Эстрид Эриксон и её превосходный вкус

Если словосочетание скандинавский дизайн вызывает в памяти лишь простые природные формы, минималистичные объекты и отсутствие в интерьере ярких цветов, наталкивая на мысли о мебели из IKEA, то продукция Svenskt Tenn создана специально для того, чтобы убеждать в обратном. Фирма с почти столетней историей, основанная некогда никому неизвестной юной учительницей рисования Эстрид Эриксон, до сих пор выделяется своими яркими цветочными принтами и модернистской мебелью.


Эстрид Эриксон со своими «любимыми объектами». Фото: © Леннарт Нильссон
Эстрид Эриксон со своими «любимыми объектами». Фото: © Леннарт Нильссон

Эстрид Мария Эриксон родилась в 1894 году в небольшом шведском городке Ю. Окончив школу, в 19 летнем возрасте она переехала в Стокгольм, чтобы поступить в Национальный колледж искусств и дизайна (Tekniskaskolan), в котором она проучилась с 1913 по 1918 года по специальности «дизайн моделей». Среди наставников Эстрид Эриксон того периода можно особо отметить Сифию Гисберт — скульптора и художницу по текстилю. Она была старшим преподавателем художественного-промышленного технического рисования и художественного шитья и вела собственный бизнес в качестве дизайнера моделей из различных материалов, выполняя задания от многих компаний.

По окончании образования, Эстрид получила сертификат учителя рисования, и в 1918 году она преподавала в течении одного семестра в своём родном городе Ю. Но эта работа не устраивала молодую амбициозную девушку и уже в 1919 году, по рекомендации Софии Гисберг, она получает предложение от Husfliten в Гётеборге и Шведской ремесленной ассоциации в Стокгольме (SvenskHemslöjd). Эстрид Эриксон выбрала должность в Стокгольме и устроилась на работу в отдел дома и мебели.

В 1920 году дизайнер интерьеров и художница по текстилю Эльза Гуллберг помогает компании Wikman & Wiklund в создании нового филиала в Стокгольме, ориентированного на современные товары для дома, и нанимает Эстрид Эриксон в качестве консультанта. Здесь Эстрид знакомится с братьями Нильсом и Таге Фугстедтами, которые управляли собственной оловянной мастерской и пробудили в ней самой интерес к изготовлению оловянных изделий. Весной 1924, получив небольшое наследство от отца, она открывает мастерскую Konsthantverkets Verkstadна Кунгсхольмене, но уже осенью того же года Эстрид Эриксон находит комнату на Смоландсгатан, в которой хватает места и для мастерской и для магазина, и 24 октября 1924 года открывается легендарная компания Svenskt Tenn. В первые годы своего существования Svenskt Tenn специализировалась исключительно на оловянной посуде и декоративных изделиях — отсюда и название компании, означающее «Шведское олово». Вместе с Нильсом Фугстедтом и двумя мастерами Эстрид Эриксон создала большую коллекцию олова, так, к примеру, на открытии было представлено около 300 различных предметов.

Оловянная фляжка для шнапса «Рыба», Оловянная ваза «Тыква», дизайнер — Эстрид Эриксон, 1920-е. дизайнер — Эстрид Эриксон, 1924
Оловянная фляжка для шнапса «Рыба», Оловянная ваза «Тыква»,. 1920-е. 

Современные оловянные предметы привлекли внимание, и компания быстро получила как клиентов, так и множество лестных отзывов в прессе. Можно сказать, что благодаря стараниям Нильса Фугстедта и Эстрид Эриксон олово пережило ренессанс. Svenskt Tenn быстро приобрела и международное признание, так уже через год после основания, в 1925, продукция фирмы завоевала золотую медаль на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже. Успех в Париже привел к тому, что шведские ремесла были представлены как в США, так и в Европе. Дальнейший успех последовал в связи с выставкой шведского дизайна в Метрополитен музее в Нью-Йорке в 1927. Позже выставка была также показана в Чикаго и Детройте.

Оловянный лев, созданный в компании. Перуанская ваза, разработаная Svenskt Tenn по модели Анны Петрус Эстрид Эриксон в 1926 году.
Оловянный лев, созданный в компании. Перуанская ваза, разработаная Svenskt Tenn по модели Анны Петрус Эстрид Эриксон в 1926 году.

Несмотря на близость страны к Германии, шведы не спешили принимать новую идеологию функционализма. Хотя югендстиль оказал сильное влияние на рубеже веков, в 1920-х годах на дизайнерской сцене доминировали неоклассицизм и возрождение популярного народного искусства, позже получившее название «национальный романтизм». Влияние обоих течений было четко зафиксировано в ранних продуктах Svenskt Tenn, которые черпали вдохновение как в старинной оловянной посуде семнадцатого и восемнадцатого веков, так и в возрождении классики в начале двадцатого века.

