К 30-летию СПб СД. О дизайне в советском судостроении (из истории ленинградского САКБ ЦНИИ «Лот»)

26 декабря 2017 года Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет. В связи с этим знаковым событием мы решили некоторые статьи, связанные с историей Союза прямо или косвенно и публикуемые в оставшиеся месяцы этого года, объединить под рубрикой «К 30-летию СПб СД», открыв её статьёй уважаемого члена нашего сообщества и постоянного автора публикаций для сайта Алексея Алексеевича Печкина.

Сотрудники отдела дизайна САКБ в 1969 году
Сотрудники отдела дизайна САКБ в 1969 году, вскоре после его основания (в центре: начальник отдела В.Э.Винтман и В.Ю.Медведев; верхний ряд: Юрий Галайдо, Олег Нефёдов, Геннадий Фролов, Алексей Печкин, Анатолий Рубин, Геннадий Корнилов)
Годы летят быстро. И то, что полвека назад казалось для нас обыденным и малозначащим, уже стало историей. Впрочем, как известно, история тоже многому может научить, в связи с чем показалось интересным и полезным рассказать о деятельности отраслевого архитектурно-дизайнерского подразделения судостроительной промышленности, в котором мне выпало счастье тогда работать.

Упомянутое подразделение, получившее официальное название «Специальное архитектурно-конструкторское бюро» (САКБ) и позднее ставшее головным в судостроительной отрасли, возникло в 50-х годах прошлого века в период проектирования и строительства первого в мире атомного ледокола «Ленин», который по мысли тогдашних руководителей СССР должен был стать (и стал) символом и воплощением всех научно-технических достижений страны. Особое внимание впервые уделялось поиску выразительного облика ледокола и проектированию интерьеров его помещений с условием создания наиболее комфортных условий для экипажа. Это архитектурное бюро было структурным подразделением большой организации, впоследствии преобразованной в ЦНИИ «Лот». С самого начала бюро возглавил Олег Анатольевич Арнольд – талантливый, деятельный архитектор, прекрасный организатор и интеллигентный, добрый человек, занимавший статус Главного Архитектора Министерства и по профессионально-творческим задачам подчинявшийся непосредственно Министру судостроения.

Олег Анатольевич Арнольд
Олег Анатольевич Арнольд — Начальник САКБ ЦНИИ «Лот», Главный Архитектор Министерства Судостроительной промышленности СССР
Первоначально на САКБ возлагались задачи архитектурной экспертизы проектов создаваемых судов и архитектурно-художественного проектирования общественных и «важных» интерьеров помещений наиболее ответственных проектов судов. Постепенно задачи и горизонты работы значительно расширились.

Своё настоящее развитие бюро получило в начале 60-х годов после принятия в 1962 году судьбоносных для советского дизайна постановлений «О повышении качества отечественной продукции путём внедрения методов художественного конструирования». Именно тогда возник ВНИИТЭ и его филиалы, именно тогда (в 1965-67 годах) САКБ оформилось как основное, головное, ведущее архитектурно-дизайнерское подразделение судостроения страны (говоря о судостроении и судах мы имеем в виду гражданские плавающие средства, тогда как корабли и кораблестроение – суть принадлежность к военно-промышленному комплексу, к которому САКБ отношения почти не имело).

Позволю небольшую авторскую ремарку. 60-е годы XX века в СССР – время становления и утверждения дизайна как профессии, время пионеров дизайна – ищущих, увлечённых, восторженных, искренних. По моему мнению это было время людей, имевших в жизни более возвышенные социально-ценностные ориентиры, нежели теперь.

В стремлении расширить и укрепить своё бюро профессиональными кадрами О.А.Арнольду удалось «переманить» в 1966 году трёх лучших, ведущих специалистов из Ленинградского Специального Художественно-конструкторского бюро Ленсовнархоза (преобразованного впоследствии в Ленинградский филиал ВНИИТЭ): Сергея Александровича Соломонова, ставшего заместителем О.А.Арнольда, Виктора Эммануиловича Винтмана, возглавившего всё направление дизайна, и Игоря Евгеньевича Серебренникова, занявшего должность главного архитектора. Значение этих людей для САКБ огромно. Во многом благодаря им сложился и на протяжении более 20 лет успешно функционировал большой творческий коллектив судовых архитекторов и дизайнеров (в лучшие годы в САКБ насчитывалось более 130 сотрудников).

Сергей Александрович Соломонов
Сергей Александрович Соломонов — заместитель Начальника САКБ «Лот»
В структуре САКБ было несколько подразделений. Главное из них, курируемое лично О.А.Арнольдом, осуществляло экспертизу и оценку проектируемых в стране судов и разработку предложений, имеющих целью улучшить как внешний вид судна, так и условия обитания и жизнедеятельности экипажа. Эту работу возглавляли три главных архитектора: Анатолий Павлов, Сергей Иванов и Игорь Серебренников, за которыми были закреплены основные типы судов: грузовые, рыбодобывающие и остальные (исследовательские, пассажирские, служебно-вспомогательные).

В 60-х годах был значительно расширен отдел проектирования интерьеров жилых и общественных помещений судов, который возглавлял архитектор Иван Иванович Стрепетов. Из архитекторов, дизайнеров и конструкторов, занимавшихся проектированием судовых интерьеров, запомнились Татьяна Гребенькова, Людмила Мошкова, Маргарита Сироткина, Владимир Ермилов.

