Лица русского дизайна. Вакс

Продолжаем публикацию материалов по истории Санкт-Петербургского дизайна.
ХХ век – эпоха личностей. Сложный и противоречивый, жестокий и революционный.
Один человек – Андрей Туполев. Один человек – Рэймонд Лоуи. Такие люди, каждый сам по себе, создавали целую сферу человеческой деятельности, общественный институт, эпоху. Иосиф Александрович Вакс. Потрясающе, но именно этот «один человек» создал то, что многие из нас считают своей Alma Mater. Он создал «Муху».

Иосиф Александрович Вакс
Иосиф Александрович Вакс, 1970-е годы 

Студент

Революция. Осень 1918 года. Петроград. Страна катится кубарем. Академия художеств. Юный Иосиф Александрович Вакс приносит документы для поступления и с удивлением узнает, что Императорская академия художеств расформирована. На базе Академии художеств организовываются свободные художественные мастерские — живописные, скульптурные и архитектурные. Для того чтобы открыть любую из учебных мастерских, требовалось только предоставить заявления двадцать человек о том, что они хотят учиться у такого-то мастера, и справку из «Домкомбеда». В академии Вакс знает только одного признанного мастера архитектуры — Г.А. Косякова. Вакс собирает заявления желающих учиться архитектуре, и учеба начинается.

Оборудование и учебные пособия для мастерской студенты собирают сами по всей академии по принципу «где что плохо лежит». Узнав, что в бывшем Центральном училище технического рисования (ЦУТР) барона Штиглица имеется много гипсовых моделей и слепков, Иосиф Александрович организовывает экспедицию за получением и доставкой этих сокровищ в мастерскую академии.

В своих воспоминаниях он пишет: «Как и почему получили мы разрешение на вывоз этих, подчас уникальных слепков из коллекции барона Штиглица, в памяти не сохранилось. Видно, в эти годы там тоже было какое-то безвластие. Но как мы собирали по чердакам здания училища… на набережные реки Фонтанки, как мы выносили на двухколесных тележках и как вывозили все это на телегах, запряженных лошадьми, так называемыми ломовиками, в академию Художеств, запомнилось хорошо».

Знак ЛХПУ (Ленинградского художественно-промышленного училища). И.А. Вакс, 1945 год
Знак ЛХПУ (Ленинградского художественно-промышленного училища). И.А. Вакс, 1945 год

Артист

Гражданская война. 1920 год. Вакс учится в Академии художеств. Одновременно работает воспитателем в Академическом хореографическом училище. Старшие воспитанники училища почти одного возраста с Иосифом Александровичем. Воспитатель Вакс все время находится с учениками, сопровождает в Мариинский театр учащихся, участвующих в спектаклях. Основные зрители — матросы и солдаты. Главный гонорар артисту — хлеб и селедка. Ночью возвращаются после спектакля в общежитие, где в общей спальне стоит и кровать «дежурного воспитателя» — Иосифа Александровича.

Известный театральный деятель Ю. Слонимский в главе «На улице Росси» своей книги «Чудесное было рядом с нами» пишет: «Неожиданно и незаметно появился в училище новый воспитатель — то ли студент, то ли выпускник университета, умный, насмешливый, современный. От него я впервые услышал о Маяковском. В наш особый мирок он внес все, чем жили люди за пределами театральной улицы... Ироническое отношение Вакса к роду наших занятий обижало. Единственный, кого Вакс выделял и с интересом относился ко всему, что тот делал, — это Баланчивадзе (Джорж Баланчин. — Прим. авторов)».

Иосиф Александрович не ограничивается только работой воспитателя. Вакса приглашают в одну из трупп Александринского театра для участия в выездных спектаклях. Деревянный театр на Втором Муринском. Мороз. Публика в шубах. За кулисами — печки-буржуйки, около которых актеры греются перед выходами. Вакс играет в тривиальном спектаклике героя-любовника. Спектакль простой, но партнершей у него выступает виднейшая артистка Александринского театра Н. Рашевская. Через много лет она вспоминала: «Не помню, как играл, но целовался здорово».

