Йозеф Мюллер-Брокманн. Swiss Design
9 мая 1914 года родился швейцарский графический дизайнер, художник, типограф, писатель и педагог Йозеф Мюллер-Брокманн (Josef Müller-Brockmann, 1914 – 1996 гг.). Именно он придумал Swiss Design — стиль, на котором построен весь графический дизайн второй половины 20-го столетия; более того, активно нёс его в массы. Сегодня мы публикуем статью Фёдора Гейко, впервые вышедшую в журнале «Проектор» №30, любезно предоставленную главным редактором журнала Митей Харшаком.
Первое имя, которое ассоциируется со швейцарской типографикой и интернациональным стилем, — это, безусловно, Йозеф Мюллер-Брокманн. Он, как никто другой, является главным пропагандистом того, что сейчас ассоциируется с типографикой 1950-х и 1960-х годов. Влияние его творчества на современный дизайн безгранично, и очень многое из того, что сейчас происходит в типографике, так или иначе базируется на его принципах, основные из которых — беспрекословное требование объективности и нейтральности, тотальный отказ от антиквы в пользу гротеска, модульная сетка и документальность фотографии вместо свободно интерпретируемых иллюстраций.
Плакат фестиваля Musica Viva. 1959 год. Плакат фестиваля Musica Viva. 1958 год
Мюллер-Брокманн — ярчайший представитель цюрихской дизайнерской сцены, именуемой не иначе как «цюрихская мафия», в которую помимо него входили такие общепризнанные авторитеты, как Ханс Нойбург, Карло Виварелли, Зигфрид Одерматт, Рихард Пауль Лозе и многие другие. В отличие от представителей Базеля, дизайнеры Цюриха придерживаются строгих дизайнерских догматов и полагают, что творческая свобода — это пережиток прошлого и у современного дизайнера все должно быть подчинено исключительно параметрам интернационального типографического стиля. Наибольшую известность Мюллер-Брокманн завоевывает благодаря многочисленным концертным плакатам и своим публикациям, по сути, манифестам интернационального стиля.
Begegnung mit der Form. Обложка, 1966 год
Йозеф Мюллер-Брокманн родился в 1914 году в небольшом швейцарском городке Рапперсвилл неподалеку от Санкт-Галлена. Он учится сначала два года на графического дизайнера, затем в течение двух лет повышает квалификацию в школе прикладных искусств в Цюрихе и впоследствии в 1936 году открывает собственное ателье, ставшее с начала 1950-х годов кузницей молодых специалистов, среди которых такие дизайнеры, как Йорг Хамбургер, Руеди Рюегг, Нелли Рудин и многие другие. К списку многочисленных клиентов ателье принадлежат различные гиганты, такие как Швейцарская железная дорога, Rosenthal, IBM Europa и Olivetti.
Плакаты фестиваля Musica Viva. 1957 год
Малоизвестный факт, но на начальной стадии Мюллер-Брокманн занимается иллюстрацией в довольно свободной манере — это рисунки для детей, карикатурные и абстрактные зарисовки. В середине 1950-х годов происходит радикальное переосмысление творческого подхода Мюллера-Брокманна к профессии дизайнера, он хотя и продолжает считать, что каждый дизайнер должен уметь рисовать, но придерживается взглядов, что современный мир требует прогрессивного языка выражения. Выразительность и форма важны, но являются второстепенными и обязаны подчиняться содержанию, а не интерпретировать и украшать его.
Gestaltungsprobleme des Grafikers. Обложка, 1961 год
Документальность, четкость, ясность и отказ от чрезмерной эмоциональности — основные параметры, которые транслируют месседж. Неслучайно Мюллер-Брокманн не только преподает в школе прикладных искусств Цюриха с 1957 до 1960 года, но и становится доцентом в новоорганизованной прогрессивной Высшей школе дизайна в немецком городе Ульме, влияние которой огромно и простирается далеко за пределы Германии. Интересен и подход Мюллера-Брокманна к педагогической деятельности — он твердо уверен, что каждый преподаватель должен быть практикующим дизайнером и не имеет права быть только профессиональным учителем. Сам себя он ограничивает лишь несколькими годами преподавательской деятельности и посвящает себя полностью профессии, хотя и дальше занимается теоретической работой и выпускает книги, посвященные актуальным проблемам дизайна. Мюллер-Брокманн требует от дизайнера огромного кругозора, наличия разносторонних интересов и считает, что дизайнер должен быть как минимум компетентен в вопросах экономики, техники, истории и культуры, так как профессия дизайнера является, по сути, ретранслятором идей и контента. Помимо этого, он считает, что дизайнер должен знать весь технический процесс производства от начала до конца с тем, чтобы иметь полный контроль над всем процессом от создания макета до полного завершения проекта.
