurse), которую он создал для фирмы Zenith. В 1932 году годовалого сына авиатора Чарльза Линдберга похитили и убили, что вызвало волну ужаса среди американцев. Тогда было решено создать аппарат, который сможет помочь родителям «быть рядом» даже на расстоянии. Через несколько лет после создания приёмника его признали иконой промышленного дизайна.

Здесь Исаму Ногучи соединил Запад и Восток воедино. Сама форма отсылает к традиционным японским шлемам, используемых в кэндо (японское искусство фехтования). Со стороны Запада был заимствован новый материал — бакелит, внешне похожий на дерево.

Приёмник RadioNurse. Шлем для кэндо
Приёмник RadioNurse. Шлем для кэндо

Исаму Ногучи стал известен миру не только в роли скульптора, но и дизайнера. Самой известной его работой стал журнальный столик «Noguchi Coffee Table» (1944). Сам Исаму считал его своей лучшей работой. Столик состоит из плоских элементов: две одинаковые деревянные ножки, соединенные друг с другом одним винтом так, что они образуют треугольник и опору для треугольного со скруглёнными углами стекла. Простота формы, чистота материала и отсутствие декораций взяты из японской культуры. Также важно сказать и о том, что Ногучи в своих дизайнерских работах применяет те же принципы, что и в скульптуре, видя во всём — скульптуру.

Однако у кофейного столика Исаму Ногучи был прототип, больше похожий на арт-объект, нежели на столик.

Noguchi Coffee Table. Anson Conger Goodyear Table
Noguchi Coffee Table. Anson Conger Goodyear Table

Помимо этого столика, Исаму Ногучи создал культовую серию «световых скульптур», чем вдохновляются дизайнеры по сей день. Это светильники с бумажными абажурами ручной работы, вдохновлённые японскими традиционными бумажными фонариками «тётин». В этой серии светильников Исаму Ногучи соединил японское искусство и современные западные технологии в виде электричества. Ногучи говорил о светильниках Akari так: «Резкость электрического света возвращается с помощью магии бумаги к своим истокам и первооснове всего света — Солнцу».

Akari Light Sculptures
Akari Light Sculptures

Однажды полюбив эстетику дзен-садов в Японии, Исаму Ногучи не мог не вернуться к ландшафтному дизайну в своём творчестве. При создании «Сада мира» скульптор и дизайнер опирался на традиционные принципы японского сада. В нём есть озеро, река, мост и различные виды деревьев, а плавные линии являются аллюзией на японскую каллиграфию.

Сад Мира. Париж, рядом со штаб-квартирой ЮНЕСКО. 1956 – 1958 гг.
Сад Мира. Париж, рядом со штаб-квартирой ЮНЕСКО. 1956 – 1958 гг.

Исаму Ногучи перенял из японского искусства и само видение пространства, где всё должно быть взаимосвязано и взаимодополняемо. Нельзя пространство рассматривать без того или иного объекта, но нельзя объект рассматривать вне контекста. Поэтому и в ландшафтных дизайнах Исаму Ногучи всё рассматривается как единое целое.

Sunken Garden. Нью-Йорк. 10 скульптур Исаму Ногучи.
Sunken Garden. Нью-Йорк. 10 скульптур Исаму Ногучи.

В 1980-х годах востребованность в работах Исаму Ногучи не падает, а наоборот растёт. В год своей смерти, 1988 году, он работает над планом 400-акрового парка для Саппоро, проектирует скульптуру для аэропорта Такамацу и получает награды.

Оставив после себя огромное наследие, Исаму Ногучи нельзя сейчас мыслить как скульптора, ландшафтного дизайнера, проектировщика или художника. Он создал множество произведений в разных техниках и материалах: от керамики до металла, от скульптур до мебели. Через всё своё творчество он пронёс любовь к миру и двум полюсам – Востоку и Западу, объединив мир с помощью искусства и вдохновив будущих деятелей искусства.

Текст: © Образцова Ева, искусствовед. 2023