Йозеф Мюллер-Брокманн. Swiss Design

9 мая 1914 года родился швейцарский графический дизайнер, художник, типограф, писатель и педагог Йозеф Мюллер-Брокманн (Josef Müller-Brockmann, 1914 – 1996 гг.). Именно он придумал Swiss Design — стиль, на котором построен весь графический дизайн второй половины 20-го столетия; более того, активно нёс его в массы. Сегодня мы публикуем статью Фёдора Гейко, впервые вышедшую в журнале «Проектор» №30, любезно предоставленную главным редактором журнала Митей Харшаком.

Первое имя, которое ассоциируется со швейцарской типографикой и интернациональным стилем, — это, безусловно, Йозеф Мюллер-Брокманн. Он, как никто другой, является главным пропагандистом того, что сейчас ассоциируется с типографикой 1950-х и 1960-х годов. Влияние его творчества на современный дизайн безгранично, и очень многое из того, что сейчас происходит в типографике, так или иначе базируется на его принципах, основные из которых — беспрекословное требование объективности и нейтральности, тотальный отказ от антиквы в пользу гротеска, модульная сетка и документальность фотографии вместо свободно интерпретируемых иллюстраций.

Mueller-Brockmann_01.jpg
Плакат фестиваля Musica Viva. 1959 год. Плакат фестиваля Musica Viva. 1958 год

Мюллер-Брокманн — ярчайший представитель цюрихской дизайнерской сцены, именуемой не иначе как «цюрихская мафия», в которую помимо него входили такие общепризнанные авторитеты, как Ханс Нойбург, Карло Виварелли, Зигфрид Одерматт, Рихард Пауль Лозе и многие другие. В отличие от представителей Базеля, дизайнеры Цюриха придерживаются строгих дизайнерских догматов и полагают, что творческая свобода — это пережиток прошлого и у современного дизайнера все должно быть подчинено исключительно параметрам интернационального типографического стиля. Наибольшую известность Мюллер-Брокманн завоевывает благодаря многочисленным концертным плакатам и своим публикациям, по сути, манифестам интернационального стиля.

Begegnung mit der Form. Обложка, 1966 год
Begegnung mit der Form. Обложка, 1966 год

Йозеф Мюллер-Брокманн родился в 1914 году в небольшом швейцарском городке Рапперсвилл неподалеку от Санкт-Галлена. Он учится сначала два года на графического дизайнера, затем в течение двух лет повышает квалификацию в школе прикладных искусств в Цюрихе и впоследствии в 1936 году открывает собственное ателье, ставшее с начала 1950-х годов кузницей молодых специалистов, среди которых такие дизайнеры, как Йорг Хамбургер, Руеди Рюегг, Нелли Рудин и многие другие. К списку многочисленных клиентов ателье принадлежат различные гиганты, такие как Швейцарская железная дорога, Rosenthal, IBM Europa и Olivetti.

Плакаты фестиваля Musica Viva. 1957 год
Плакаты фестиваля Musica Viva. 1957 год

Малоизвестный факт, но на начальной стадии Мюллер-Брокманн занимается иллюстрацией в довольно свободной манере — это рисунки для детей, карикатурные и абстрактные зарисовки. В середине 1950-х годов происходит радикальное переосмысление творческого подхода Мюллера-Брокманна к профессии дизайнера, он хотя и продолжает считать, что каждый дизайнер должен уметь рисовать, но придерживается взглядов, что современный мир требует прогрессивного языка выражения. Выразительность и форма важны, но являются второстепенными и обязаны подчиняться содержанию, а не интерпретировать и украшать его.

Gestaltungsprobleme des Grafikers. Обложка, 1961 год
Gestaltungsprobleme des Grafikers. Обложка, 1961 год

Документальность, четкость, ясность и отказ от чрезмерной эмоциональности — основные параметры, которые транслируют месседж. Неслучайно Мюллер-Брокманн не только преподает в школе прикладных искусств Цюриха с 1957 до 1960 года, но и становится доцентом в новоорганизованной прогрессивной Высшей школе дизайна в немецком городе Ульме, влияние которой огромно и простирается далеко за пределы Германии. Интересен и подход Мюллера-Брокманна к педагогической деятельности — он твердо уверен, что каждый преподаватель должен быть практикующим дизайнером и не имеет права быть только профессиональным учителем. Сам себя он ограничивает лишь несколькими годами преподавательской деятельности и посвящает себя полностью профессии, хотя и дальше занимается теоретической работой и выпускает книги, посвященные актуальным проблемам дизайна. Мюллер-Брокманн требует от дизайнера огромного кругозора, наличия разносторонних интересов и считает, что дизайнер должен быть как минимум компетентен в вопросах экономики, техники, истории и культуры, так как профессия дизайнера является, по сути, ретранслятором идей и контента. Помимо этого, он считает, что дизайнер должен знать весь технический процесс производства от начала до конца с тем, чтобы иметь полный контроль над всем процессом от создания макета до полного завершения проекта.

