Джеймс Галанос
Джеймс Галанос является культовым американским дизайнером второй половины XX века. Будучи «зеркалом» американской моды, он один из первых доказал способность Америки составить достойную конкуренцию мэтрам французской кутюрной моды.
Галанос называл свой кутюрный пошив «готовой одеждой» (то есть prêt-à-porte — от фр. — «готовый к носке»), используя при этом ручную трудоемкую обработку изделий. Для дизайнера был важным тот факт, чтобы «одежда была столь же красива внутри, как и снаружи». По этой причине, некоторые его покупательницы могли себе позволить носить изделия от Галаноса наизнанку, демонстрируя наивысший профессионализм пошива.
Джеймс Галанос родился в Филадельфии в 1924 году в семье греческих иммигрантов Григориса Галаноса и Элени Горголиату, с детства наблюдая за светской публикой в ресторане своего отца. Там же он и нарисует свои первые наброски, и тогда же твердо для себя решит стать модельером.
После окончания школы в Бриджертоне, в 1942 голу Джеймс переезжает в Нью-Йорк для поступления в Трафагенскую школу моды. Проучившись только два семестра, Галанос понимает, что не видит смысла в теории без столь важного для модельера практического опыта. Так, Галанос принимает решение уйти в бутик Хэтти Карнеги на 49-й улице Нью-Йорка в качестве модельера. Но и там разочаровывается: дело в том, что работа в штате оказалась рутинной, без свободы творческой мысли, в которой так нуждался начинающий дизайнер.
В 1945 году он переезжает в Лос-Анджелес для разработки модных изделий под руководством жены текстильного магната Лоуренса Лесавоя, для которой тот и открывает бизнес с нуля. Но и тут не получилось задержаться надолго — пара разводится, а новое дело не оправдывает ожиданий.
Итак, следующая остановка, куда согласился отправить на стажировку Лоуренс Лесавой молодого Джеймса, как и предполагается начинающему дизайнеру — Париж. Именно там постепенно начинает складываться его путь как модельера. В ателье Робера Пиге (также взрастившего в своем деле Кристиана Диора) он работает в одном ряду с такими легендарными (в последствии) дизайнерами мод, как Юбер ди Живанши, Пьер Бальмен и Марк Боан. Это место преподносит Галаносу бесценный опыт, работая с поставщиками тканей и отделки, придумывая изделия под чутким курированием Пиге.
В 1948 году Джеймс возвращается в Америку, где спустя несколько лет открывает компанию по производству женской готовой одежды «Galanos Originals». Свою первую небольшую коллекцию он успешно продал универмагу Saks Fifth Avenue в Беверли-Хилл. Влиятельные редакторы модных журналов вскоре поддержали его работы, и так его репутация стала прочно укрепляться в мире моды.
Затем дизайнер организовал выставку своих изделий, на которой его заметил байер из «Neiman Marcus», а президент компании Стэнли Маркус впоследствии заявил, что «величайшей и самой ценной роскошью в мире для женщин будут платья от Джеймса Галаноса».
Важно понимать, что в то время молодые модельеры из Лос-Анджелеса исследовали футуризм с помощью максимально открытых конструкций: купальников топлесс, стринг и монокини. Галанос в свою очередь продолжал развивать свою идеологию женского видения и поставлял изысканные платья таким знаменитостям, как Марлен Дитрих, Розалинда Рассел и Дайана Росс, и другой элите по всему миру.
Готовая одежда, созданная по философии «высокой моды», стали основной концепцией его творчества: шифоновые платья, высокое качество обработки изделий, простые формы, которые были настолько же спроектированы, насколько и задуманы, несмотря на всю свою техническую сложность, стали визитной карточкой Джеймса Галаноса.
Также в 1953 году Галанос попробовал себя в качестве художника по костюму в кино, создав костюмы для Розалинды Расселл в «Never way at a WAC», Джуди Гарленд в телесериале «General Electric Theater», Сисси Спейсек в «Ginger in the Morning» и др.
Среди его первых клиентов была Грейс Келли. Стэнли Маркус однажды вспоминал, что, когда в 1956 году приближалась свадьба Грейс Келли с принцем Монако Ренье III, она решила, что «у нее нет подходящей вещи, поэтому она позвонила Джимми и сказала, что ей нужна одно из его красивых шифоновых платьев», — в течение недели. И тот доставил.
«Как мастер-ремесленник, г-н Галанос постоянно ищет новые способы достижения различных эффектов расширения диапазона техник пошива одежды», — заметила в 1993 году Бернардин Моррис, модный критик The New York Times. Французский кутюрье Юбер де Живанши поддержал это мнение, заявив, что «даже в Париже мы не делаем так хорошо».
В свои изделия дизайнер добавлял много вышивки нитью и бисером, а подкладка для платьев наиболее часто выкраивалась из натурального шелка. Внимание к деталям — вот в чем особый успех Галаноса. Он твердо верил в ощущение, которое дает ручная и кропотливая обработка женского наряда. Именно за эту возможность надеть на себя портновское искусство и создавало особое ощущение на теле, заставляя отдать за него большие деньги.
В 1975 году модель Крис Ройер носила наряд, созданный господином Галаносом. (© Артур Элгорт/Conde Nast/Contour). Вечернее платье,1980 г. (Исторический музей Чикаго)
Когда в 1997 году была представлена ретроспектива карьеры Джеймса Галаноса в музее Лос-Анджелеса, его работы были оценены искусствоведами, что является признаком того, насколько успешно он по-итогу преодолел пропасть между изобразительным и прикладным искусством, создавая проекты, которые требовали к себе серьезного внимания с точки зрения ключевого культурного феномена в Американской моде.
С 1998 года Джеймс Галанос прекращает работу и уходит на пенсию. В последние годы он обратил свое внимание на фотографию, снимая как черно-белые пейзажи, так и абстрактные работы в цвете. Вплоть до 2016 года Галанос все также продолжает следить за миром моды, периодически давая интервью.
«Нет ничего проще для глаз и тела — красота линий Галаноса». Фото: © Алексис Вальдек, Vogue, 1 апреля 1968 года.
Так, в интервью 2002 года для WWD, Джеймс Галанос, явно не в восторге от состояния моды 2000-х, спрашивает журналиста: «Сколько женщин могут носить только заплатку на промежности и бюстгальтер? Не смущаетесь ли вы, когда видите молодую девушку, идущую по улице практически обнаженной? Сегодня мода ориентирована только на молодежь», — продолжил Галанос. «Все, что мы видим, — это Levi's и голые до тошноты животы. Нет одежды для элегантных женщин. Посмотрим правде в глаза: некоторые вещи, которые вы видите в газете, выглядят совершенно чудовищно — и я не брезглив. Видит Бог, в свое время я шил сексуальную одежду, но есть момент, когда нужно сказать: «Хватит уже».
Джеймс Галанос ушел из жизни в возрасте 92 лет 30 октября 2016 года. В истории костюма и моды он оставил след как профессионал с полной вовлеченностью и крепкой любовью к своему делу: от создания эскизов до проектирования тканей по собственным зарисовкам. Обладатель многочисленных американских и международных наград в области дизайна. По сей день его платья часто можно встретить на различных красных дорожках, только с уже статусом дорого винтажного изделия и дизайном, проверенного временем.
Текст: © Алиса Филимонова. 2023
Фото на анонсе: James Galanos, Fashion Designer, New York City. August 10, 1975 © Richard Avedon. American, 1923–2004