Андреа Бранци: архитектор бесконечного города
Сегодня отмечается 86 лет со дня рождения одного из важнейших деятелей итальянского дизайна XX века. Архитектор, исследователь, преподаватель ㅡ Андреа Бранци проявил свой талант в различных сферах науки и творчества, оставив после себя множество значимых дизайнерских объектов и письменных трудов, отражающих его собственное видение на дизайн и искусство. Вспомним творческий путь и наследие автора.
Андреа Бранци. Источник
Андреа Бранци (30 ноября 1938 г. ㅡ 9 октября 2023 г.) родился и вырос во Флоренции, где позже получил образование архитектора. По заверениям самого мастера он с молодости был вундеркиндом в области архитектуры. Он выделялся на фоне других авторов своим персональным подходом к пониманию устройства и предназначения архитектуры. Бранци рассматривал ее не как искусство строительства, а как форму мышления. Поэтому его проекты часто отличаются нестандартностью, очень творческим, научно-фантастическим подходом. Будучи сторонником антидизайна, Бранци также активно продвигал его идеи, включая в свои работы черты радикализма, такие как отказ от принципов хорошего дизайна, рациональности, принципов капиталистического строительства. Вместо этого его проекты ㅡ это в большинстве своем неограниченные ничем фантазии-размышления о будущем, имеющие определенную смысловую нагрузку.
Еще во время учебы Бранци стал одним из основателей и участников творческого объединения Archizoom Associati, занимавшегося на протяжении 10 лет своего существования созданием инновационных дизайнерских объектов. В результате работы этой организации появился проект No-Stop City ㅡ модель бесконечного города, работающего как единый механизм. Это произведение признается самым значимым в творчестве Бранци как критиками, так и автором, т. к. в нем отражены главные стремления и идеи его деятельности. Рассмотрим его подробнее.
Макет No-Stop City. Источник
Начнем с того, что это нереализованный проект, разрабатываемый Бранци и его коллегами с 1968 по 1972 год. Сам архитектор называл No-Stop City «текучим мегаполисом», который пронизан идеей неконтролируемой сложности. По задумке создателей это должно было быть пространство без начала и конца, бесконечно растущее без каких-либо ограничений, а значит ㅡ не имеющее конечной формы.
Бранци объяснял, что идея No-Stop City возникла из наблюдения за действительностью, настоящим, в котором технологизация достигла таких масштабов, что человек не успевал осознать ее из субъективного наблюдения. Мысль об этом вдохновила его на создание концепции города, поглощенного бесконечностью урбанизации, где человеческая мысль не поспевает за технологическим прогрессом.
Обратимся к чертежам: на них мы видим бесконечно расширяющуюся сетку, разделенную частыми линиями, символизирующими стены, и прерываемую только природными объектами. Предполагалось, что этот город будет ограничен сверху и снизу большой пространственной рамной конструкцией. Поэтому к нему также прилагалась система кондиционирования и искусственного освещения.
Проектные схемы No-Stop City. Источник
Этот проект можно понимать как ироническую критику идеологии архитектурного модернизма, доведенную до абсурда. Модернизирование архитектуры доходит до полного его парадоксального стирания, оставляя только суть ㅡ интерьер. Пространство No-Stop City ㅡ это частично офисный этаж, частично торговый центр, своего рода метафора отупляющего комфорта жизни в условиях развитого капитализма.
Archizoom Associati, No-Stop City, cистема временных домов, 1971. Источник
Наполнение этого пространства представлялось самым разнообразным, чтобы иметь возможность удовлетворить все базовые человеческие потребности. Например, палатки и кровати (для сна), бытовые приборы (для действия), мотоциклы (для перемещения). Предполагалось, что наше будущее будет отражением нашего прошлого, поэтому внутри этого пространства человечество будет жить как кочевники, перемещаясь, устанавливая палатки, подключаясь в любом месте. В этом смысле это напоминало утопию.
Archizoom Associati, No-Stop city, внутренние ландшафты, 1970. Источник
No-Stop city ценен не только как ироническая реакция современного на то время архитектора на индустриализм, но и как философская концепция-размышление о сущности архитектуры, формы, человеческих потребностях и стремлениях. Это проект, стирающий границы между внешним и внутренним, старым и новым, общественным, частным, производственным и потребительским пространством. Он ставит под сомнение нормативный характер существующей модели города с центральной структурой, создает и развивает новые концепции жизни.
Archizoom Associati не было единственным объединением, с которым Бранци удалось поработать. Так, в 1976 году он участвовал в создании дизайнерской студии Alchimia, а в 1981 ㅡ стал членом группы Memphis. В 1982 Бранци основал собственную студию, год спустя ㅡ стал одним из основателей миланской академии Domus. Также он какое-то время вел преподавательскую деятельность, занимая должность профессора в Миланском Политехническом университете до 2009 года.
Как говорил сам Бранци, он работал «чередуя теоретические исследования и практическое проектирование». Так, он также известен своими теоретическими трудами. Среди них: «Жаркий дом: итальянский дизайн новой волны» (1984), «Домашние животные: неопримитивизм» в соавторстве с Николеттой Бранци (1987), «Учась у Милана: дизайн и новый модерн» (1988) и «Андреа Бранци» (2008) ㅡ иллюстрированный альбом с избранными работами автора.
Андреа Бранци ушел из жизни 9 октября 2023 года в возрасте 84 лет. Можно с уверенностью сказать, что его деятельность как дизайнера и идеолога имеет большую ценность как пример бесконечно творческого мышления, воплощенного в реальность, а его работы будут еще долго вдохновлять современных авторов на достижение новых горизонтов дизайнерской мысли.
Текст: © Соловьева Ольга. 2024