Плакат Strassenbau-Vorlage. 1950-е годы. Плакат выставки Bauen In Unserer Zeit. 1958 год
Плакат Strassenbau-Vorlage. 1950-е годы. Плакат выставки Bauen In Unserer Zeit. 1958 год

Йозеф Мюллер-Брокманн пробует себя во всех возможных областях графического дизайна — реклама, плакаты, книги, выставки, айдентика и логотипы. Каждая его работа становится знаковой для интернационального стиля и образцом современного дизайна. Его книги — манифесты швейцарской школы, продвигающие идеи нового, прогрессивного подхода в дизайне, и он намеренно издает книги сразу на нескольких языках с тем, чтобы охватить как можно большую аудиторию читателей.

В 1961 году в издательстве Niggli выходит его книга «Проблемы оформления для дизайнера», иллюстрированная как работами самого Мюллера-Брокманна, так и других дизайнеров, близких по идеологии. В этой книге он рассказывает о своих принципах работы, модульной сетке, конструировании логотипов, едином фирменном стиле, систематическом преподавании дизайна и многом другом. Книга, в оригинале вышедшая на английском, немецком и французском языках, без труда выдерживает многочисленные переиздания и становится обязательной в библиотеке любого дизайнера, занимающегося типографикой.

Плакат музыкального концерта. 1954 год
Плакат музыкального концерта. 1954 год

Одной из важнейших вех в истории и пропаганде интернационального стиля считается трехязычный журнал «Новая графика» (Neue Grafik / New Graphic Design / Graphisme actuel), выходивший в короткий период с 1958 по 1965 год. Издателями и учредителями журнала, помимо Мюллера-Брокманна, становятся такие дизайнеры и представители цюрихской школы типографики, как Ханс Нойбург, Рихард Пауль Лозе и Карло Виварелли. Журнал в оформлении Виварелли и содержащий множество знаковых публикаций многочисленных авторов с образцами интернационального стиля оказывает грандиозное влияние на развитие мирового дизайна. Каждый номер издания становится концентратом швейцарской типографики и мгновенно превращается в коллекционный и музейный артефакт. Интерес к публикации настолько велик и в наше время, что издательство Lars Mueller решает в 2014 году выпустить факсимильное переиздание всех номеров журнала.

В 1981 году на английском и немецком языках выходит его книга «Модульные системы в визуальном оформлении». Книга рассказывает о принципах построения и применения модульной сетки и о ее преимуществах для решения определенных графических задач при планировании рекламы, разнообразных публикаций и выставочных экспозиций.

Плакат выставки Der Film. 1960 год. Плакат фестиваля Musica Viva. 1954 год
Плакат выставки Der Film. 1960 год. Плакат фестиваля Musica Viva. 1954 год

Особого внимания заслуживают плакаты Мюллера-Брокманна, которые он создает для многочисленных концертов и которые по праву считаются вершинами графического дизайна. В этих работах прослеживается влияние Баухауса, советского конструктивизма и голландского движения Де Стейл, но при этом чувствуется совершенствование выразительности изобразительного языка. Грубость авангардистов, «шершавый язык плаката» начала XX века сменяются трезвой сдержанностью, и в типографике чувствуется определенное облагораживание приемов. Мюллер-Брокманн не ломает правила игры, к чему стремились в свое время конструктивисты, а совершенствует и отшлифовывает уже существующую технику.

Йозеф Мюллер-Брокманн умер в 1996 году признанным мастером дизайна, удостоенным многочисленных премий, наград и званий, чья работа по достоинству оценена несколькими поколениями дизайнеров и чей вклад в развитие современной типографики безграничен. На его книгах и его работах учатся студенты по всему миру, и принципы его оформления составляют неотъемлемую часть современного визуального языка.

Примечания:

Основные публикации Мюллера-Брокманна и о его работе до сих пор очень актуальны, и интерес к ним не ослабевает. Для ознакомления с его подходом в дизайне настоятельно рекомендую нижеперечисленные книги.

«Проблемы оформления для дизайнера» (Gestaltungsprobleme des Grafikers / The Graphic Designer and his Design Problems / Les problemes d'un artiste graphique, 1961, 2003) — классическая и остающаяся актуальной книга о современном дизайне, которая очень точно и внятно рассказывает о принципах работы графического дизайнера.

«Модульные системы в визуальном оформлении» (Rastersysteme für die visuelle Gestaltung / Grid systems in Graphic Design, 1981, 1999) — титаническая работа Мюллера-Брокманна для продвижения модульных систем в дизайне на английском и немецком языках. Выпущена на русском языке в издательстве Артемия Лебедева.

«Пионер швейцарского графического дизайна» (Ein Pionier der Schweizer Grafik / Pioneer of Swiss Graphic Design, 2001) — монография о творчестве Мюллера-Брокманна, вышедшая в двух вариантах — на немецком и английском языках.

Статья опубликована в журнале «Проектор» №30
Текст: Федор Гейко.
Иллюстрации: из архива автора. Йозеф Мюллер-Брокманн.

#Историядизайна. #Швейцарскийдизайн #Графдизайн