Инспектор балетного училища Г.Г. Исаенко, желая сделать из Вакса профессионального актера драматического театра, вносит его фамилию в списки поступающих в Театральное училище. Первый тур приемных испытаний Иосиф Александрович проходит благополучно, несмотря на то что немного грассирует. Но на второй тур Вакс не является, сделав выбор между архитектурой и театром в пользу первой.

Фасад учебного корпуса ЛХПУ
Фасад учебного корпуса ЛХПУ, бывший ЦУТР барона Штиглица, 1944—1945 годы

Архитектор

Вторая половина 1920-х годов. В это время Вакс учится уже в мастерского академика И.А. Фомина, который привлекает его к проектированию в качестве помощника. Вакс помогает в работе выдающимся архитекторам – академику В.А. Щуко и Д.Е. Белогруду. Работает десятником, а позже прорабом на строительстве жилых домов под руководством известного архитектора Г.А. Симонова.

В 1926 году Иосиф Александрович защищает дипломный проект на тему «Дом съездов» и получает звание архитектора-художника. Параллельно с основной проектной работой с середины 1930-х годов И.А. Вакс преподает в архитектурно-строительном техникуме и в Ленинградском институте промышленного строительства. Он участвует в многочисленных архитектурных конкурсах в качестве как автора, так и члена жюри. Его проекты отмечаются премиями, по его проектам строятся жилые дома в Ленинграде, Петрозаводске, Новосибирске.

В конце 1930-х Иосиф Александрович по направлению Ленинградского союза архитекторов СССР изучает памятники архитектуры в Армении и Средней Азии, результатом этих командировок становится большая серия акварелей и зарисовок, которые экспонируются на ежегодных выставках Союза архитекторов.

В 1937 году И.А. Вакс конференцией Ленинградских архитекторов избирается в состав правления Ленинградского отделения Союза советских архитекторов и делегатом на Первый Всесоюзный съезд советских архитекторов, проходящий в Москве.

Вакс активно работает. Реализуются его архитектурные проекты, интерьеры общественных зданий, пассажирских судов. Иосиф Александрович проектирует первый в СССР коктейль-холл с американским оборудованием… Но эту работу прерывает война.

Июль 1941 года. Город бомбят. В ЛИСИ идет защита дипломных проектов. Позже И.А. Вакс писал: «Эти несколько дней защиты дипломов были последними днями, когда я видел весь цвет довоенной архитектурной профессуры».

Выставка студенческих работ
Выставка студенческих работ курса мастеров в здании бывшего музея ЦУТР, 1945 год

Человек

Война. Вакса мобилизуют на маскировку сначала военных объектов, аэродромов в окрестностях Ленинграда, а с приближением германских войск — и исторических памятников в городе и пригородах. Работа тяжелая, копится усталость. Иосиф Александрович вырабатывает привычку отсыпаться во время артобстрелов или бомбежек в ближайшей воронке, здраво рассудив, что снаряд может попасть в любую точку, беги — не беги. За эту способность окружающие считают его смельчаком с железными нервами. Постепенно смыкается кольцо блокады. Вакс проектирует газо- и бомбоубежища. Он постоянно на стройке, живет в казарме-общежитии строительных трестов на Кузнецовской улице. Жизнь постепенно замирает, уже не горит электричество, уже умерло центральное отопление. Город налаживает, как может, осадный быт. Воды нет, каждый день за водой отправляются экспедиции с бочкой на санках.

Иосиф Александрович вспоминал: «Очень сурова была зима первого года блокады. Половина бойцов нашего батальона уже давно были дистрофиками. Каждый день мы теряли по несколько человек. И в первую очередь мужчин… Не один раз, возвратившись в казарму и пересчитав людей, посылали несколько женщин с санками подобрать оставшихся. Некоторых привозили уже закоченевшими трупами… К середине зимы в Ленинграде не осталось уже ни одной живой кошки и собаки».

Под путепроводом у Московского райсовета контрольно-пропускной пункт, дальше баррикады и огневые точки. Дальше считывается уже линия фронта. Вакс ходит туда пешком по ночному вымершему городу, читает лекции солдатам, рассказывает им о том городе, который они защищают.

