Лица русского дизайна. Юрий Борисович Соловьев

Серию статей Сергея Хельмянова о легендах русского дизайна продолжаем публикацией о Юрии Борисовиче Соловьёве – основателе ВНИИТЭ и организаторе Союза дизайнеров СССР.

Ю.Б. – так называли этого человека в дизайнерской среде, и всем было понятно, о ком идет речь. Переоценить его значение для дизайна невозможно. Юрий Борисович Соловьев – человек, обладавший потрясающей энергией, авантюрист, одаренный огромным социальным талантом, художник с тонким чувством нового. Именно он ввел термины «техническая эстетика», «художественное конструирование». Он отец-основатель советской империи промышленного дизайна – ВНИИТЭ, организатор Союза дизайнеров СССР. Он дизайнер не столько промышленных изделий и объектов, сколько самой системы дизайна в СССР.

Юрий Борисович родился 12 января 1920 года в Костроме. Когда ему было четыре года, семья переехала в Москву, где отец его стал учиться в Военно-воздушной академии. Юра рос в замечательном окружении: его другом был сын советского поэта и общественного деятеля Демьяна Бедного, соседями по коммуналке – семья авиаконструктора Ильюшина. Уже в детстве он познакомился с лучшими представителями советской художественной, театральной, технической и политической элиты.

1930-е годы. По его собственным воспоминаниям, Юра был весьма влюбчивым юношей и всегда был окружен прекрасными дамами. Узкий круг «модных салонов» золотой молодежи и одновременно идущие по стране репрессии, которые затронули друзей и родных, воспитали в нем потрясающее умение общаться с людьми и тонко чувствовать социум. Юрий был вхож в самые высокие кабинеты, дружил со Светланой Аллилуевой и Василием Сталиным. Дружба эта была в тот момент опасной: отношения Сталина с детьми были очень напряженными.

В 1943 году Юрий окончил Московский полиграфический институт, в 1944-м поступил в Высшую дипломатическую школу, где развил бурную общественную деятельность по приобщению к культуре слушателей школы. И неожиданно узнал о том, что отчислен… Решение об отчислении было принято в обход директора школы и даже наркома иностранных дел. Над головой явно сгустились тучи. Помог Василий Сталин, он «забрал» Соловьева в армию военным фотокорреспондентом, прикомандированным к авиационной дивизии, которой командовал. Когда тучи развеялись, Юрий вернулся в Москву и решил, что бесшабашная юность слишком затянулась, пора решать, чем заниматься в жизни. Его увлекала архитектура, и как всегда открыв дверь высокого кабинета (ректора Архитектурного института), Соловьев вошел в новый этап своей жизни – поступил на третий курс МАРХИ.

АХБ

Война закончилась, надо было приводить страну в порядок, а студенту Соловьеву нужно было на что-то жить. Сфера интересов с возможностью воплощения – интерьер. Через высокопоставленных знакомых Юрий заключил договор с одним из промышленных министерств на «художественное оформление» образцово-показательного магазина в Москве. Проект был выполнен, утвержден заказчиком, настало время реализации. Соловьев едет в только что присоединенное к СССР Закарпатье, в Ужгород, налаживать связи с «западными» производителями мебели и оборудования. Знакомится с высококлассными специалистами, договаривается об исполнении его проекта. Однако по возвращении в Москву с удивлением обнаруживает, что его проект уже «лепят» из фанеры.

Он решает отказаться от случайных работ. В поиске новых проектов Юрий обращается к начальнику Главного управления танковой промышленности с предложением проектирования интерьеров оборонных министерств. В ответ же получает предложение спроектировать интерьер пассажирского вагона нового поколения, который планировалось запустить массовой серией. Соловьев согласился, слабо представляя объем и специфику работ. Собрав коллектив из двух своих однокурсников, заключив договор с Калининским вагоностроительным заводом, 5 декабря 1945 года он приступил к работе. Это был первый дизайн-проект в жизни Ю.Б., хотя в то время он не знал даже слова «дизайн». А решались именно дизайнерские задачи: функциональность, эргономика, освещение, общая культура, эстетика.

Поняв, что объем работ в сфере художественного оформления транспортных средств колоссален, Соловьев обращается с предложением к министру транспортного машиностроения о создании Архитектурно-художественного бюро (АХБ) с опытным производством. Предложение было принято и подписано заместителем председателя правительства Л.П. Берией. 25-летний студент Ю.Б. Соловьев был назначен начальником и главным архитектором этого бюро.