Компания активно росла и развивалась и всего через пять лет Эстрид Эриксон наняла двадцать пять сотрудников мастерской и десять продавщиц, а также ряд художников, наиболее известными из которых были дизайнер интерьеров Бьорн Трегорд и скульптор Анна Петрус. Вскоре, в 1927 году, фирма переезжает на Страндвеген, 5 в более подходящее и просторное помещение, где располагается и поныне. Всего через несколько лет название Svenskt Tenn стало вводить в заблуждение, поскольку производство оловянных изделий уменьшилось, Эстрид Эриксон все больше внимания уделяла дизайну интерьеров. К началу 1930-х годов Svenskt Tenn получил признание как самый модный магазин дизайна интерьера в Стокгольме. Эстрид Эриксон заказывает шведским архитекторам-функционалистам Уно Орену и Бьорну Трегарду уникальный ассортимента мебели и интерьеров для Svenskt Tenn. В этот период олово стало «наиболее красивым предметом повседневной жизни», и бренд Svenskt Tenn был признан как в Швеции, так и за рубежом. Svenskt Tenn также участвовал в знаменитой Стокгольмской выставке 1930 года, которая представила функционализм шведской аудитории. Функционалистский чайный сервиз Бьорна Трегарда получил восторженные отзывы. Лондонская «Таймс» писала: «Этот чайный сервиз, сделанный Svenskt Tenn, подводит итог духу выставки».

Диван, созданный по проекту Бьорна Трегарда
Диван, созданный по проекту Бьорна Трегарда

В связи с обвалом фондового рынка в США осенью 1929 года и последовавшей за ним рецессией интерес к эксклюзивным товарам ослаб. Поэтому Эстрид Эриксон меняет фокус компании: она стремилась сократить производство олова, а также создать мебель с собственным стилем. Дебют в качестве компании по производству мебели для дома состоялся в 1931 году. Точно так же, как раньше ее превозносили, как выдающегося дизайнера оловянных предметов, пресса хвалила Эстрид Эриксон за особое чувство домашнего убранства. Она рассматривалась как пророк композиции мебели, цветов и тканей в современном функционалистском стиле.

К началу 1930-х собственный переход Эриксона к функционализму, по-видимому, был завершен. В интервью 1932 года она резюмировала свою новую философию дизайна. «Все в комнате должно быть сдержанным и элегантным. Я всегда настаиваю на нейтральных тонах, когда дело касается домашней обстановки. Комната должна производить спокойное и разумное впечатление, не должно быть цветовых преувеличений». Мебель, которую Эриксон продемонстрировал на выставке домов Шведского общества промышленного дизайна в Альстене весной 1933 года, была характерна для стиля Svenskt Tenn того времени. «Пуритански трезвые и прагматически современные». Вот как описывали работы этого периода критики: «Цветовая гамма спартанская, с приглушенными оттенками белого, голубовато-серого, мшисто-зеленого и землисто-коричневого цвета. Прямолинейные поверхности мебели гладкие до анонимности, незапятнанные или просто черные. Спальня жены — симфония белого».

Шкатулка в виде сердца с крышкой. Ваза в виде желудя. Дизайн: Эстрид Эриксон, 1930-е
Шкатулка в виде сердца с крышкой. Ваза в виде желудя. Дизайн: Эстрид Эриксон, 1930-е.

Накануне 10-летия компании, в 1934 году, началась новая эра, которая продолжалась до конца времени работы Эстрид Эриксон в компании. Всемирно известный архитектор и дизайнер мебели Йозеф Франк переехал в Швецию, и его тридцатитрехлетнее партнерство с Эстрид Эриксон стало легендой. Отказавшись от минимализма в пользу органичного, богато функционального дизайна, Франк и Эриксон создали стиль Svenskt Tenn. Они свободно адаптировали дизайн и цвета из разных культур и периодов, ловко используя яркие цветовые схемы и изящные линии, чтобы объединить элементы. Компания получила много похвал в Швеции за эксклюзивную мебель Йозефа Франка. Svenskt Tenn участвовал в большинстве выставок мебели и предметов интерьера. Новые триумфы ожидали компанию на Всемирных выставках в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке в 1939 году. Svenskt Tenn считался главным представителем дизайнеров «шведского модерна».

Первая совместная работа Фрэнка и Эриксона состоялась в сентябре 1934 года, когда они выставили набор из четырех моделей комнат в стокгольмской галерее Liljevalchs Konsthall. Кульминацией выставки стала поразительная «Гостиная I», в которой были диван с обивкой из кретона и подходящее к нему мягкое кресло. Общий вид комнаты напоминал проекты Франка для Haus & Garten. Однако её пропорции были более широкими, а линии упрощенными. Эриксон следила за ведением бизнеса, предоставив Фрэнку возможность заниматься дизайном. Но она вносила и свои собственные идеи, особенно в составление интерьерных ансамблей. Пока Фрэнк проектировал предметы интерьера, Эриксон расставляла их, превращая части в готовый декор интерьера.

