О конфетах marshmallow и американском дизайне

Он не собирался становиться архитектором, а уж тем более дизайнером. Как и многие закончил общественную школу и, поступив в Йельский университет хотел определиться со специальностью позже. Но случайно увидел Школу архитектуры в Университете, когда спасался от ураганного дождя. Идя через здание, будущая звезда американского дизайна и архитектуры наткнулся на выставку работ студентов, названную «A cemetery gateway». Через полчаса, на выставке Джордж Нельсон ясно представил свое будущее – как архитектора.


Джордж Нельсон


И уже в студенчестве к нему пришло признание и популярность у американской публики. Причиной тому стали статьи и публикации его работ в журналах Pencil Points и Architecture. Еще не закончив Йель и обучаясь зодчеству, Нельсон в последний год университетства получил приглашение на должность разработчика в архитектурную фирму Adams and Prentice. В 1928 году он заканчивает Йельский университет по специальности архитектура, а 1929 году становится еще и ассистентом преподавателя одновременно получая вторую степень бакалавра в Йельском университете. Невероятное стремление к знаниям обеспечивает ему степень в области изобразительных искусств, которую ему вручают в 1931 году. А на следующий год Джордж уже получает премию Rome Prize – стипендию, которая дает возможность изучать архитектуру с бесплатным проживанием в Риме с 1932 по 1934. Однако этим городом не ограничивается его интерес и он много путешествует по Европе открывая для себя не только новые шедевры архитектуры, но и знакомясь с пионерами авангардной архитектуры.

В 30-е годы Нельсон работает корреспондентом в архитектурных журналах, берет интервью у архитекторов-модернистов. Во время одной из таких бесед для журнала Pencil Points, Людвиг Мис ван дер Роэ спросил Нельсона о Франке Ллойде Райте и Джордж был сильно смущен, так как не был знаком с его творчеством. Спустя несколько лет Нельсон будет работать с Райтом для специального выпуска журнала Architectural Forum, который станет для Райта своеобразным возвращением из относительного забвения. Именно с этим журналом будет связано его самое большое и долгосрочное сотрудничество – с 1935 по 1943 годы он был первым младшим редактором, с 1944 по 1949 годы занимает пост редактора-консультанта. Это была его своеобразная профессиональная и философская платформа для отстаивания и защиты модернистских принципов. Главной его идеей состояла в том, что работа проектировщика должна менять мир к лучшему, а художник-конструктор не должен идти на излишние уступки коммерческим силам промышленности. По его мнению, природа уже создала все прекрасное, а человек разрушает настоящую гармонию, не следуя естеству, делая вещи вне правил природы. Его оппонентами и собеседниками в интервью и статьях становятся такие мэтры дизайна как Элиот Нойес, Чарльз Имз, Уолтер Б. Форд.

Его архитектурная и проектная деятельность идет параллельно с писательской – после войны он в соавторстве с Генри Райтом выпускает книгу «Tomorrow’s House». Именно здесь он вводит такое понятие как «семейная комната» и «стена для хранения». Благодаря этому появилась идея встраиваемых шкафов, а мы вернули себе потерянное ранее пространство между стенами. Эти две точки становятся отправными для начала дизайнерских разработок Джорджа Нельсона в мебели. Сама идея встроенных шкафов была разработана им при написании книги, когда издатель попросил чтоб Джордж скорее закончил и дописал раздел по хранению в доме. Тогда оба автора (Райт и Дж.Нельсон) не стали изобретать «велосипед» и задались простым вопросом – «что находится внутри стены?». Тогда и родилась концепция хранения между стенами. По тем временам книга «Tomorrow’s House» можно сказать была инновационной и предлагала не просто скомбинировать стили в одном пространстве как раньше, а собственно решить проблемы, которые возникают при оформлении и меблировке любого пространства. По мнению авторов книги, извечную нехватку свободного места в компактных квартирах можно легко решить, превратив стену комнаты в двусторонний (от пола до потолка) шкаф или стеллаж. Эта гениальная по простоте идея нашла отклик и понимание как у домовладельцев, так и у изготовителей мебели. Производственные компании таким образом получили один из самых покупаемых товаров всеми категориями квартиросъемщиков.