Работа над интерьером вагона шла полным ходом. С проектом АХБ конкурировал проект, разрабатываемый КБ Калининского завода. Для изготовления полноразмерных макетов был выделен громадный цех. Соловьев в ежедневном режиме руководит работой над макетом, учебу в институте пришлось бросить, а кроме производственных трудностей, на Соловьева сыплются доносы со стороны коллег-конкурентов. Однако макеты были готовы в срок, и правительственная комиссия единодушно утвердила вариант АХБ, вагон начал выпускаться серийно. Сотрудники КБ получили Сталинские премии, а дизайнер (впрочем, как обычно) остался обойден вниманием. Однако за гонорар Ю.Б. купил себе спортивный «крайслер».

АХБ начало расти, решением Л.П. Берии выделили помещения. Остро встал вопрос кадров, первыми сотрудниками новой организации становятся выпускники Строгановки и МАРХИ. Соловьев едет в Ужгород и там со своими недавними знакомыми, а теперь уже соратниками организует опытное производство. Находят заброшенный завод, цеха которого оборудуют современнейшими трофейными станками. Первой большой работой в сфере речного транспорта стал пароход «Иосиф Сталин». В сотрудничестве с конструкторским бюро киевского завода Соловьев выполняет проект общего решения и внешнего оформления парохода. АХБ проектирует и выполняет в натуральную величину сначала макеты основных помещений парохода, а затем опытное производство выполняет и отделку, и мебель самого парохода. Уникально – в этом проекте впервые было применено люминесцентное освещение на транспорте. В 1949 году пароход спущен на воду. В том же году был спроектирован и построен троллейбус ТБУ-1. Над этим проектом Соловьев работал лично. В нерабочее время ему разрешалось выполнять творческие проекты. Во-первых, это позволяло заниматься не только административной, но и творческой работой, а во-вторых, гонорары за проекты были значительной прибавкой к зарплате начальника бюро.

троллейбус ТБУ-1

АХБ проектировало речные пассажирские суда, участвовало в проекте первого атомного ледокола «Ленин», в разработке жилых пространств атомной подводной лодки, новых моделей вагонов, электричек, бесшумных трамваев. Все новейшее и передовое не проходило мимо внимания Ю.Б. Ужгородское опытное производство серийно выпускало мебель и даже складной моторный катер.

Катер на подводных крыльях

Соловьев, мечтая о большей независимости и пытаясь освободиться от вечного противостояния с руководителями различных КБ, в 1956 году принял решение о реорганизации АХБ в Центральное конструкторское бюро № 12, специализирующееся на малом судостроении. Катера и яхты ЦКБ № 12 демонстрировались на международных выставках, получали награды и внимание зарубежных коллег и профессиональной прессы. Вершиной же творчества стала яхта «для Эйзенхауэра». Подключив специалистов из КБ своего старого и старшего друга С.В. Ильюшина, Ю.Б. спроектировал действительно технически прогрессивный катер на подводных крыльях. Однако для того времени проект оказался слишком революционным, был упрощен, построен в четырех экземплярах, но как подарок Эйзенхауэру оказался не востребован. Визит президента США в СССР был отменен из-за ухудшения отношений между странами.

ВНИИТЭ

1957 год. Лорд Рейли, директор Британского дизайн-центра, посетил СССР и остался удручен увиденным. Ю.Б. Соловьев воспринял это как личный творческий вызов. «Нельзя допускать, чтобы страна с такой культурой и такими возможностями выпускала такую безобразную продукцию» – c этой фразой обратился он к руководителям Госкомитета по координации научно-исследовательских работ. Так началась реализация давней мечты Соловьева о создании общесоюзной службы дизайна. Он знакомится с мировым опытом дизайн-проектирования и образования. Завязываются профессиональные знакомства и личная дружба с величайшими дизайнерами мира. Ю.Б. организует лекции в СССР американских дизайнеров с целью популяризации этой новой сферы деятельности. В результате в 1962 году появилось Постановление Совмина СССР о создании Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) и 7 специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ). На предприятиях предлагалось организовать художественно-конструкторские группы. Для обеспечения системы специалистами реорганизовывались три вуза: Строгановское и Мухинское училища и Харьковский художественно-промышленный институт.

