Айно Аалто

Фамилия Аалто стала синонимом классики скандинавского дизайна, маркером эргономичных решений и гениальных открытий в архитектуре ХХ века. Но мало кто помнит, что рядом с мужским образом Аалто и работами Алвара, находилась помощница и талантливая архитектор, дизайнер, по совместительству муза и жена — Айно Аалто.


Айно Аалто

Для своего времени она была выдающимся дизайнером интерьера, мебели и посуды, но как и многие женщины-дизайнеры того времени, работала в профессиональной тени успеха мужа. Айно создала не только стильные интерьеры для архитектурных проектов мужа, но и разработала множество предметов, ставших классикой, не потерявших актуальности в наши дни.

Айно Марсия родилась в Хельсинки в 1894 году. Как уже многим европейским женщинам, ей было доступно высшее архитектурное образование — после школы она изучала архитектуру в технологическом университете Хельсинки. Будучи студенткой, Айна спроектировала и изготовила несколько предметов мебели на фабрике в Hietalahti. В 1920 она получила диплом и несколько лет практиковала в студии архитектора Ойвы Каллио в столице, а затем переехала в город Ювяскюля, где работала чертежницей у архитектора Гуннара А. Валрооса. В начале 1924 года Айна стала сотрудницей бюро Алвара Аалто и уже в октябре этого же года его женой. Медовый месяц Аалто провели в северной Италии. На самом деле, это была популярное направление для путешествий молодых архитекторов из Скандинавии. В Италию они ехали для изучения архитектуры, которая оказала заметное влияние на скандинавскую архитектуру в 1920-х годах, особенно проявившись в так называемом стиле скандинавского классицизма. С тех пор их профессиональные судьбы Алвара и Айно были тесно переплетены: они совместно работали над заказами и, по словам современников, отлично дополняли друг друга. В недавно вышедшей книге об этой паре, где опубликована их переписка, есть важные слова, которые Алвар написал Айне в 1933 году: «Я люблю в тебе личность слабую, открытую и милую». Это признание в любви было написано на немецком языке, потому что пара всегда писала друг другу письма на разных языках, не только на финском.

ayna_aalto_02.jpg
Айно и Алвар Аалто перед павильоном Всемирной выставки в Нью-Йорке. Фото: Эйно Мякинен © Фонд Алвара Аалто.

В совместной работе архитектурной фирмы Аалто трудно различить отдельный вклад каждого супруга: настолько неразрывным было их сотрудничество. Из самостоятельных архитектурных проектов Айны можно выделить детский дом и поликлинику Ноормаркку 1945 года. Ее особый взгляд на изменения, происходившие в архитектурной мировой практике и только формирующемся скандинавском дизайне, противостоял общим европейским концепция. Айно не была полностью согласна с идеологией модернизма. Она проектировала дома для жизни, а не для архитектурной идеологии. Она фокусировалась на создании комфорта в доме, используя текстиль и мебель, чтобы создать теплое и практичное пространство, что было редкостью в модернизме ХХ века. Совместные проекты на раннем этапе сотрудничества Авара и Айно представляли собой в основном небольшие постройки: летние виллы, выполненные в стиле скандинавского классицизма. Первым самостоятельным проектом Айно в архитектуре стала Вилла Флора (1926 г.) в Алаярви, как семейная летняя резиденция. Но большую известность ей принесли работы, выполненные в сотрудничестве с мужем: Выборгская библиотека, санаторий Паймио и Дом Аалто в Хельсинки.

Библиотека в Выборге — единственная работа архитектурной четы в России и одна из главных достопримечательностей города по сей день. На момент строительства проект был революционным не только в архитектурном, но и в техническом отношении: здание было оборудовано пандусами и лифтами для перевозки книг, освещение было продумано с учётом гигиены зрения, а отопление встроено в потолочные перекрытия для лучшей вентиляции воздуха и сохранности книг.

ayna_aalto_03.jpg

К сожалению, в годы войны и позднее библиотека сильно пострадала. При недавней реставрации здания были использованы оригинальные чертежи и макеты, а также бережно сохранены все особенности замысла семьи Аалто. Этот подход особенно заметен в мелочах: авторы реставрационного проекта постарались сохранить все первоначальные материалы постройки, даже авторский цвет маркиз. А у входа в детский зал сейчас растёт дикий виноград, привезённый из дома Аалто. Мебель для библиотеки также была разработана фирмой Аалто.

Архитекторы Аарне Эрви и Алвар и Айно Аалто в вестибюле Выборгской библиотеки. Фото: Густав Велин © Фонд Алвара Аалто.
Архитекторы Аарне Эрви и Алвар и Айно Аалто в вестибюле Выборгской библиотеки. Фото: Густав Велин © Фонд Алвара Аалто.

Столик Айно Аалто Artek 606 в рядом с табуретом Алвара Аалто E60
Столик Айно Аалто Artek 606 в рядом с табуретом Алвара Аалто E60

Считается, что наибольший вклад в совместной работе Айно внесла в интерьеры помещений и выставочные проекты. Её стиль отличает всё то, что мы привычно относим к чертам скандинавского дизайна: строгость, ясность форм, использование естественных материалов, функционализм и почти полный аскетизм в декоре. По мнению Айно, эстетика в дизайне может быть достигнута только ясными формами и практичными решениями.

Один из главных интерьеров её работы — Вилла Майреа, спроектированная Алвара. Частный загородный дом принадлежал соосновательнице фирмы Артек — Майре Гуллихсен. Семье Аалто была дана полная свобода творчества: и дом действительно вышел уникальным и цельным произведением искусства.

