О конфетах marshmallow и американском дизайне
Он не собирался становиться архитектором, а уж тем более дизайнером. Как и многие закончил общественную школу и, поступив в Йельский университет хотел определиться со специальностью позже. Но случайно увидел Школу архитектуры в Университете, когда спасался от ураганного дождя. Идя через здание, будущая звезда американского дизайна и архитектуры наткнулся на выставку работ студентов, названную «A cemetery gateway». Через полчаса, на выставке Джордж Нельсон ясно представил свое будущее – как архитектора.
И уже в студенчестве к нему пришло признание и популярность у американской публики. Причиной тому стали статьи и публикации его работ в журналах Pencil Points и Architecture. Еще не закончив Йель и обучаясь зодчеству, Нельсон в последний год университетства получил приглашение на должность разработчика в архитектурную фирму Adams and Prentice. В 1928 году он заканчивает Йельский университет по специальности архитектура, а 1929 году становится еще и ассистентом преподавателя одновременно получая вторую степень бакалавра в Йельском университете. Невероятное стремление к знаниям обеспечивает ему степень в области изобразительных искусств, которую ему вручают в 1931 году. А на следующий год Джордж уже получает премию Rome Prize – стипендию, которая дает возможность изучать архитектуру с бесплатным проживанием в Риме с 1932 по 1934. Однако этим городом не ограничивается его интерес и он много путешествует по Европе открывая для себя не только новые шедевры архитектуры, но и знакомясь с пионерами авангардной архитектуры.
В 30-е годы Нельсон работает корреспондентом в архитектурных журналах, берет интервью у архитекторов-модернистов. Во время одной из таких бесед для журнала Pencil Points, Людвиг Мис ван дер Роэ спросил Нельсона о Франке Ллойде Райте и Джордж был сильно смущен, так как не был знаком с его творчеством. Спустя несколько лет Нельсон будет работать с Райтом для специального выпуска журнала Architectural Forum, который станет для Райта своеобразным возвращением из относительного забвения. Именно с этим журналом будет связано его самое большое и долгосрочное сотрудничество – с 1935 по 1943 годы он был первым младшим редактором, с 1944 по 1949 годы занимает пост редактора-консультанта. Это была его своеобразная профессиональная и философская платформа для отстаивания и защиты модернистских принципов. Главной его идеей состояла в том, что работа проектировщика должна менять мир к лучшему, а художник-конструктор не должен идти на излишние уступки коммерческим силам промышленности. По его мнению, природа уже создала все прекрасное, а человек разрушает настоящую гармонию, не следуя естеству, делая вещи вне правил природы. Его оппонентами и собеседниками в интервью и статьях становятся такие мэтры дизайна как Элиот Нойес, Чарльз Имз, Уолтер Б. Форд.
Его архитектурная и проектная деятельность идет параллельно с писательской – после войны он в соавторстве с Генри Райтом выпускает книгу «Tomorrow’s House». Именно здесь он вводит такое понятие как «семейная комната» и «стена для хранения». Благодаря этому появилась идея встраиваемых шкафов, а мы вернули себе потерянное ранее пространство между стенами. Эти две точки становятся отправными для начала дизайнерских разработок Джорджа Нельсона в мебели. Сама идея встроенных шкафов была разработана им при написании книги, когда издатель попросил чтоб Джордж скорее закончил и дописал раздел по хранению в доме. Тогда оба автора (Райт и Дж.Нельсон) не стали изобретать «велосипед» и задались простым вопросом – «что находится внутри стены?». Тогда и родилась концепция хранения между стенами. По тем временам книга «Tomorrow’s House» можно сказать была инновационной и предлагала не просто скомбинировать стили в одном пространстве как раньше, а собственно решить проблемы, которые возникают при оформлении и меблировке любого пространства. По мнению авторов книги, извечную нехватку свободного места в компактных квартирах можно легко решить, превратив стену комнаты в двусторонний (от пола до потолка) шкаф или стеллаж. Эта гениальная по простоте идея нашла отклик и понимание как у домовладельцев, так и у изготовителей мебели. Производственные компании таким образом получили один из самых покупаемых товаров всеми категориями квартиросъемщиков.
