Первый из четырех

Сегодня мы начинаем серию публикаций о великих дизайнерах. Статьи для сайта любезно предоставила Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица, эксперт дизайна. Очень символично, что первая статья из этой серии выходит в День знаний. Учиться учиться и учиться – на примере великих!

Первым он числится во многих списках – и своего времени, и всей истории мировой культуры. Именно его имя открыло для нас искусство Шотландии, эстетику местного модерна в архитектуре и традиции национального искусства в интерьере. Чарльз Ренни Макинтош в начале своей профессиональной деятельности был известен как архитектор, а сегодня мы приводим в пример мебель его авторства как проект пионера интернационального дизайна. А на мировых аукционах его работы, как и знаменитой «Четверки» из Глазго в которую он входил, одни из самых дорогих. Например, коллекция их мебели была продана в Эдинбурге за 1,2 млн фунтов стерлингов. Популярность его арт-объектов приобрела такую популярность и признание, что в 2009 году в его честь была выпущена серия 100-фунтовых банкнот – конечно же, с портретом самого Чарльза Ренни Макинтоша. 

Charles Rennie Mackintosh by James Craig Annan. © National Portrait Gallery, London
Чарльз Ренни Макинтош. Фото:  © Джеймс Крейг Аннан. Национальная портретная галерея, Лондон
Становление творческого характера знаменитого шотландца проходило в период рубежа веков, когда художественные эксперименты сменяли друг друга в поисках нового стиля. Мягкость, округлости, миленькая пестрота и завитки в декорах и отделках – характерные приметы популярной в те времена мебели – были упразднены Макинтошем. Он предложил своим клиентам совершенно новую эстетику, новую красоту, в которой главенствовала простота и чистота формы, идея некого остова вещи, не прикрытого никакими излишествами. 

Основы его нового сознания закладывались еще в Школе искусств в Глазго, где он учился с 1885 года. В студенческие годы именно он начал формировать известное «глазговское движение», возглавляемое группой «Четырех»: сам Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Макдональд, позже ставшие носить имена Маргарет Макинтош и Френсис Макнейр. Именно они инспирировали формирование «стиля Глазго» как в графике, декоративно-прикладном искусстве, так и в проектировании мебели и интерьера. Интересно, что Чарльз Ренни Макинтош был единственным из ее членов, кто профессионально занимался архитектурой.
  
Еще обучаясь зодчеству у Фрэнсиса Ньюбери, Чарльз Ренни Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка, отличающегося от традиционного академического стиля. Следуя моде того времени, Макинтош изучал и активно зарисовывал природные формы, тут же перерабатывая их в орнамент или раппорт. В дело шло все обычное и необычное – от кочана капусты в разрезе до рыбьего глаза под микроскопом. Схожие устремления обнаружились у единомышленников Макинтоша – Макнейра и сестер Макдональд, что и предопределило возникновение Группы «Четырех». Окончательно «стиль Глазго» сложился уже в совместной работе, хотя определенные различия творческих подчерков у членов группы сохранились.

Следующим этапом становления молодого архитектора и дизайнера стало творческое путешествие по Франции и Италии, с целью изучения европейской архитектуры и повышения профессионального уровня. Ехал в Европу Макинтош по специальной стипендии, которую получил уже стажируясь в архитектурном бюро. Именно здесь в мастерской Honeyman & Keppie Макинтош работает чертежником и именно здесь в 1893 году создает свой первый самостоятельный архитектурный проект – башню для здания редакции газеты «Глазго Геральд». В это же время он проектирует мебель и интерьеры, а как художник и плакатист эпохи модерна, в 1895 году выступает на Выставке нового искусства в Париже. Макинтош очень быстро получает широкую известность в Европе.
 
Конкурс 1896 года на проектирование Школы искусств в Глазго стал знаковым событием в жизни Чарльза Макинтоша. Завершившееся через 12 лет строительство Школы дало шотландской столице новую и самую узнаваемую достопримечательность. В этом проекте Макинтош выражал идею тотального дизайна: здание со всем интерьерным оборудованием (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) представляет целостный объект, все элементы которого должны находиться в стилевом единстве. 

Проект школы искусств в Глазго.
Чарльз Ренни Макинтош. Проект школы искусств в Глазго
В 1900 году проходит авторская выставка произведений Чарльза Ренни Макинтоша в венском Сецессионе. Это событие оказало серьезное влияние на австрийских художников и первых дизайнеров «Венских мастерских». Наблюдая невероятный успех архитектора и прокетировщика, Великий князь Сергей Александрович предложил художнику организовать такую же выставку в России. И она действительно открылась в Москве в 1902 году.

В этом же году Чарльз Макинтош создает и реализует проект частного дома Вальтера Блэки – Хилл-Хаус, в котором продумано все вплоть до каждой детали и бытовой мелочи. По концепции это был классический семейный дом с библиотекой, главным залом для приема гостей и садом для детей. Все в нем, начиная от фасада здания и заканчивая каминными щипцами, было создано лично Чарльзом и следовало единому авторскому замыслу. Макинтош четко формулировал идею проекта и всегда выдерживал не только пожелания заказчика, но иногда и предвосхищал их. И в этот раз он скорректировал проект уже строящегося здания, чтобы встроить детскую комнату для неожиданного пополнения в семье Блэки.