Tomorrow's House. Written with Henry Wright. New York, Simon and Schuster. 1945
Книга «Tomorrow's House». New York, Simon and Schuster. 1945
  
В 1946 году будущая легенда дизайна основывает собственную студию, специализацией которого становится проектирование как архитектурное так и промышленное, то есть дизайн. И первым проектом студии Джорджа Нельсона конечно же стала полочная система под названием «Основные компоненты хранения». Проект, напечатанный в журнале, заинтересовал Ди. Дж. ДеПри (D. J. DePree), который в тот момент искал нового дизайнера для современной мебельной фабрики, принадлежащей его бренду Herman Miller. В 1945 году первый каталог компании был подготовлен новым дизайнером и получил большой резонанс среди покупателей и конкурентов по производству мебели. Так началось знаменитое сотрудничество – с 1947 по 1972 год Джордж Нельсон являлся бессменным директором по дизайну компании Herman Miller. За это время с брендом под руководством Нельсона создавали и реализовывали свои проекты такие легендарные личности как Рей и Чарльз Имз, Гарри Бертояй, Исаму Ногучи, Дональд Норр и Ричард Шульц – каждый из них внес свою лепту в формирование яркого имени компании Herman Miller.


Джордж Нельсон и партнеры CSS (Комплексная система хранения). Херман Миллер, США, 1959. орех, алюминий, эмалированная сталь, ламинат, пластик, нержавеющая сталь.
Джордж Нельсон и партнеры CSS (Комплексная система хранения). Херман Миллер, США, 1959. орех, алюминий, эмалированная сталь, ламинат, пластик, нержавеющая сталь.

Работая теперь как дизайнер, Джордж Нельсон формировал концепцию «Активного офиса» (Action Office) и в 1970-х годах для бренда создал фирменную офисную систему Nelson Workspace, основой которой стали модульные элементы с возможностью моделировать пространство и рабочее место самостоятельно. Архитектурное бюро Нельсона продолжает работать, решая новые для себя задачи по дизайну, в то числе формирования фирменного стиля. В числе клиентов бюро были огромные корпорации: Abbot, Ford, Gulf, IBM, General Electric, Monsanto and Olivetti и даже правительство США. Для работы над дизайн-проектами Нельсон привлекал таких известных мастеров как Этторе Соттсасс и Майкл Грейвз.  Вместе с ними и самостоятельно Джордж Нельсон создавал новую систему мебели и оборудования интерьеров. 

Безусловным фирменным знаком дизайнера Джорджа Нельсона стал диван Marshmallow. Впервые разработку он  представил в 1956 году. Сейчас эксперты называют Marshmallow прототипом поп-арта. Диван Marshmallow имел огромную популярность у потребителей как частных апартаментов, так и владельцев офисов и галерей. До сих пор это один из самых узнаваемых предметов мебели американского дизайна. Собственно идея создания этого необычного дивана возникла, когда в студию Нельсона пришел изобретатель пластиковых дисков и предложил их использовать для изготовления оригинальной мебели. Сами диски оказались непрактичны, но дизайнеры подумали заменить их на поролоновые подушки в виниловой обивке. С тех пор, ассистент Джорджа Нельсона, Ирвинг Харпер считается соавтором дивана Marshmallow. Для изготовления такой мебели использовали восемнадцать красочных подушек, которые визуально похожи на популярные в США разноцветные конфеты маршмэллоу. Каждая подушка - видится отдельным элементом дивана, между собой же они соединены с помощью каркаса из стекловолокна с ножками из стали. Благодаря красочной цветовой гамме, диваны Marshmallow можно совмещать и комбинировать, создавая сиденья любой длины. А подушки можно обтягивать любой тканью и кожей, их можно легко демонтировать для чистки или замены.  В наши дни, диван Marshmallow производится на двух континентах: в Америке (компания Herman Miller) и Европе (компания Vitra). Диван Marshmallow 1959 года выпуска был продан с аукциона Phillips de Pury & Company в декабре 2007 года за $29 800.


Диван «Marshmallow». Дизайн: Джордж Нельсон
Диван Marshmallow. 1959


Программное для Нельсона изобретение – кресло Coconut, которое производится с 1955 года. В своем образе, модель сочетает актуальность стиля минимализма и присущее дизайнеру отличное чувство юмора. В образной концепции кресла, Джордж Нельсон сравнивает его с кокосом, разделенным на восемь частей. Основание кресла выполнено из стальных хромированных трубок, сиденье изготовлено из пластика и стекловолокна, для обивки используется ткань или кожа. Кресло Coconut имеет эргономичный дизайн и предназначено в первую очередь для релакса. Нельсону удалось не просто создать незабываемый и модный дизайн, а объединить творческое вдохновение и инженерное мышление в инновационной разработке.