Книга «Tomorrow's House». New York, Simon and Schuster. 1945
В 1946 году будущая легенда дизайна основывает собственную студию, специализацией которого становится проектирование как архитектурное так и промышленное, то есть дизайн. И первым проектом студии Джорджа Нельсона конечно же стала полочная система под названием «Основные компоненты хранения». Проект, напечатанный в журнале, заинтересовал Ди. Дж. ДеПри (D. J. DePree), который в тот момент искал нового дизайнера для современной мебельной фабрики, принадлежащей его бренду Herman Miller. В 1945 году первый каталог компании был подготовлен новым дизайнером и получил большой резонанс среди покупателей и конкурентов по производству мебели. Так началось знаменитое сотрудничество – с 1947 по 1972 год Джордж Нельсон являлся бессменным директором по дизайну компании Herman Miller. За это время с брендом под руководством Нельсона создавали и реализовывали свои проекты такие легендарные личности как Рей и Чарльз Имз, Гарри Бертояй, Исаму Ногучи, Дональд Норр и Ричард Шульц – каждый из них внес свою лепту в формирование яркого имени компании Herman Miller.
Джордж Нельсон и партнеры CSS (Комплексная система хранения). Херман Миллер, США, 1959. орех, алюминий, эмалированная сталь, ламинат, пластик, нержавеющая сталь.
Работая теперь как дизайнер, Джордж Нельсон формировал концепцию «Активного офиса» (Action Office) и в 1970-х годах для бренда создал фирменную офисную систему Nelson Workspace, основой которой стали модульные элементы с возможностью моделировать пространство и рабочее место самостоятельно. Архитектурное бюро Нельсона продолжает работать, решая новые для себя задачи по дизайну, в то числе формирования фирменного стиля. В числе клиентов бюро были огромные корпорации: Abbot, Ford, Gulf, IBM, General Electric, Monsanto and Olivetti и даже правительство США. Для работы над дизайн-проектами Нельсон привлекал таких известных мастеров как Этторе Соттсасс и Майкл Грейвз. Вместе с ними и самостоятельно Джордж Нельсон создавал новую систему мебели и оборудования интерьеров.
Безусловным фирменным знаком дизайнера Джорджа Нельсона стал диван Marshmallow. Впервые разработку он представил в 1956 году. Сейчас эксперты называют Marshmallow прототипом поп-арта. Диван Marshmallow имел огромную популярность у потребителей как частных апартаментов, так и владельцев офисов и галерей. До сих пор это один из самых узнаваемых предметов мебели американского дизайна. Собственно идея создания этого необычного дивана возникла, когда в студию Нельсона пришел изобретатель пластиковых дисков и предложил их использовать для изготовления оригинальной мебели. Сами диски оказались непрактичны, но дизайнеры подумали заменить их на поролоновые подушки в виниловой обивке. С тех пор, ассистент Джорджа Нельсона, Ирвинг Харпер считается соавтором дивана Marshmallow. Для изготовления такой мебели использовали восемнадцать красочных подушек, которые визуально похожи на популярные в США разноцветные конфеты маршмэллоу. Каждая подушка - видится отдельным элементом дивана, между собой же они соединены с помощью каркаса из стекловолокна с ножками из стали. Благодаря красочной цветовой гамме, диваны Marshmallow можно совмещать и комбинировать, создавая сиденья любой длины. А подушки можно обтягивать любой тканью и кожей, их можно легко демонтировать для чистки или замены. В наши дни, диван Marshmallow производится на двух континентах: в Америке (компания Herman Miller) и Европе (компания Vitra). Диван Marshmallow 1959 года выпуска был продан с аукциона Phillips de Pury & Company в декабре 2007 года за $29 800.
Диван Marshmallow. 1959
Программное для Нельсона изобретение – кресло Coconut, которое производится с 1955 года. В своем образе, модель сочетает актуальность стиля минимализма и присущее дизайнеру отличное чувство юмора. В образной концепции кресла, Джордж Нельсон сравнивает его с кокосом, разделенным на восемь частей. Основание кресла выполнено из стальных хромированных трубок, сиденье изготовлено из пластика и стекловолокна, для обивки используется ткань или кожа. Кресло Coconut имеет эргономичный дизайн и предназначено в первую очередь для релакса. Нельсону удалось не просто создать незабываемый и модный дизайн, а объединить творческое вдохновение и инженерное мышление в инновационной разработке.