Завораживающая асимметрия внешних форм здания подчёркивается использованием разных материалов в отделке. Естественное сочетание дерева, камня изогнутых линий продолжается в интерьере метафорой к окружающему дом лесу. Айно создаёт сложное, органическое ощущение внутреннего пространства за счёт ритма вертикальных конструкций, сложного зонирования, изменяющейся высоты потолков и непривычного сочетания материалов. Цельность пространства достигается за счёт мельчайшей продуманности каждой уникальной детали, вплоть до дверных ручек. В интерьерах использована не только мебель фирмы Артек, но и специально созданная для этого проекта мебель дизайна Айно.

Шезлонг для сада, дизайн Айно Аалто для Виллы Майреа. Садовый столик, дизайн Айно и Алвара Аалто, 1938-1939.
Шезлонг для сада, дизайн Айно Аалто для Виллы Майреа. Садовый столик, дизайн Айно и Алвара Аалто, 1938-1939. Фото © ARTEK ARCHIVE

Экспозиция Artek на Миланской Триеннале 1936 года, оформленная Айно Аалто, получившей Гран-при выставки. Фото: © ARTEK ARCHIVE
Экспозиция Artek на Миланской Триеннале 1936 года, оформленная Айно Аалто, получившей Гран-при выставки. Фото: © ARTEK ARCHIVE

Айно разработала дизайн стенда Артек для Миланской Триеннале 1936 года, ознаменовавшей успех не только Аалто, но и всего финского дизайна. Оба супруга на этой выставке получили медали: Алвар за кресло Armchair 400, а Айно за легендарную коллекцию стекла Aalto Glasses. Дизайн коллекции был навеян расходящимися по воде кругами, а способ производства позволял скрыть недочёты материала. Работа Аалто Bölgeblick, впервые представленная на конкурсе, организованном стекольным заводом Кархула в 1932 году, заняла второе место. Коллекция из кувшина, стаканов, мисок и блюда, сахарницы и сливочника. В том же году в Финляндии отменили сухой закон, и завод моментально отреагировав, заказал дизайнеру проект стопки и графина для алкоголя, дополнив линейку. Простая компактная форма позволяет штабелировать посуду, ее и универсальность — использовать посуду для любых блюд, а вневременной дизайн по-прежнему сохраняет актуальность серии.

Ассортимент прессованного стекла «Bölgeblick», разработанный Айно Аалто. Фото: Майя Холма © Алвар Аалто-саэтио.
Ассортимент прессованного стекла «Bölgeblick», разработанный Айно Аалто. Фото: Майя Холма © Алвар Аалто-саэтио.

Не менее популярной, чем стеклянная серия, стали цветочные горшки дизайна Айно, которая с особой любовью относилась к растениям в интерьере. Керамические горшки ручной работы были придуманы для собственного дома Аалто в Хельсинки, а затем представлены в экспозиции выставки 1937 года. На удивление, в 1930 годы горшки не привлекли большого внимания и были запущены в серийное производство только в наши дни. Однако, наблюдательный глаз исследователя может заметить явное сходство органичных форм керамических кашпо со стеклянной серией знаменитых ваз Алвара Аалто, которая появилась и стала выпускаться в это же время.

Большинство интересов Айно лежало в области интерьера и предметов мебели. Ещё в юности она работала на мебельной фабрике и прекрасно понимала принципы проектирования и серийного производства. Алвар и Айно Аалто вместе с промышленниками Майре Гуллихсен и Нильсом-Густавом Халом основали мебельную компанию Artek, где могли реализовывать смелые и экспериментальные проекты. Айно стала директором по дизайну, а со временем и управляющим директором компании, не оставляя проектную деятельность. Предметы, спроектированные Айно, входили в ассортимент Artek с 1930 годов. Ей удалось создать узнаваемый стиль, отличающийся сочетанием естественной красоты, качества и практичности. Особенно важными были для Айно проекты, связанные с детьми: разработка мебели в детскую или даже целые интерьеры для детских садов, поликлиник и родильных домов.

Детское крыло выборгской библиотеки. Фото: © Фонд Алвара Аалто.
Детское крыло выборгской библиотеки. Фото: © Фонд Алвара Аалто.

Side Table 606, дизайн Айно Аалто, 1932, Artek. Фото: © ARTEK
Side Table 606, дизайн Айно Аалто, 1932, Artek. По первоначальному замыслу Айно, этот объект служил табуреткой для переобувания больных. Сегодня выпускается как журнальный столик. Фото: © ARTEK

Одним из увлечений Айно была фотография. Сюжеты её работ роднят их с любительской съёмкой, однако построение композиции кадра выдаёт в ней профессионала, знакомого с образцами современной европейской фотографии. Героями её снимков становятся дети, семьи, пейзаж или архитектура, схваченные с присущей Айно простотой и естественностью.

Ярмарка в Турку, 1929 год. Фото: Айно Аалто. © Фонд Алвара Аалто.
Ярмарка в Турку, 1929 год. Фото: Айно Аалто. © Фонд Алвара Аалто.

В каждой из своих творческих работ Айно стремилась к ясному и простому стилю, который был почти аскетичен. Не забывая о красоте вещей, Айно считала, что гармония может быть достигнута только ясными, простыми и практичными решениями.

Текст: © Елизавета Прозорова. 02.02.2023