ВНИИТЭ располагается в одном из павильонов на территории ВДНХ. Соловьев собирает уникальный коллектив, формирует структуру института из трех дизайнерских отделов: машиностроения, товаров бытового потребления и средств транспорта. Создаются отделы инженерной психологии (эргономики), инженерной экспертизы и отдел теории. Позднее организуются подразделения графического дизайна и интерьера. Особое значение имел отдел информации с уникальной научно-технической библиотекой. Объем практических и теоретических работ увеличивался, институт разрастался, появлялись новые уникальные отделы и подразделения.

Здание ВНИИТЭ в Москве

В 1964 году институт начинает издавать прекрасно иллюстрированный и качественно напечатанный бюллетень «Техническая эстетика», который на долгие годы становится вестником и пропагандистом дизайна в СССР. ВНИИТЭ организует международные дизайнерские выставки, первой из которых становится выставка британского дизайна на ВДНХ.

Ведутся научно-методические и проектные работы. Дизайнеры ВНИИТЭ выполняют проекты для промышленных предприятий всей страны. Личные связи и авторитет Соловьева помогают получать заказы из западных стран, невзирая на железный занавес.

Проект станка для итальянской фирмы «УТИТА»

Проект станка для итальянской фирмы «УТИТА» производит фурор на международной станкостроительной выставке. Такой объем, профессионализм и качество работ, какой провел коллектив института при работе над этим проектом, поражал. Проект такси ВНИИТЭ (под руководством Ю. Долматовского) вызвал живой интерес и желание совместного производства у властей Нью-Йорка. Естественно, Соловьеву дали понять, что необходимо игнорировать это предложение о сотрудничестве.

Проект такси ВНИИТЭ (под руководством Ю. Долматовского)

В 1965 году институт становится членом ICSID (The International Council of Societies of Industrial Design) – Международного совета организаций по промышленному дизайну. К 1970-м законодательно закрепляется, что для получения Знака качества СССР выпускаемый товар должен иметь положительную экспертизу потребительских свойств ВНИИТЭ.

Проводятся международные выставки советского дизайна и выставки западного дизайна в Советском Союзе. В результате всего этого комплекса работ институт становится авторитетной организацией в мире промышленного дизайна. В 1975 году конгресс ICSID проходит в Москве, а в 1977 году Соловьев избирается президентом этой организации.

Одновременно шли грандиозные проектные и творческие работы. Самой значимой была дизайн-программа «Электромера». Уникальная тем, что впервые дизайнеры рассмотрели и спроектировали как единое решение продукцию целой отрасли промышленности – порядка 1500 изделий! В проект входили также упаковка, одежда сотрудников, дизайн среды около сорока предприятий, институтов, КБ и графический фирменный стиль Всесоюзного объединения «Союзэлектроприбор». Идеологом этого проекта был Дмитрий Азрикан.

1980-е годы.

Кипучая энергия и творческий потенциал Ю.Б. Соловьева не дают ему почивать на лаврах. Он вынашивает новую идею – создание творческого союза, Союза дизайнеров СССР. Он, не стесняясь, входит в высокие кабинеты, уговаривает, доказывает, убеждает, устраивает выставку дизайна непосредственно в ЦК КПСС. И добивается своего. В апреле 1987 года проходит учредительный съезд Союза дизайнеров СССР, а Соловьева выбирают его председателем. Идущая в стране перестройка, упавший железный занавес дарят надежды на большие перспективы, но этим надеждам не суждено сбыться. Экономика рушится, индустрия останавливается, промышленные дизайнеры остаются без работы.

Формат журнальной статьи позволяет рассказать об этом человеке лишь телеграфно. В 2004 году Союз дизайнеров России издал книгу воспоминаний Ю.Б. Соловьева «Моя жизнь в дизайне», рекомендую ее к изучению.

Книга воспоминаний Ю.Б. Соловьева «Моя жизнь в дизайне»

Дизайн – сфера гуманитарная, все, что делает дизайнер, он делает для человека. Юрий Борисович Соловьев своим талантом, силой своей личности создал ВНИИТЭ, как он назвал его в своей книге – «институт надежды». Надежды на то, что дизайн сделает нашу культуру и страну человечнее, гуманнее, добрее. Однако 14 июня 2013 года был закрыт ВНИИТЭ. 6 октября 2013 года скончался Ю.Б.»

Сергей Хельмянов
Впервые опубликовано в журнале «Проектор» № 4 (25) 2013