Плакат Strassenbau-Vorlage. 1950-е годы. Плакат выставки Bauen In Unserer Zeit. 1958 год
Йозеф Мюллер-Брокманн пробует себя во всех возможных областях графического дизайна — реклама, плакаты, книги, выставки, айдентика и логотипы. Каждая его работа становится знаковой для интернационального стиля и образцом современного дизайна. Его книги — манифесты швейцарской школы, продвигающие идеи нового, прогрессивного подхода в дизайне, и он намеренно издает книги сразу на нескольких языках с тем, чтобы охватить как можно большую аудиторию читателей.
В 1961 году в издательстве Niggli выходит его книга «Проблемы оформления для дизайнера», иллюстрированная как работами самого Мюллера-Брокманна, так и других дизайнеров, близких по идеологии. В этой книге он рассказывает о своих принципах работы, модульной сетке, конструировании логотипов, едином фирменном стиле, систематическом преподавании дизайна и многом другом. Книга, в оригинале вышедшая на английском, немецком и французском языках, без труда выдерживает многочисленные переиздания и становится обязательной в библиотеке любого дизайнера, занимающегося типографикой.
Плакат музыкального концерта. 1954 год
Одной из важнейших вех в истории и пропаганде интернационального стиля считается трехязычный журнал «Новая графика» (Neue Grafik / New Graphic Design / Graphisme actuel), выходивший в короткий период с 1958 по 1965 год. Издателями и учредителями журнала, помимо Мюллера-Брокманна, становятся такие дизайнеры и представители цюрихской школы типографики, как Ханс Нойбург, Рихард Пауль Лозе и Карло Виварелли. Журнал в оформлении Виварелли и содержащий множество знаковых публикаций многочисленных авторов с образцами интернационального стиля оказывает грандиозное влияние на развитие мирового дизайна. Каждый номер издания становится концентратом швейцарской типографики и мгновенно превращается в коллекционный и музейный артефакт. Интерес к публикации настолько велик и в наше время, что издательство Lars Mueller решает в 2014 году выпустить факсимильное переиздание всех номеров журнала.
В 1981 году на английском и немецком языках выходит его книга «Модульные системы в визуальном оформлении». Книга рассказывает о принципах построения и применения модульной сетки и о ее преимуществах для решения определенных графических задач при планировании рекламы, разнообразных публикаций и выставочных экспозиций.
Плакат выставки Der Film. 1960 год. Плакат фестиваля Musica Viva. 1954 год
Особого внимания заслуживают плакаты Мюллера-Брокманна, которые он создает для многочисленных концертов и которые по праву считаются вершинами графического дизайна. В этих работах прослеживается влияние Баухауса, советского конструктивизма и голландского движения Де Стейл, но при этом чувствуется совершенствование выразительности изобразительного языка. Грубость авангардистов, «шершавый язык плаката» начала XX века сменяются трезвой сдержанностью, и в типографике чувствуется определенное облагораживание приемов. Мюллер-Брокманн не ломает правила игры, к чему стремились в свое время конструктивисты, а совершенствует и отшлифовывает уже существующую технику.
Йозеф Мюллер-Брокманн умер в 1996 году признанным мастером дизайна, удостоенным многочисленных премий, наград и званий, чья работа по достоинству оценена несколькими поколениями дизайнеров и чей вклад в развитие современной типографики безграничен. На его книгах и его работах учатся студенты по всему миру, и принципы его оформления составляют неотъемлемую часть современного визуального языка.
Примечания:
Основные публикации Мюллера-Брокманна и о его работе до сих пор очень актуальны, и интерес к ним не ослабевает. Для ознакомления с его подходом в дизайне настоятельно рекомендую нижеперечисленные книги.
«Проблемы оформления для дизайнера» (Gestaltungsprobleme des Grafikers / The Graphic Designer and his Design Problems / Les problemes d'un artiste graphique, 1961, 2003) — классическая и остающаяся актуальной книга о современном дизайне, которая очень точно и внятно рассказывает о принципах работы графического дизайнера.
«Модульные системы в визуальном оформлении» (Rastersysteme für die visuelle Gestaltung / Grid systems in Graphic Design, 1981, 1999) — титаническая работа Мюллера-Брокманна для продвижения модульных систем в дизайне на английском и немецком языках. Выпущена на русском языке в издательстве Артемия Лебедева.
«Пионер швейцарского графического дизайна» (Ein Pionier der Schweizer Grafik / Pioneer of Swiss Graphic Design, 2001) — монография о творчестве Мюллера-Брокманна, вышедшая в двух вариантах — на немецком и английском языках.
Статья опубликована в журнале «Проектор» №30
Текст: Федор Гейко.
Иллюстрации: из архива автора. Йозеф Мюллер-Брокманн.
#Историядизайна. #Швейцарскийдизайн #Графдизайн