Диван Liljevalchs, дизайнер — Йозеф Франк, 1934. В настоящее время диван изготавливается в различных вариантах обивки.
Диван Liljevalchs, дизайнер — Йозеф Франк, 1934. В настоящее время диван изготавливается в различных вариантах обивки.

«Простота помещения — богатство деталей», — проповедовала Эстрид Эриксон, которая быстро приняла взгляды Йозефа Франка на белые стены, светлую подвижную мебель, узоры, смело окрашенный текстиль и освещение без потолочных светильников, а также обеспечила добавление её собственного личного прикосновения к окружающей среде.

Сотрудничество между Эстрид Эриксон и Йозефом Франком осталось не только на всю жизнь, но и стало одним из самых интересных партнерств в истории шведского дизайна. Вскоре выясняется, что артистизм и предприимчивость Эстрид Эриксон в сочетании с видением Йозефа Франка человеческого модернизма были рецептом успеха. Он занимается дизайном мебели и текстиля, а она хорошо разбирается в деталях и презентации. Вместе они превратили трезвый и объективный функционализм во что-то мягкое и домашнее.

Их версия функционализма была интернациональной и сложной, и она включала в себя узоры, цвета и объекты, сохраняя при этом простоту.

Кроме всего прочего, Эстрид Эриксон также организовывала собственные выставки весной и осенью в салоне Svenskt Tenn, где представляла творчество ведущих дизайнеров и ремесленников из-за рубежа. Немного позже (во время Второй мировой войны) она сосредоточилась на освещении шведских мастеров. В то же время Эстрид Эриксон стала ведущим консультантом в области дизайна интерьера.

Выставка «100 ваз с цветами» в Svenskt Tenn, 1940 год.
Выставка «100 ваз с цветами» в Svenskt Tenn, 1940 год.

Вторая волна активной деятельности компании пришлась на середину 1940-х годов. Йозеф Франк вернулся из США, и Svenskt Tenn начала новое триумфальное шествие как за границей, так и в Швеции. Фрэнк разработал новые узоры для ткани, также были выпущены светильники по его чертежам. В 1949 году компания отпраздновала свое 25-летие, и было признано, что стиль Svenskt Tenn сменил функционализм в области интерьерного дизайна. В 1952 году в Национальном музее Швеции проходит выставка, посвященная работам Йозефа Франка, там же в 1968 году, через год после смерти, проходит его мемориальная выставка. Эстрид Эриксон приложила немало усилий к организации этих мероприятий. Выставки имели большой успех, ее интерьерные решения вместе с эксклюзивной мебелью Йозефа Франка стали легендарными. Журналы о дизайне и интерьере выстраивались в очередь, чтобы выслушать советы Эстрид Эриксон.

Экспозиция выставки «Estrid Ericson — Founderof Svenskt Tenn», проходившей в 2015-2021 годах.
Экспозиция выставки «Estrid Ericson — Founderof Svenskt Tenn», проходившей в 2015-2021 годах.

Эстрид Эриксон также прославилась тем, что умела сервировать столы и создавать цветочные композиции. На эти темы она провела в Svenskt Tenn несколько выставок. Точно так же она обязалась давать советы по сервировке стола и цветочным композициям в зависимости от сезона в женских журналах и ежедневных газетах.

Весенняя сервировка стола& 1940. Творение Эстрид Эриксон, 1956.
Весенняя сервировка стола. 1940 год. Творение Эстрид Эриксон, 1956 год.


В преклонном возрасте Эстрид Эриксон возобновила производство оловянных предметов, которые она спроектировала сама. Кроме того, она продолжала создавать серебряные и позолоченные украшения, к производству которых впервые она обратилась в 1940-х годах.

Украшения, созданные Эстрид Эриксон.
Украшения, созданные Эстрид Эриксон

Эстрид Эриксон заботилась об управлении компанией вплоть до 1975 года, когда в возрасте 81 года она продала компанию фонду Kjelloch Märta Beijers Stiftelse. Но она продолжала оставаться художественным лидером ещё несколько лет и создала некоторые из своих самых красивых оловянных произведений незадолго до своей смерти в 1981 году.