В САКБ были организованы и успешно работали сектор судовой мебели, лаборатория защитно-декоративных покрытий и прекрасно оснащённая макетно-модельная мастерская, в которой такими высококвалифицированными и талантливыми дизайнерами, как Владимир Никифоров и Геннадий Корнилов, изготавливались натуральные образцы светильников, декора и элементов оформления интерьеров для общественных помещений наиболее ответственных проектов судов. Кстати заметим, что понятие «дизайн» бытовало лишь в среде немногочисленных тогда специалистов, а в официозе ещё долго использовались термины «художественное конструирование» (применительно к методам дизайна) и «техническая эстетика» (как теория дизайна). Здесь эти «старорежимные» понятия я заменяю общепринятыми сегодня терминами.

Соответственно одним из главных подразделений был отдел дизайна, который долгие годы возглавлял талантливый специалист и замечательный человек – В.Э.Винтман.
Виктор Эммануилович Винтман
Виктор Эммануилович Винтман — Начальник Отдела дизайна САКБ ЦНИИ «Лот»

На этот отдел с самого начала были возложены головные функции: определение основных, наиболее актуальных направлений и проблем судового дизайна; оценка (с позиций дизайна) качества основных судовых комплексов, систем и пультов; разработка и внедрение дизайн-стандартов; участие в проектировании некоторых комплексов и пультов, определяющих стиль и комфорт ходовых мостиков и радио-рубок. Позднее на этот же отдел были возложены задачи оказания содействия и влияния на КБ и заводы по выпуску так называемых товаров народного потребления (называемых ещё товарами культурно-бытового назначения), которых в отрасли производилось огромное число. Впоследствии это направление работы, которое возглавил Всеволод Юрьевич Медведев, получило самостоятельный статус. Из специалистов, работавших в дизайне (которых было много) назову лишь некоторых: Леонида Колпащикова, Бориса Роенко, Анатолия Рубина, Татьяну Елину, Ирину Ястребову, Татьяну Синицыну, Елену Бондаренко, Вячеслава Затеплинского, Олега Нефёдова, Владимира Лапшина, Николая Черняева.

В условиях деятельности большого числа различных по профессиональному уровню дизайнеров, работавших в многочисленных КБ и НИИ на всей огромной территории советской империи, имела огромное значение (даже с точки зрения влияния и пропаганды дизайна) обоснованная и целенаправленная работа по созданию дизайн-стандартов. Разработка и внедрение на предприятиях отрасли нормативной документации по дизайну должны были привести к единообразному толкованию и пониманию дизайнерских терминов и требований, критериев оценки качества создаваемых в отрасли изделий с позиций дизайна.

Ещё одна авторская ремарка. Сегодняшнему поколению молодёжи просто невозможно представить масштабы и количество создаваемых в советское время продуктов труда. Основные направления общественно-промышленного репродуцирования и развития: производство средств производства и наукоёмкие высокотехнологичные производства с использованием отечественных комплектующих были в сотни раз более развиты, чем теперь. Поэтому убеждён в том, что социальная значимость многотиражного, массового промышленного дизайна, каким он был в СССР, несравнимо выше малотиражного и элитарно-уникального сегодняшнего дизайна.

Чтобы понять значение и актуальность разработанных дизайнерами САКБ для отрасли и внедрённых стандартов назову лишь несколько из них в упрощённой и укороченной транскрипции:
- порядок изложения дизайнерских требований в техническом задании;
- требования к составу и содержанию дизайнерской документации проектов изделий судовой техники; 
- методика дизайн-экспертизы изделий судовой техники;
- дизайнерские требования к цветам окраски оборудования рубок гражданских судов.

Значительна и ответственна была роль Художественно-технического Совета САКБ, на заседаниях которого рецензировались, критически и всесторонне рассматривались и оценивались все работы секторов и лабораторий бюро. Ведь профессиональный разбор и анализ работы дизайнера незаменимы в аспекте оценки поиска оптимального варианта решения.

Ещё хотелось бы упомянуть о других, как бы второстепенных, но не менее важных мероприятиях, влиявших на распространение идей дизайна.

С 1967 года в САКБ для судостроительной отрасли стал выпускаться сборник рефератов и статей «Архитектура и художественное конструирование в судостроении». Всего вышло двадцать два сборника, имевших успех у специалистов.

В Доме техники на Невском один раз в год в обязательном порядке проводились отраслевые семинары по судовой архитектуре и дизайну, к проведению которых готовились выставки и выпускались сборники с рефератами выступлений участников.

В 70-х годах в САКБ было налажено успешное сотрудничество с зарубежными коллегами из Schiffbau-Institute в Ростоке (Германская Демократическая Республика) и Института кораблестроения в Варне (Болгария) – в том числе по направлениям судового дизайна и эргономики.

На XVIII конференции Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) в 1974 году в Хельсинки один из докладов, подготовленный мною, назывался: «Учёт деятельности человека при формировании и оценке предметной среды применительно к судовым условиям».

Не лишним будет отметить поддержку и помощь, которую оказывали САКБ непосредственно директор ЦНИИ «Лот» Б.В.Подсевалов, а позднее – его преемник Ю.Н.Румянцев.

Конечно, это мой личный и субъективный взгляд на произошедшие в прошлом события, при всём старании быть объективным. Тем не менее, думаю, что работа отраслевого подразделения по судовой архитектуре и дизайну, каким являлось САКБ, – это отличный пример оптимальной организационной формы дизайн-деятельности большой научно-производственной структуры (отрасли, корпорации, холдинга), вполне применимый к сегодняшнему дню. 

В заключение благодарю руководство НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский научный центр» в лице К.В.Горяева и Е.В.Клочко за предоставленные фотографии.

Алексей Печкин, 
бывший Главный дизайнер САКБ ЦНИИ «Лот»,
Председатель Президиума Клуба ветеранов СПб СД