Городской трамвай ВАРЗ
Городской трамвай ВАРЗ. Проект мастерской под руководством И.А. Вакса и Л.С. Катонина. Авторы: В.Э. Винтман, С.А. Соломонов, 1958

Директор

Блокада. Город ежедневно обстреливают. Вместо обрушенных фасадов в знак непобедимости натягивают холсты и рисуют новые, временные фасады. И.А. Вакс пишет докладные записки в горком и Ленгорисполком о необходимости подготовки кадров для восстановления памятников архитектуры города и пригородов. Принимается решение организовать художественное училище по архитектурной отделке зданий. В октябре 1943 года власти поручают председателю Ленинградского отделения Союза архитекторов В.Д. Голли и И.А. Ваксу готовить здание школы на улице Софьи Перовской под вновь организуемое училище, а здание бывшей лютеранской церкви на улице Желябова — под общежитие.

Много времени и сил потратил Иосиф Александрович, чтобы отыскать в блокадном городе истощенных, но еще живых мастеров и преподавателей. Кто-то, ослабевший от голода, замерзал в своих квартирах. Кто-то работал подсобным рабочим. Для многих преподавателей Вакс добился отзыва с фронта и разрешения на въезд в город. Много сил потратили они вместе, чтобы подготовить условия для начала учебы.

14 октября 1943 года создается училище, и Иосиф Александрович Вакс становится его первым директором, а в середине декабря прибыли с Большой земли первые ученики — 125 детей, ранее эвакуированные из Ленинграда. Училище взяло на себя полное обеспечение детей. От материалов для учебы до обмундирования и питания.

Дипломный проект дизель-электропоезда
Дипломный проект дизель-электропоезда. ЛВХПУ,1961—1962. Автор: Яков Кацен. Руководители: И.А. Вакс, Л.С. Катонин. Проект Якова Кацена «Дизель-электропоезд» получил золотую медаль на Международном конкурсе студенческих работ

Учитель

Война подходит к концу. Студенты училища участвуют в реставрации и восстановлении города. Вакс, зная, в каком плачевном состоянии находится комплекс зданий бывшего Училища барона Штиглица, добивается передачи зданий ЦУТР и музея барона Штиглица Ленинградскому художественному училищу. В центральный зал музея попала бомба. Пробив перекрытия, она, к счастью, не взорвалась. Стекла в куполе над Итальянским залом были разбиты, сам зал засыпан снегом. Все это пришлось восстанавливать силами учеников ЛХУ. 

В 1946 году грянуло «ленинградское дело». Под каток репрессий попали почти все лидеры тогдашнего Ленинграда и многие, кто был с ними связан. Коснулось это и Иосифа Александровича Вакса. В силу своей работы по созданию училища он достаточно плотно общался с председателем Ленгорисполкома П.С. Попковым. Вакса снимают с должности директора училища.

Вакс остается неформальным лидером. Он преподает в училище, возглавляет кафедру, а затем и факультет промышленного искусства. Нарочито строгий, без чопорности, требовательный, остроумный и эксцентричный. Будучи уже в зрелом возрасте, пробегая по галерее Молодежного зала, он выкидывает какое-нибудь балетное па. Отчитывая студента за нерадивость, может едко подшутить над ним. Вакс по праву считает «Муху» (ЛВХПУ им. В.И. Мухиной) своим детищем. Его волнует все — от успеваемости студентов до царапины на стене.

Иосиф Александрович активно работает в области архитектуры, возглавляет мастерскую в «Ленпроекте». Также в сфере его интересов проектирование интерьеров, промышленный, предметный и средовой дизайн. Учениками Вакса были практически все наши большие дизайнеры. Все или почти все, что мы знаем о советском дизайне, есть плод жизни Иосифа Александровича. Да и для многих зарубежных дизайнеров он был авторитетной величиной. Он поднял «Штиглцевку» из пепла. Он создал Школу как идеологию. Он создал Школу как инструментарий. Он создал Школу как учебное заведение. Он — Учитель с большой буквы для целых поколений.


Сергей Хельмянов. 
Впервые опубликовано в журнале «Проектор» №3(8) 2009

Цикл лекций Сергея Хельмянова: «Лица русского дизайна»
Лекции 8, 15 и 22 ноября 2016 года. Начало: в 19:00

Записаться на лекции