Кресло «Coconut». Дизайн: Джордж Нельсон
Кресло Coconut. 1955


Офисная тема для Нельсона была особо почитаемой,в этом ряду он разработал не одну коллекцию предметов мебели для офиса. Так рабочий стол Nelson Desk был представлен в 1958 году. Основной акцент дизайнер сделал на долговечность и самого дизайна и материала – массива натуральной древесины. Инновацией в конструкции стола стали отверстия для доступа ко всем офисным гаджетам – компьютеру, телефону. Просчитанная эргономика стола, наличие системы хранения личных канцелярских принадлежностей сделали этот стол одним из самых популярных среди служащих.


Сontemporary desk. Design by George Nelson

Nelson™ Swag Leg Desk
  
Другой рабочий стол Wooden Concept изначально создавался исключительного для общественных учреждений, но со временем его все чаще и чаще стали использовать в качестве домашней меблировки. Его современный внешний вид, сочетающий в себе продуманную простоты и вместительность, небольшие габариты и необычный ассиметричный дизайн привлекали ценителей акутального дизайна.

В 2008 году к 100-летию Нельсона компания Vitra переиздала модель стула Pretzel – один из самых известных предметов дизайна. Юбилейный тираж был лимитированным – всего 1000 изделий, изготовленных из палисандрового шпона. В 1952 году Нельсон спроектировал стул из гнутой фанеры, и дал ему простое, почти техническое название – «Фанерованный стул». Но вскоре пришло другое название, неформальное – Pretzel, или «калачик». Для достижения такого эффекта изгонутости на производстве использовали фанеру, из нее изготавливали спинку и основания стула, а также четыре ножки, которые элегантно скрещивающиваются под сидением. Сужающаяся книзу форма ножек добавляет дизайну стула изысканность и утонченность.

Cтул «Pretzel». Дизайн: Джордж Нельсон
Cтул Pretzel. 1952


Буквально через год после презентации стула Pretzel, Нельсон издает свою новую книгу «Стулья», в которой представляет не только историю мебели для сидения, но и анализирует ее современное состояние, прогнозирую даже будущее развитие.  Именно здесь он впервые отметит стул как один из важнейших элементов современной мебели: «Можно только догадываться, какие из предметов мебели будущее поколение сочтет наиболее типичными для Западной Европы первой половины ХХ века, но я полагаю, что современному стулу в этом списке определенно найдется место». В книге он предполагал совершенно новое виденье этого предмета мебели, его самостоятельность, без привязке к пристенной композиции в интерьере. Именно в это время большинство дизайнеров начинают свои первые и удачные эксперименты в дизайне со стульями, превращая их в скульптурный объект интерьера.  «Легковесность, прозрачность и элегантный силуэт» по мнению Нельсона были важнейшими свойствами стула, и все они нашли свое воплощение в стуле Pretzel.

Надо отметить, что проекты Нельсона охватывали другие сферы – он разработал дизайнерское решение для бренда Olivetti – печатную машинку «Редактор». А в 1959 году по сути он представлял всю Америку, разработав проект и организацию Американской Национальной выставки в Москве. Он совместно с коллегами отобрал лучшие промышленные товары США и представил на широкой трехмерной платформе, которую разработал специально для этой экспозиции. Кроме того он смоделировал на выставке квартиру с полной меблировкой самыми модными предметами. Апофеозом его работы на выставке стали большой стекловолоконный зонт для выставочных павильонов. С 1968 года он активно работает и в Европе, являясь членом Высшего промышленного совета промышленных изделий в Париже.


george_nelson_01.jpg
Ball Clock (1949) были одними из первых 150 часов, разработанных Джорджем Нельсоном для компании Howard Miller Clock, которая продавала эту модель с 1949 по 1980-е годы.


Сегодня для нас Джордж Нельсон не только представитель яркого американского дизайна, но и автор хорошо известных классических предметов: часы-атом, кресло-кокос, часы-животные, масса эмоциональных и запоминающихся проектов. Каждый из предметов, созданных Нельсоном, несет в себе позитивное мышление, невероятное удобство и многофункциональность, простоту и яркость. Несмотря на то, что сегодня Нельсон считается истинным классиком американского дизайна, его стиль совершенно нетипичен для американского стиля, а больше соответствует постулатам итальянского направления. Время, в которое работал мастер, его талант, позволили ему объединить эмоциональность и юмор итальянского дизайна с американским рационализмом.  

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица

#история дизайна