Джорджетто Джуджаро: «Дизайнеры всегда были эгоцентричными людьми»

Автомобили. Офисные кресла. Железнодорожные поезда. Спагетти. Кажется, в этом мире не осталось ни одной вещи, к дизайну которой не приложил бы свой карандаш Джорджетто Джуджаро — основатель и глава знаменитого ателье Italdesign.

Джуджаро — обладатель титула «Автомобильный дизайнер столетия», а его имя включено в Автомобильный зал славы в американском городе Дирборн за неоценимый вклад в инновации и развитие транспортной индустрии. За 50 лет он создал больше сотни кузовов для автомобилей, без которых нельзя представить ни улицы мегаполисов (первое поколение Volkswagen Golf), ни гоночные треки (Lamborghini Gallardo), ни сверкающие стенды автосалонов (Italdesign Quaranta).

Volkswagen Golf GTI I
Пятидверный хэтчбек Volkswagen Golf GTI I  C-класса с передним приводом.

В эксклюзивном интервью живой классик вспоминает о том, как проектировал машину времени, работал с топ-менеджерами российских нефтяных компаний и о том, как копирование Леонардо да Винчи может стать началом успешной карьеры.

Ваш дедушка и отец были художниками. Какие первые уроки они вам дали? Чем вообще привлекала вас художественная сфера?

Мое детство прошло вдали от автомобилей, меня интересовало искусство. Мой дедушка рисовал огромные фрески на стенах церквей. Перед тем как приступить к работе, он всегда делал набросок на большом листе бумаги, а потом прокалывал его, выделяя основную линию рисунка. Отлично помню себя, когда мне было от силы три или четыре года, бегающего вокруг деда, занятого работой. Я всегда докучал ему тем, что просил проколоть еще пару листков… Когда я немного подрос, отец научил меня работать с краской, смешивать цвета, готовить стены к рисунку, научил меня технике перспективы… И чуть позже я выбрал художественную школу.

Часы Seiko 7A28-7000
Часы Seiko 7A28-7000

Каким был ваш самый первый рисунок? Когда появились первые знаки того, что вы будете работать в автомобильной сфере?

Я всегда любил великих художников Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Гогена… Однажды мой отец посоветовал мне попытаться скопировать некоторые из их самых знаменитых полотен. Так что мой самый первый рисунок — это копия автопортрета Леонардо да Винчи. Именно она помогла мне выявить собственный талант. Я до сих пор храню эту работу, выполненную на черном листе бумаги белым карандашом.

А автомобили я впервые начал рисовать когда ночью ходил в школу технического рисования, после художественных курсов. Лишь в 17 лет я попал на курсы технического дизайна при концерне Fiat. Моим первым учителем был дядя Данте Джакоза (главного инженера Fiat в середине ХХ века), он вдохновил меня и позволил прикоснуться к автомобильному миру, помог совместить мою свободную художественную натуру с техническими возможностями автоиндустрии.

Паста «Marille», в основе формы которой лежит буква β и уплотняющая прокладка автомобильной двери / Italdesign
Паста «Marille», в основе формы которой лежит буква β и уплотняющая прокладка автомобильной двери / Italdesign

Вы рисовали фотокамеры, кухонную технику, даже пасту… Почему вы выбирали именно эти продукты, помимо автомобилей? Проще ли рисовать и создавать такие вещи, нежели автомобили?

В 1981 году я принял решение открыть Giugiaro Design, подразделение промышленного дизайна компании Italdesign именно для того, чтобы мы могли применять наши дизайнерские методы в неавтомобильных проектах. Фотокамеры, паста, баскетбольный мяч, бутылки — все это для нас стало новым и интересным вызовом. И на самом деле, мы подходим к созданию таких вещей точно таким же образом, как поступаем с автомобилями. У нас есть опыт выполнения заказов и для российских предприятий. Когда компания «Газпром» решила запустить и вывести на глобальный рынок новый продукт (моторное масло G-Energy), мы разработали для нее дизайн нового бренда, способный к конкуренции на мировом рынке и понятный в любой стране. Кстати, весной 2010 года в Чикаго мы получили за этот продукт приз Good Design Award.

Что вы помните о работе с Джоном Де Лореаном, над той знаменитой «машиной времени» из трилогии «Назад в будущее»?

Это был 1975 год, довольно непростое время из-за затяжного нефтяного кризиса. В том же году к нам обратился Джон Де Лореан (американский инженер, основатель автомобильной компании De Lorean Motor Company), который заказал разработку дизайна нового спорт-купе для американского рынка. Де Лореан был заинтересован в наших ноу-хау и способности браться за различные направления работы во время проектирования и разработки автомобилей. А мы были очень рады включиться в этот амбициозный проект (разработка модели DMC-12) — ведь это должен был быть второй в мире автомобиль для массового производства (после Mercedes-Benz 300 SL) с дверьми типа «крыло чайки».

