Манифест Вальтера Гропиуса

«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции: быть удобным, дешёвым и красивым».

Это высказывание Вальтера Гропиуса, теоретика модернизма, архитектора, основателя и идейного вдохновителя немецкой революционной школы, которая вошла в историю под названием «Баухаус». Представители этой школы впоследствии отказались от прописных букв, поэтому её название, как и название самого стиля «баухаус», возникшего от имени учебного заведения, стоит писать с маленькой буквы или полностью заглавным печатным шрифтом. Правда, в первую очередь эта идея справедлива для письма на латинице, однако уже эта творческая концепция раскрывает идеи минимализма и функциональности, на которых основывалась школа и к которым с юности тяготел её основатель.

Вальтер Гропиус

Вальтер Гропиус учился в Берлинской высшей технической школе, путешествовал по Испании, архитектурой которой вдохновлялся, затем работал в архитектурной мастерской Петера Беренса, считающегося основоположником промышленного дизайна в Германии. Встреча «двух основателей» многое изменила в профессиональном и творческом развитии Гропиуса — именно работа в промышленном строительстве и принесла архитектору необходимый опыт и основу для развития творческих концепций, которые он реализовал в Баухаусе. В 1910 году Вальтер Гропиус вместе с коллегой, Адольфом Мейером, основал собственную фирму в Берлине, а также вступил в союз архитекторов и дизайнеров — Немецкий Веркбунд (Duetscher Werkbund). Первое время крупных заказов не поступало, Гропиус с коллегами работали над дизайном обоев, транспортных средств и проектированием серийной мебели, затем представили на одной из выставок Веркбунда новаторское здание «Образцовой фабрики», но развитие карьеры Гропиуса прервала Первая мировая война, в сражениях которой архитектор принимал участие.

«Образцовая фабрика». Здание администрации завода. Кёльн, Германия. Фото: Неизвестный фотограф, 1914 год, Гарвардский художественный музей.
«Образцовая фабрика». Здание администрации завода. Кёльн, Германия. Фото: Неизвестный фотограф, 1914 год, Гарвардский художественный музей.

Война изменила мышление Гропиуса и значительно повлияла на теоретические взгляды архитектора. В 1918 году он становится директором Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных и прикладных искусств, которую переименует впоследствии в Баухаус. Отсюда начинается история известной во всём мире искусства и дизайна школы.

«Баухаус» (Bauhaus) в переводе с немецкого означает Дом строительства. Полное название школы — Государственная высшая школа строительства и формообразования (Staatliche Hochschule fur Bau und Gestaltung). Обучение строилось на основе экспериментального подхода, вобравшего в себя идеи советского конструктивизма и неопластицизма.

В 1919 году Гропиус издаёт манифест, в котором призывает художников «обратиться к ремеслу», поскольку «художник — лишь высшая ступень ремесленника».

Лионель Файнингер. Собор будущего. Иллюстрация к манифесту и программе Баухауса в Веймаре. Апрель 1919
Лионель Файнингер. Собор будущего. Иллюстрация к манифесту и программе Баухауса в Веймаре. Апрель 1919

«Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками! Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где всё сольётся в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».

Идея «ремесла» окажется значимой для развития школы и самого стиля баухаус. По началу особое внимание Гропиус уделял ручному декоративно-прикладному искусству, индивидуальности, экспрессионизму, а в середине 1920-ых в Баухаус взяли курс на доступный функциональный дизайн и промышленное производство, которое должно быть адаптировано современному техногенному миру. Идея единения искусства и техники была для Гропиуса мечтой, идеей-фикс, и он планировал осуществить это единение через изучение проблем формообразования и работу с формой как таковой. Для реализации этой идеи нужна была экспериментальная школа-мастерская, где ученики смогли бы свободно, но при этом максимально подробно и наглядно познавать искусство ремесла и создавать новое искусство.

Можно сказать, что обучение в школе проходило свободно и даже весело  в ней бытовала уникальная творческая атмосфера, которую было сложно представить в учебном заведении того времени. В Баухаусе, можно сказать, возник новый тип студента-художника, яркого и свободолюбивого. Вальтер Гропиус самостоятельно придумал программу обучения. Безусловно, реализация её проходила не без помощи и поддержки опытных и начинающих преподавателей — действующих художников и мастеров. Гропиус считал, что в возвращении к ремеслу художники должны больше работать с материалом, поэтому большая часть обучения строилась вокруг работы руками. Баухаус знаменита своим школьным театром, а именно замысловатыми костюмами, которые носили герои-студенты. Большая часть из них собрана из разных геометрических форм, и в этом, в традициях Дома строительства, есть практическая значимость. Помимо того, что яркие необычные костюмы привлекали внимание зрителей, они помогали студентам осознавать пространство через форму, что помогало будущим архитекторам и дизайнеров в обучении.