Hill House в Хеленсбурге, построен в 1904 году. Чарльз Макинтош.
Особняк Хилл-Хаус (Hill House) в Хеленсбурге построен в 1904 году.
В каждом последующем проекте архитектор использует метод «изнутри наружу» и принцип тотального дизайна – и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектируются как единая гармоничная система.

Гостиная в особняке Хилл-Хаус в Хеленсбурге
Особняк Хилл-Хаус. Интерьер гостиной. 1902–1904.
Тема системного проектирования жилой среды стала для Макинтоша главной в его творческой жизни и впоследствии привела к проектированию той самой коллекции мебели, которая оставила его имя во всех учебниках дизайна. Одним из знаковых и легендарных проектов Макинтоша стали так называемые «чайные комнаты» – уникальные дома того времени, где собирались люди разных классов и разного достатка. В первых «комнатах» Куйт Крэнстон на улице Бахэнэн Макинтош ограничился только оформлением стен, а интерьером в целом и мебельным оборудованием занимался Джордж Уолтон. А вот в 1899 году в чайной на Argyle Street Макинтош проявляет свой принцип тотального дизайна и меблирует  зал теми самыми стульями с высокой спинкой, которые впоследствии стали известны как «Стул Макинтош». Буфеты для интерьеров Макинтоша имеют широкие выступающие карнизы, а формы геометричны и более чем лаконичны. Древесина может быть окрашена в темные «мужские» цвета – серый, оливковый, однако составляют компанию предметам белого или светлых пастельных тонов.

Чарльз Ренни Макинтош (Келвингроув, Глазго). Музей Данса ле Келвингроув, выставка «Макинтош и стиль Глазго»
Музей Данса ле Келвингроув, выставка «Макинтош и стиль Глазго»
Следующим пространством мебельных экспериментов становится дамская комната для завтраков The Ladies’ Luncheon Room на Ingram Street, и в 1903 – «комнаты» для Willow. В первой дамской гостиной была создана Китайская комната, которую оформляли стулья со ступенчатой спинкой, стол для игры в домино (под верхней круглой столешницей располагаются небольшие полочки, на которые можно было ставить чашки с чаем или костяшки домино). Спроектировал Макинтош и светильник в китайском стиле – выкрашенный в зеленый цвет медный абажур венчала восьмиярусная «пагода». Знаменитый стул с трапецевидным сиденьем, ножками и спинкой прямоугольных очертаний выполнен из черненого дерева. Решетчатая спинка слишком вытянута вверх и весьма высока, а планки спускаются до самого пола, образуя статичную вертикальную доминанту. Дизайнером было запроектировано несколько вариаций стула. Так, сиденье может быть из дерева, текстиля и даже из плетеной соломы. Также и рисунок решетки может быть изменен, а сама конструкция дополнена простыми подлокотниками. Есть модели, где нет решетки, но присутствует форма, напоминающая перевернутый маятник старинных часов; и выглядит это как «нимб» над головой сидящего.

Чарльз Ренни Макинтош. Мебель. Эскиз стульев с высокой спинкой.
Чарльз Ренни Макинтош. Мебель. Эскиз стульев с высокой спинкой.
Стул Макинтош лаконичен, выразителен и выглядит как самодостаточная графическая инсталляция. Это не просто мебель, которая прислуживает человеку, он гораздо выше по статусу и диктует свои правила. Если человек решил присесть на стул Макинтош, то у него не получится сидеть вразвалку, он будет вынужден принять императорскую осанку, стать выше ростом и, должно быть, ощутит чистоту своих духовных устремлений. Несмотря на всю функциональность, эту мебель чаще используют как арт-объект, способный украсить и преобразить любое пространство.

Мебельная фабрика Cassina из Милана, которая производит дорогую, изысканную мебель и сотрудничает с самыми именитыми дизайнерами, приобрела в 1971 году право на реконструкцию, производство и повторное предложение на рынок знаменитого темного стула с высокой спинкой. Лицензия подписана университетом Глазго.

Кресло 292 HILL HOUSE 1. CASSINA коллекция I Maestri
Кресло 292 HILL HOUSE 1. CASSINA коллекция I Maestri
В начале 20 века происходили самые неверотяные эксперименты в декоративном искусстве, в интерьере и частности в искусстве мебели. Главой лидирующего направления «Искусства и ремесла» был Уильям Моррис. Но несмотря на его признанное лидерство, не менее знаменитый Чарльз Макинтош пренебрегал правилами Морриса. В частности следованию «правде материала». Например, окраска его знаменитой белой мебели полностью скрывала естественную текстуру дерева, а характер деталей никак не был связан с механическими свойствами древесины. В мебельных работах шотландца природные свойства материала как бы подавлялись художественной идеей, которая творит форму. Каждый стул, комод или буфет Макинтоша провозглашали новую эстетику, в которой неоромантическая «естественность» сменяется декадентской «искусственностью». 

Абстрагирование от природных качеств материала, и от правил художественной традиции не привели Макинтоша, как многих его коллег на континенте, к безудержному декоративизму и орнаментальности, а напротив – стали своеобразным манифестом нового стиля.

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица, эксперт дизайна.