Для основателя Svenskt Tenn, Эстрид Эриксон, хорошая жизнь заключалась не только в роскоши и эксклюзивности, но и в созерцании и утонченности. Она бесстрашно сочетала высокое и низкое, старое и новое.Она собирала камни и раковины, сочетала пластиковые цветы с настоящими цветами и любила находить вещи на блошиных рынках.У Эриксон никогда не было явной эстетической программы, но у нее была чувствительность творческого человека к многогранности красоты.
Дизайнерские решения Эстрид был столь же просты, сколь и привлекателены. Модернистская мебель, богатая контрастами, например, черно-белая, размещалась в светлых интерьерах. В магазине она создавала захватывающие натюрморты. Эстрид Эриксон быстро восприняла эстетику современного дизайнерского движения и, возможно, именно она представила функционалистскую мебель на шведском рынке. Ее философия заключалась в том, чтобы смешивать дорогие и доступные предметы, которые не обязательно сочетались друг с другом. Главное было создать комфортный и приятный дом. И это не должен быть дом, который был бы законченным или статичным: вещи можно было бы добавлять понемногу; предметы, мебель, детали интерьера. Были введены сувениры из путешествий и других культур, как исторические дополнения к современному интерьеру. Таким образом, дом был отражением личности человека.

Эстрид Эриксон также была опытным дизайнером. Она рисовала зеркала, шкатулки, ткани и украшения. Её проекты раскрыли многие грани её личности. Она разработала своеобразные зеркала с деталями, вдохновленными классическими, древними культурами. Она черпала вдохновение из исторических вещей, на нее также повлияли крупнейшие художники своего времени. Основным источником ее вдохновения были путешествия: «Мир – это книга. Тот, кто остается дома, читает только одну страницу», — была одна из её любимых цитат. Она превратила свой магазин в «Эльдорадо» с вдохновляющими диковинками со всего мира.

Принт «Слон», созданный в 1930-х годах. Эстрид Эриксон в Мехико, 1939
Принт «Слон», созданный в 1930-х годах. Эстрид Эриксон в Мехико, 1939

Движение современного дизайна 20-го века имело явные социальные амбиции. Дизайн интерьера должен использоваться для улучшения жизни людей. Однако Svenskt Tenn не участвовала в этом движении. Эстрид Эриксон не боялась выделяться и подвергать сомнению строгий функционалистский подход, характерный для современного дизайнерского движения. Ее стремление состояло скорее в том, чтобы совмещать работу и удовольствие, мечты, развлечения и целевые покупки. Она хотела превратить полезные товары из простых материалов в символические объекты, о которых потребители могли бы мечтать.

Соединив историю и современность, Эстрид Эриксон создала изысканные и эксклюзивные интерьеры, которым нет равных.

Список литературы:
1. Christopher Long, Josef Frank. Josef Frank, Life and Work.Chicago: University of Chicago Press, 2002. 384 р.
2. CaterinaFranchini, Emilia Maria Garda, Helena Seražin, Marjan Groot. MoMoWo. Women designers, craftswomen, architects and engineers between 1918 and 1945. Založba ZRC, 2017. 446 р.
3. LasseBrunnström. Swedish Design. A History. Bloomsbury Publishing, 2018. 280 р.
4. Rhonda Eleish, Edie Van Breems.Swedish Interiors. Gibbs Smith, 2013. 192 р.
5. EstridEricsonsVänner [Сайт] URL:https://estridericsonsvanner.se/blog/biografi-2/(фондпопуляризациинаследияЭстридЭриксон)
6. Svensktkvinnobiografisktlexikon [Сайт] URL:https://www.skbl.se/sv/artikel/EstridEricson
7. SvensktTeen [Сайт] URL: https://www.svenskttenn.com/us/en/about-svenskt-tenn/since-1924/estrid-ericson/(официальный сайт компании)
8. Svenskt Teen [Сайт] URL:https://www.svenskttenn.com/no/en/about-svenskt-tenn/since-1924/history/
9. Estrid Ericson (1894 – 1981) Swedish designer and entrepreneur [Сайт] URL: https://encyclopedia.design/2021/03/25/estrid-ericson-swedish-designer-entrepreneur/
10. ESTRID-ERICSONS STIFTELSE [Сайт] URL:https://estrid-ericsons-stiftelse.nu/
11. Estrid Ericson [Сайт] URL:https://www.pamono.com/designers/estrid-ericson
12. Estrid Ericson - Founder of SvensktTenn [Сайт] URL: https://www.behance.net/gallery/27428611/Estrid-Ericson-Founder-of-Svenskt-Tenn (фотографиивыставки, посвященнойЭстридЭриксон)
13. Дизайн из Стокгольма: шесть адресов для шопинга[Сайт] URL:https://www.interior.ru/design/2714-dizajn-iz-stokgolma-shest-adresov-dlya-shopinga.html
14. SVENSKT TENN 95 ЛЕТ! [Сайт] URL: https://odesign.ru/svenskt-tenn-95-years/

Текст: © Желомонова Дарья. 2023