100 лет Баухаусу: «Триадический балет». © BayerJuniorBallett/Wilfried Hoesl
100 лет Баухаусу: «Триадический балет». © BayerJuniorBallett/Wilfried Hoesl

Такой подход способствовал созданию множества новых дизайнерских решений: предметов мебели, интерьера, посуды. Студенты создавали свои произведения, как и костюмы на спектакли, из простых цветов и форм. Одно из наиболее известных творений — стул Людвига Миса ван дер Роэ. Стул иллюстрирует один из принципов баухауса — упрощение объекта до его основных элементов. Его конструкция основана на идее о том, что стулу не нужны четыре ножки и достаточно стержня в виде S-конструкции, чтобы поддерживать сидение.

Доступность, эстетика и функционализм — ключевые идеи стиля баухаус, которые поносятся сквозь почти сто лет и оказывают огромное влияние на мировой дизайн до сих пор. Можно сказать, что принципам баухауса следует компания IKEA, предлагающая огромный выбор функциональной мебели, в том числе элементов декора и предметов интерьера.

С 1925 года школе, которая стала первым государственным высшим учебным заведением в сфере дизайна, были значительно сокращены субсидии от государства. Баухаус вынуждено переехал из Веймара, где располагалась школа со дня её основания, в Дессау. Новое здание для школы спроектировал сам Вальтер Гропиус — оно стало настоящим манифестом баухаус в архитектурном сооружении: простота, функциональность и эстетика формы. Гропиус спроектировал его так, чтобы студенты могли не только учиться в нём, но и жить и отдыхать. Для своего времени это было новое слово в архитектуре.

Школа Баухаус в Дессау
Школа Баухаус в Дессау

В 1928 году по политическим и профессиональным причинам Гропиусу пришлось попрощаться со своим детищем. Он покинул пост директора, как и сам Дессау, уехав в Берлин. Там архитектор решил посвятить себя частной практике.

В годы перед тем, как власть в стране захватят национал-социалисты во главе с Гитлером, Гропиус занимался типовым жилищным строительством, и в этом ни на шаг не отходил от своих идей и стремлений к экспериментам с формой. Архитектор активно экспериментировал с бетонными конструкциями, именно он разработал метод строчной застройки жилых кварталов. По его проектам было возведено 370 однотипных домов в Дессау, построен посёлок Даммершток и жилой квартал на окраине Берлина.

Посёлок Дессау-Тёртен, 1926-1928. Жилой комплекс Сименсштадт, 1929-1934.
Посёлок Дессау-Тёртен, 1926-1928 Жилой комплекс Сименсштадт, 1929-1934

После создания Третьего Рейха положение Гропиуса, который был на самом деле глубоко предан своей стране, становилось всё более ненадёжным, он попробовал вступить в Имперскую Палату культуры, но так и не смог согласиться с политикой нового правительства. В итоге Вальтер Гропиус с семьёй бежал в Великобританию, где успел построить сельскую школу в Импингтоне.

Школа в Импингтоне, 1938-1939
Школа в Импингтоне, 1938 – 1939.

В 1937 году Гропиус переехал в Америку по приглашению Гарвардского университета, где стал профессором архитектуры. Он построил дом в пригороде города Линкольн, и это здание стало первым образцом «интернационального стиля», что положило начало новому архитектурному движению — модернистскому. Также в Америке Гропиус открывает архитектурное бюро, собрав сообщество выпускников Гарварда, и работает с частными заказами.

Вальтер Гропиус умер в возрасте 86 лет, пережив две войны. Незадолго до своей смерти, он получил звание академика.

Гропиус в Гарварде
Гропиус в Гарварде

Идеи Вальтера Гропиуса оказали колоссальное влияние на развитие не только мировой архитектуры, но и мирового дизайна. Его главное детище, школа Баухаус, хотя и просуществовало недолго, а в конце и вовсе без своего отца-основателя, выпустило немало выдающихся мастеров разных ремёсел — дизайнеров нового поколения, а стиль и идеи, возникшие и формулировавшиеся в стенах этой школы, изменили развитие мирового дизайна. Вальтера Гропиуса можно назвать настоящим революционером-исследователем в мире дизайна и архитектуры.

Текст: © Мария Цемпилова. 2023