Кресло Coconut. 1955
Офисная тема для Нельсона была особо почитаемой,в этом ряду он разработал не одну коллекцию предметов мебели для офиса. Так рабочий стол Nelson Desk был представлен в 1958 году. Основной акцент дизайнер сделал на долговечность и самого дизайна и материала – массива натуральной древесины. Инновацией в конструкции стола стали отверстия для доступа ко всем офисным гаджетам – компьютеру, телефону. Просчитанная эргономика стола, наличие системы хранения личных канцелярских принадлежностей сделали этот стол одним из самых популярных среди служащих.
Nelson™ Swag Leg Desk
Другой рабочий стол Wooden Concept изначально создавался исключительного для общественных учреждений, но со временем его все чаще и чаще стали использовать в качестве домашней меблировки. Его современный внешний вид, сочетающий в себе продуманную простоты и вместительность, небольшие габариты и необычный ассиметричный дизайн привлекали ценителей акутального дизайна.
В 2008 году к 100-летию Нельсона компания Vitra переиздала модель стула Pretzel – один из самых известных предметов дизайна. Юбилейный тираж был лимитированным – всего 1000 изделий, изготовленных из палисандрового шпона. В 1952 году Нельсон спроектировал стул из гнутой фанеры, и дал ему простое, почти техническое название – «Фанерованный стул». Но вскоре пришло другое название, неформальное – Pretzel, или «калачик». Для достижения такого эффекта изгонутости на производстве использовали фанеру, из нее изготавливали спинку и основания стула, а также четыре ножки, которые элегантно скрещивающиваются под сидением. Сужающаяся книзу форма ножек добавляет дизайну стула изысканность и утонченность.
Cтул Pretzel. 1952
Буквально через год после презентации стула Pretzel, Нельсон издает свою новую книгу «Стулья», в которой представляет не только историю мебели для сидения, но и анализирует ее современное состояние, прогнозирую даже будущее развитие. Именно здесь он впервые отметит стул как один из важнейших элементов современной мебели: «Можно только догадываться, какие из предметов мебели будущее поколение сочтет наиболее типичными для Западной Европы первой половины ХХ века, но я полагаю, что современному стулу в этом списке определенно найдется место». В книге он предполагал совершенно новое виденье этого предмета мебели, его самостоятельность, без привязке к пристенной композиции в интерьере. Именно в это время большинство дизайнеров начинают свои первые и удачные эксперименты в дизайне со стульями, превращая их в скульптурный объект интерьера. «Легковесность, прозрачность и элегантный силуэт» по мнению Нельсона были важнейшими свойствами стула, и все они нашли свое воплощение в стуле Pretzel.
Надо отметить, что проекты Нельсона охватывали другие сферы – он разработал дизайнерское решение для бренда Olivetti – печатную машинку «Редактор». А в 1959 году по сути он представлял всю Америку, разработав проект и организацию Американской Национальной выставки в Москве. Он совместно с коллегами отобрал лучшие промышленные товары США и представил на широкой трехмерной платформе, которую разработал специально для этой экспозиции. Кроме того он смоделировал на выставке квартиру с полной меблировкой самыми модными предметами. Апофеозом его работы на выставке стали большой стекловолоконный зонт для выставочных павильонов. С 1968 года он активно работает и в Европе, являясь членом Высшего промышленного совета промышленных изделий в Париже.
Ball Clock (1949) были одними из первых 150 часов, разработанных Джорджем Нельсоном для компании Howard Miller Clock, которая продавала эту модель с 1949 по 1980-е годы.
Сегодня для нас Джордж Нельсон не только представитель яркого американского дизайна, но и автор хорошо известных классических предметов: часы-атом, кресло-кокос, часы-животные, масса эмоциональных и запоминающихся проектов. Каждый из предметов, созданных Нельсоном, несет в себе позитивное мышление, невероятное удобство и многофункциональность, простоту и яркость. Несмотря на то, что сегодня Нельсон считается истинным классиком американского дизайна, его стиль совершенно нетипичен для американского стиля, а больше соответствует постулатам итальянского направления. Время, в которое работал мастер, его талант, позволили ему объединить эмоциональность и юмор итальянского дизайна с американским рационализмом.
Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица
#история дизайна