Delorean DMC12

DeLorean DMC 12, известный во всем мире благодаря трилогии «Назад в будущее» — проект экономичного двухместного купе с ветровыми дверями типа «чайка».

Помню, что Джон очень хотел, чтобы я приехал в США и посмотрел на прототип новой модели, но постоянные встречи в Италии и работа не позволяли мне выкроить время, чтобы съездить в Америку. Тогда он позвонил мне и сказал, чтобы я сел на «Конкорд» рейсом из Парижа в Нью-Йорк. Когда я прилетел в Штаты, Джон забрал меня прямо из аэропорта на вертолете и отвез в штаб-квартиру De Lorean. Я изучил их модель, основательно над ней поработал, опять же на вертолете прилетел в аэропорт и ближайшим рейсом на «Конкорде» вернулся в Италию. Этот французский самолет настолько быстр, что весь полет через Атлантику занял лишь 3 часа. Из-за такой бешеной скорости и из-за «джетлага» я проработал 48 часов без перерыва! Я так устал, что не мог расслабиться даже во время обратного перелета.

Автомобиль De Lorean DMC-12 встал на конвейер в 1981 году, а на следующий год производство уже было временно прекращено из-за маркетингового просчета. В итоге оно никогда не возобновилось. Сам автомобиль стал знаменитым только много лет спустя — благодаря картине «Назад в будущее», в которой он стал той самой «машиной времени». Разве это не ирония?

Nikon F4 —первая в мире профессиональная фотокамера, штатно оснащенная автофокусом
Nikon F4 — первая в мире профессиональная фотокамера, штатно оснащенная автофокусом

Как выглядит формула успешного дизайн-проекта?

Думаю, в нашем случае один из главных ключевых элементов успеха — это то, что мы не стараемся создать проекты исключительно с эстетической точки зрения. Дизайн должен быть функционален, эргономичен, пригоден для жизни и тесно связан с философией массового производства.
Есть такая известная цитата: половина мальчишек мечтает о том, чтобы стать рок-звездами, а вторая половина — о том, чтобы рисовать автомобили…

… или о том, чтобы стать футболистами. Да, у моей профессии есть такой «романтический оттенок», но он все-таки должен быть связан с очень практичной и функциональной стороной вещей. Так что можно сказать, что моя работа только немного романтична, но очень практична.

По вашему опыту, что дизайнеру необходимо для работы — помимо инженерных познаний? И лучше работать одному или в команде в самом начале работы над эскизами?

Думаю, дизайнеру нужно очень хорошо знать все особенности производственного цикла проекта и разработки продукта. Не говоря уже о том, что свое воображение нужно всегда уметь сочетать со своего рода «предвидением» того, как будет меняться проект. Дизайнер должен воспринимать и изучать то, что предлагает рынок. Сейчас, к счастью, всегда можно придумать множество вариантов нового «облика» автомобиля, новой интерпретации или более «продвинутой» версии.

Купе Maserati Bora, разработанное Джорджетто Джуджаро в 1971 году
Купе Maserati Bora, разработанное Джорджетто Джуджаро в 1971 году

Экс-глава ателье Bertone Паоло Каккамо как-то сказал: «Италия стала такой влиятельной в дизайне благодаря национальному характеру — креативному, но очень независимому. Ну, или потому что итальянцы так много едят спагетти». А как вы думаете, почему именно Италия стала символом дизайна?

Дизайнеры — странные люди, эгоцентричные. Всегда были такими — как и много веков назад. В эпоху Возрождения в Италии было немало великих художников — Джотто ди Бондоне, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль… За счет своего таланта они вырвались из мастерских, где были обычными подмастерьями.

И, разумеется, Италия является одной из немногих стран, а может, даже единственным государством, в котором собраны сразу столько легендарных студий и именитых дизайнеров, — Пининфарина, Бертоне, Микелотти, Де Сильва. Но, по моему мнению, даже гении нуждаются в окружении, в команде для старта и дальнейшего роста. А кроме того — в знании работ своих предшественников, в умении следовать советам других и умении принимать критику.

Насколько важны современные технологии при создании концепт-каров?

Создавать концепт-кар, который изначально не планируется к запуску в серию легче, чем разрабатывать серийный автомобиль. Перед дизайнером не стоит столько ограничений вроде дорожного лицензирования, вопросов безопасности и так далее. Возможно, креативный процесс более свободен, можно больше помечтать… Но в остальном, для меня концепт-кар должен быть пригодным для массового производства и при этом не важно, насколько экстремальным он может быть. Конечно, у нас в распоряжении есть все последние технологии — но это лишь просто инструменты. А креативность не имеет ничего общего с инструментами — они просто способ осуществить то, что ты задумал.

Интервью: Александра Мурашева для журнала «4Room». № 08 (68) 2012. Публикуется с разрешения автора.